?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Очередная серия в нашем проекте Сравнительная историческая урбанистика.
Этот пост представляет для меня большую сложность, так как интересного материала чрезвычайно много.
Постараемся объять необъятное и показать разнообразную уличную культуру городов мира, какой она была полвека назад.

Начать хочется со сопоставления двух примеров "велосипедной культуры", представляющих разные полюса человеческой и городской цивилизации.

Велосипед как основой вид транспорта в афганском Герате 1966 года:



За исключением столбов электропередачи уличная культура здесь типична для раннего Средневековья: немощёные улицы без тротуаров, но со сточно-дренажными канавами. Плюс гужевой транспорт. Нет никакой навигации, уличного освещения, озеленения. Но в средневековой Азии таких широких прямых улиц не существовало, это явно результат городского планирования 20 века. Так что получился своеобразный микс эпох.
Колдобины и грязь не помешали массовому распространению велосипедов в афганских городах 1960-х.

А здесь самая велосипедная страна тогдашнего (и современного) мира, голландский город Делфт:



Представители совершенно другой цивилизации плотным потоком несутся на великах по клинкерной брусчатке. Наверное, тамошние городские власти знают страшную тайну, почему брусчатка для велосипедистов лучше асфальта. Или всему виной бедность и невежество голландцев, которые на много десятилетий отстали от СССР в асфальтировании всего и вся?

Чтобы закрыть сразу велосипедную тему, посмотрим ещё некоторые города.

Один из последних оплотов европейского велосипедизма в 1966-м город Дублин:


Кажется, на снимках 1961 года велосипедистов было побольше.

Немножко велосипедизма сохранялось в австрийском Иннсбруке:
1966 Innsbruck Maria-Theresien-Str.jpg

Но про какие-то велодорожки даже речи не было, эта "блажь" появится ещё не скоро.

Велосипедный Кабул 1966 года:


А теперь найдите велосипедистов в современном кабульском трафике. Последствия 15-летней американской оккупации страны налицо.

Вообще, Кабул полувековой давности был прекрасен:

КРУПНО

"Москвич"-400 пахал в качестве такси, хотя в основном это всё же были советские 21-е "Волги". Одним боком Афган входил в сферу советского влияния.

Ещё в 1966 году велосипед был главным транспортным средством в Китае, например, в Пекине:


Ещё один полюс цивилизации.
Три разных культуры, ставших почему-то исключением из общемировой картины траффика 1966 года.
Даже в Скандинавии к концу 1960-х на велосипеды успели порядком забить. По крайней мере, в крупных городах.
Вот, например, Копенгаген 1966-го забит автомобилями:



Да что там Копенгаген, даже в Амстердаме 66-го велосипедистов надо поискать:


Остальной мир середины 60-х разделяется на царство личных автомобилей и царство общественно транспорта.

К 1965 г. автомобильный парк крупнейших капиталистических государств состоял из 125 млн. машин (включая легковые и грузовые автомобили, а также автобусы). Из них 86 млн. принадлежали США, 11 - Франции, 10 млн. с небольшим - Великобритании, около 9 млн. - ФРГ, 5,5 - Италии и 3 млн. - Японии.

Конечно, автомобильной столицей мира с начала 20 века оставались США.
Если в СССР к 1966 году одна легковая машина приходилась на 238 жителей, то в США — на 2,7 человек.
Даже современная Россия (к счастью) пока не достигла такого уровня автомобилизации, на каком были Штаты полвека назад.

Пробка на въезд в туннель Brooklyn Battery, ведущий в Манхэттен, во время первой масштабной забастовки работников сферы транспорта в Нью-Йорке в 1966 году, фото Arthur Schatz:


КРУПНО

США выпустили 11 137 830 авто (45% мирового производства). Этого хватало, чтобы обеспечить всё Западное полушарие и ещё продавать кое-что в Восточном.
В Германии выпущено 2,73 млн. авто.

На снимках Чикаго полувековой давности узнаю современный московский траффик:


Реально, в кадре ничего кроме частных автомобилей!

Трафик в Калифорнии 1966-го:

Эта автострада у них называется "бульваром"! Newport Blvd, Costa Mesa.

Лишь в единичных американских городах к середине 1960-х сумели сохранить трамвай. Наверное, лучше всего в Сан-Франциско:


А ещё в Сан-Франциско 66-го были троллейбусы!:
1966 SF Market St2.jpg

Вообще, троллейбусы в Западном мире приживались плохо.
Одним из исключений был крупнейший город Новой Зеландии Окленд. Снимок из 66-го:


Капитализм - это платные дороги.
Сидней 1966-го встречает президента Джонсона:

КРУПНО

В советском стереотипе "настоящий капиталистический город" должен был весь светиться коммерческой рекламой, но вот такие россыпи как в Ванкувере 1966 года на самом деле надо было ещё поискать:


Капитализм капитализмом, но мозг нормального западного человека (в отличие от жителя Гонконга или Токио) не очень-то будет рад такому обилию визуального мусора. С ним готовы мириться только в отдельно взятых местах вроде Пикадилли-сёркус или Таймс-сквер:



Ну, есть ещё и целый город-исключение. Это Лас-Вегас. Он всегда в своём репертуаре и 66-й не был исключением:


Визуальный мусор - это не только реклама, конечно.

Вот так замечательно выглядел главный канадский мегаполис Торонто в 66-м:


Прямо как на снимках русских дореволюционных городов!

ЕВРОПА

Уровень автомобилизации в Западной Европе был (в среднем) вдвое ниже американского, но в разы больше Восточной Европы или СССР.

Французы пришли к успеху — парковка в Нанси 1966 года:


Вообще, 1960-е — это самый разгул европейского автомобилизма. В 1970-е некоторые уже начнут задумываться о его "тёмной" стороне, в 1980-е начнутся первые перемены.

Очень характерный пример эволюции европейских городов.
В 1966 году самая популярная у горожан и туристов венская площадь Грабен была отдана на растерзание автомобилям:


Прошли десятилетий и здравый смысл восторжествовал:


Точно такие же перемены произошли с тех пор со многими историческими площадями Европы.

Например, с самой красивой площадью в Праге, где в 1966-м была сплошная автопарковка:
1966 Prague.jpg

Наверное, и на этой площади словенской Любляны теперь не увидишь такого безобразия, как в 1966 году:


Ословские велосипедисты к 1966-му куда-то успели все подеваться, зато трамвай на своём месте:


Пешеходов в Осло заботливо оградили от проезжей части:


А вот асфальтировать улица не спешили.

Англичане уже успели радикально перестроить свой Бирмингем согласно заветам дедушки Ленина Корбюзье:


Стокгольм строит автострады и хрущевки, 1966:


Последний год правостороннего движения в шведской столице, велосипедистов и след простыл:


Нет, всё же ещё оставались отдельные смельчаки:


Главная улица шотландской столицы спустя 10 лет после прощания с трамваем:


Тачки одна круче другой))

Проблемы финских улиц нам хорошо знакомы. Зимний Хельсинки в 66-м:


СОЦЛАГЕРЬ

Траффик в Восточном Берлине 1966-го:


В каком же году ГДРовцы отказались от дабл-деккеров?

Хотя эстакадам не место в исторических городах, но ретро-эстакады безумно прекрасны:


Это тоже Восточный Берлин 66-го, как вы догадались.

Шталин-Аллею к этому времени уже переименовали в честь Карла Маркса, но ничего кроме названия на ней с 1955 года особенно не изменилось:


Осью городского транспорта Варшавы к 66-му оставался трамвай:


Обратите внимание: каждая вторая легковушка на улице - польский вариант нашей "Победы". Под маркой "Варшава" они их выпускали аж до 1972 года!

В Москве 1966-го "Победы" уже редкость, а Варшаве пожалуйста:


Интересно, это СССР не пожелал передать своим польским друзьям лицензию на более современные автомобили, или они уже сами не захотели осваивать производство "Волг" или "Москвичей"?

Прекрасная София в 1966-м не страдала от пробок и избытка выхлопных газов:


Кажется, что та же "Волга" перекочевала в прекрасный Бухарест 66-го:


Полукапиталистический Белград в 1966 году:


АЗИЯ

Плавно перемещаемся в Азию.
Хотя географически Стамбул находится в Европе, но его душа лежит по другую сторону Босфора. Стамбульский траффик 66-го можно разглядывать долго и с интересом:


Где ещё в кадр попадут вместе старая грузовая "Победа" ("Варшава") и хищные плавники американской тачки из 1957 года? Я уже не говорю про ослика.

"Париж Ближнего Востока" (он же Бейрут) живёт первый год без трамвая и теперь весь принадлежит автомобилистам:


Старые кварталы Бейрут в 66-м, машинам здесь уже тесно:


Малазийский Пенанг в 1966-м:


Как говорится, "тяжелое наследие британского колониализма" налицо))

В Багдаде англичане успели наследить не так сильно, поэтому британское влияние оставило достаточно места ближневосточному колориту:


Ещё один симбиоз двух культур - британский Гонконг:


Гонконг легко узнать по рекламным джунглям, а ещё по эксклюзивным трамваям:


Джакарта уже к 1966-му успела сформироваться как амбициозный градостроительный проект с небоскрёбами и широченными автомагистралями:


О недавней дружбе с СССР напоминает ГАЗ-69. Местный специфик: в ЮВА давно полюбили джипы!

А вот гораздо более успешный экономически Сеул развивался не как государственный проект, а скорее по законам дикого капитализма, т.е. хаотично. Поэтому выглядел в 66-м весьма скромненько, серенько и утилитарно:


В отличие от Сеула японский Саппоро сумел сохранить свой трамвай. Так он выглядел в 1966-м:


Юго-Восточная Азия встречает нас рокотом "Тук-туков".
Бангкок-66:
1966 Bangkok2.jpg

Несмотря на начавшееся уже "экономическое чудо" Сингапура пока не коснулись амбициозные градостроительные проекты. В нём ещё чувствуется скромное обаяние прежнего колониального города:


Старый добрый Сингапур во всей его экзотической красе:


Теперь они пришли к успеху:


Совсем скромно в 66-м выглядела столица ещё одного будущего "азиатского тигра" - г. Тайбэй:


Сайгон 1966 года - перекрёсток культур:


Через 10 лет развитие этого города сделает крутой зигзаг: сразу после победы Вьетконга ВСЕ машины исчезнут из города в неизвестном направлении и начнут вновь появляться на улицах лишь ближе к 2000-м. В 2006-м я не застал там НИ ОДНОГО старого автомобиля.



Comments

( 19 comments — Leave a comment )
d2026
Dec. 23rd, 2016 07:58 pm (UTC)
Ездить по брусчатке на велосипеде - удовольствие сильно ниже среднего.
visualhistory
Dec. 23rd, 2016 07:59 pm (UTC)
Вся Европа так ездит.
d2026
Dec. 23rd, 2016 08:02 pm (UTC)
Это не означает что это нормально. Не, на двухподвесе может и ничего, или если давление в колесах атмосферы две. Но первый для города - перебор, а на 2 очках больше 15-18 ехать уже тяжело
creaze
Dec. 24th, 2016 02:22 pm (UTC)
> на двухподвесе может и ничего, или если давление в колесах атмосферы две

Бля, теоретик!
d2026
Dec. 27th, 2016 04:18 am (UTC)
А что не так?
creaze
Dec. 24th, 2016 02:21 pm (UTC)
Либо у вас велосипед как-то неправильный, либо брусчатка.

Я с удовольствием пугал туристов в историческом центре Вены, с ветерком. А там кондовая, средневековая брусчатка, не тот паркет, который Собянин постелил.
barabaan
Dec. 23rd, 2016 08:08 pm (UTC)
Возможно, я не понял смысл поста. Афганцы идут к прогрессу, голландцы восстанавливают традиции и экономят. Что вы хотели сказать постом про велосипеды?
visualhistory
Dec. 24th, 2016 05:22 am (UTC)
То, что неисповедимы пути прогресса))
Я лишь обратил внимание, что самые непохожие в мире культуры внезапно сходятся в каких-то точках, как Герат с Делфтом середины 1960-х в плане массового велосипедизма. Этим и интересна сравнительная историческая урбанистика.
kneiphof
Dec. 23rd, 2016 08:23 pm (UTC)
"Да что там Копенгаген, даже в Амстердаме 66-го велосипедистов надо поискать"

В Амстердаме популяризации велосипеда со второй половины 60-х годов способствовали гномы. Да-да, было такое "движение гномов" (kabouterbeweging). Нечто вроде хиппи-анархистов. Парочка гномов даже были избраны в городской совет. Среди всего прочего, они предлагали устроить в Амстердаме систему общественного велопроката. Тогда городские власти идею отвергли, а по сути идея обогнала свое время на сорок лет, ведь массовый велопрокат во многих европейских городах стали организовывать только после 2000 года.

"А ещё в Сан-Франциско 66-го были троллейбусы!"

А они и сейчас там есть. Внезапно!

"Вообще, троллейбусы в Западном мире приживались плохо."

Да вообще-то неплохо приживались. В Великобритании, например, было несколько десятков троллейбусных систем. Но - не на долго! В большинстве городов западного мира троллейбус был промежуточным этапом между трамваем и автобусом. Сценарий был примерно такой: сначала трамвай заменяли троллейбусом, что преподносилось как прогресс (троллейбус - современный, быстрый, маневренный!), а лет через 20-30, когда вставал вопрос о замене подвижного состава, троллейбус тихо прикрывали.

Троллейбусы сохранились в основном в местах с тяжелым профилем - в городах Швейцарии и Австрии, в Веллингтоне и, опять же, в Сан-Франциско.


captainl
Dec. 24th, 2016 12:49 am (UTC)
Так, вроде, и трамваи в Сан-Франциско бегают до сих пор, вместе с троллейбусами, автобусами, кейблкарами, муни и БАРТом.
visualhistory
Dec. 24th, 2016 03:16 pm (UTC)
А кто писал, что больше не бегают?
visualhistory
Dec. 24th, 2016 05:16 am (UTC)
"было несколько десятков троллейбусных систем. Но - не на долго". Вот это и называется "плохо приживались".
creaze
Dec. 24th, 2016 02:20 pm (UTC)
> ведь массовый велопрокат во многих европейских городах стали организовывать только после 2000 года.

Я помню, как это было в Вене, в 2002-м. «Раздача велосипедов по два евро».
o_gregory
Dec. 23rd, 2016 11:24 pm (UTC)
Спасибо! Только вместо Бейрута у Вас снова Берлин.)
visualhistory
Dec. 24th, 2016 05:14 am (UTC)
Исправил. Это последствие чудовищных глюков в ЖЖ, из-за которых погибла половина поста и пришлось из последних сил писать всё заново((
Говорят,что эти глюки связаны с переносом серверов ЖЖ из США в Россию.
nkps
Dec. 24th, 2016 04:46 am (UTC)
Брусчатку каждый год не поперекладываешь.
creaze
Dec. 24th, 2016 02:18 pm (UTC)
В 2002-м году я заехал в какой-то немецкий университетский городишко. Не то Тюбинген, не то Хайдльберг, не вспомню. Из Вены приехал, которая сама очень велосипедна.

Он был просто усыпан велосипедами. Время было незимнее. Велосипедов было в разы больше чем машин (плюс тесные средневековые улочки), и на универских стоянках они были тупо налеплены.

Я вдруг понял, что наш анекдот про голландцев «не заявляешь в полицию, а тупо крадёшь соседский» — это наверное не вполне анекдот.
Michael Antonov
Dec. 28th, 2016 12:04 pm (UTC)
= Наверное, тамошние городские власти знают страшную тайну, почему брусчатка для велосипедистов лучше асфальта. =

Вот-вот, мне тоже думается, что разгадку этого феномена надо искать в городских коридорах власти.
smok044
Jan. 9th, 2017 08:42 am (UTC)
Интересно, это СССР не пожелал передать своим польским друзьям лицензию на более современные автомобили, или они уже сами не захотели осваивать производство "Волг" или "Москвичей"?

Поскольку конструктив машин волга=форд, москвич = фольцваген были ворованными, то лицензий на воровство не существовало)
( 19 comments — Leave a comment )

Profile

visualhistory
visualhistory

Latest Month

December 2017
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      

Tags

free counters



История и современность

Locations of visitors to this page

История и современность
Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner