?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Решил сохранить это материал для себя, так как давно уже готовлю большой пост по феномену Старого города.
Вообще даже не знал, что в Ташкенте ещё есть Старый город, думал, что всё уже давно извели. А ещё никогда не задумывался, что средневековые города Средней Азии тот же самый европейский фахверк.

Оригинал взят у b_picture в Обломки империи: старый Ташкент на грани разрушения
В 2012 году ныне покойный президент Узбекистана Ислам Каримов подписал указ о реконструкции, благоустройстве и развитии так называемого старого города в Ташкенте. Помимо мечетей и культурных сооружений, которые обычно реставрируются (хотя иногда качество реставрации оставляет желать лучшего), это обновление должно было коснуться и ветхих саманных построек. Эти кварталы строились еще до того, как царская Россия завоевала Среднюю Азию, а теперь им грозит полное уничтожение.

Отголоски огромной империи Тамерлана теперь ютятся за зелеными заборами, которыми нынешние городские власти стыдливо прикрывают старые глиняные постройки. Жители ждут, когда их переселят в новые дома, и тогда культура и быт этих улочек, которые веками пропитывались солнцем, уйдет в небытие.






Возраст многих домов в этой части узбекской столицы достигает ста пятидесяти лет. Их построили еще до того, как в 1865 году сюда пришел генерал русской армии Михаил Черняев со своим отрядом и присоединил эти территории к Российской империи.


Тогда Ташкент окружала длинная глиняная стена, которая была снесена с приходом русской армии. Новый, «русский» Ташкент стал застраиваться на незаселенных землях за каналом Анхор. Центром нового Ташкента стала Константиновская площадь, которую ташкентцы сейчас называют просто Сквером.


Европейская часть Ташкента разрасталась, а старые глинобитные кварталы жили своей жизнью с устоявшимся бытовым укладом. Даже во времена СССР здесь не занимались реконструкцией.


Многие дома в старом городе устояли даже после разрушительного землетрясения 1966 года, когда восстанавливать Ташкент съезжались специалисты со всех концов СССР. Сейчас старый город — неотъемлемая часть нового, хранитель его колорита и традиций.


Главные улицы по сравнению с переулками довольно широкие. Газовые баллоны по обочинам вкопаны для того, чтобы машины не задевали стены домов при поворотах. Ведь в советское время легковые автомобили в этой части города попадались довольно редко, зато постоянно проносились туда-сюда грузовики. Тяжелые ЗИЛы могли нанести непоправимый ущерб глинобитным стенам.


С советских времен здесь остались деревянные столбы фонарей, которые внизу подпираются чугунными рельсами. В этих районах электричество появилось только в конце 1950-х годов, при Хрущеве.


В этих местах соседи хорошо знают друг друга, постоянно общаются и собираются за одним столом во время традиционных праздников. Таким отношениям с соседями можно только позавидовать.


В отличие от современной части Ташкента, где большинство носит европейскую одежду, в старом городе часто встречаются женщины с покрытой по мусульманскому обычаю головой. Большая часть мужчин здесь регулярно ходит в мечеть.


Люди, живущие здесь много лет, очень гордятся, что они именно из старого города, считая себя настоящими коренными ташкентцами. Они называются «старогородскими», противопоставляя себя «областным» и «понаехавшим» — переселенцам из других городов и деревень.


В глинобитных стенах старого Ташкента все еще попадаются деревянные дверные проемы на уровне второго этажа, украшенные старинной резьбой. Зачем делать дверь так высоко, не имея балкона? Местные жители предлагают несколько вариантов объяснения этого загадочного явления.


Согласно одной из версий, поскольку раньше мусульманские женщины не имели права покидать стены дома, они могли смотреть на происходящее на улице только из этих дверей.


Другое предположение заключается в том, что так выглядело обычное окно, когда не было стекол: воздушный узор резьбы заменял стекло и через него проникал свет. К тому же через него можно было посмотреть, что происходит на улице.

Еще одна версия — окна-двери сделаны так высоко, чтобы удобно было брать товар с телеги странствующего торговца, не выходя со двора.


Как же строились эти удивительно прочные глинобитные дома? Фундамент выкладывали из обожженного кирпича, а поверх него укладывали пояс из древесины арчи — разновидности хвойного дерева, которая считается очень прочной. Затем к деревянной балке над фундаментом под наклоном крепились другие брусья, а с обеих сторон такого деревянного каркаса укладывали глиняные кирпичи под названием «гувала».


Гувала — это не просто большие саманные кирпичи. Во-первых, они гораздо компактнее, а во-вторых — в них не добавляют солому.


Гувала клали двойным рядом между деревянными брусьями, оставляя в стенах воздушное пространство. Глину вперемешку с соломой наносили в самом конце вместо штукатурки. Получалось, что зимой внешний слой стен из глины с соломой защищал от холода, а пространство в стенах удерживало тепло. Летом эти же воздушные камеры служили для сохранения в доме прохлады даже в самые жаркие месяцы. Кроме того, натуральные строительные материалы защищали дом от сырости и образования плесени.


Что еще уникального в этих с виду неказистых ветхих постройках? Раньше при строительстве домов не использовалось ни одного гвоздя, так как деревянные детали идеально подгонялись одна к другой. Возможно, именно поэтому они выдержали не одно землетрясение.


Уникальный район Ташкента со своей атмосферой, тот самый теплый Ташкент, принявший немало переселенцев из самых разных уголков СССР, сейчас на грани исчезновения, ведь в простых крестьянских жилых домах государство не видит особой ценности.


На месте снесенных частей старого Ташкента уже появляются новые дома. Скорее всего, жителям в них будет более комфортно, но от уникального быта старого города не останется и следа.


















Смотрите также: Узбекистан Макса Пенсона

источник




Comments

( 14 comments — Leave a comment )
dartii
Dec. 25th, 2016 12:24 pm (UTC)
короче без русских узбеки даже у себя дома ничего делать не могут )))
jalynski
Dec. 25th, 2016 02:09 pm (UTC)
Интересно было бы, если бы автор показал дома ИЗНУТРИ,
Да. Заборы - они и в Азии заборы..
dartii
Dec. 25th, 2016 02:15 pm (UTC)
Re: Интересно было бы, если бы автор показал дома ИЗНУТР
да внутри там примерно все тоже самое По крайней мере в 2000 годах я видел ташкент таким же как на этих фото
Деньги гастробайтеров в пользу им не идут
jalynski
Dec. 25th, 2016 02:31 pm (UTC)
Re: Интересно было бы, если бы автор показал дома ИЗНУТР
Внутри - там внутренние дворики, патио, садики, ковры, курпачи.. Серванты-сервизы.. Чой-пой..
"Гастарбайтеры" в основном с Таджикистана. А вот о них я точно могу сказать, что в Таджикистане деньги, заработанные в России, сильно идут на пользу.
dartii
Dec. 25th, 2016 02:41 pm (UTC)
Re: Интересно было бы, если бы автор показал дома ИЗНУТР
ну узбеков вроде тоже не мало Это судя по статистике Они на 4 месте
Я был в начале 2000 годов в ташкенте и в намангане Мы помагали выехать нескольким русским знакомым в Россию и они дом продали и временно расположились у соседей узбеков Да там ковры и всякие половички внутри Но по большому счету улица от двора не сильно отличается Азия они и есть Азия и ничего с этим не сделать
Уже тогда все было покрыто слоем песка как раз в 90 годы улицы перестали подметать И суда по фото ничего с тех пор не изменилось
shurikk77
Dec. 25th, 2016 01:10 pm (UTC)
Остап отворачивался и говорил:
– Какой чудный туземный базарчик! Багдад!
– Семнадцатого числа начнем сносить, – сказал молодой человек, – здесь будет больница и коопцентр.
– И вам не жалко этой экзотики? Ведь Багдад!
– Очень красиво! – вздохнул Корейко.
Молодой человек рассердился:
– Это для вас красиво, для приезжих, а нам тут жить приходится.


Золотой телёнок.
amyatishkin
Dec. 25th, 2016 01:13 pm (UTC)
Угу
Народишко не желает жить в трущобах.
visualhistory
Dec. 25th, 2016 01:56 pm (UTC)
Как раз наоборот, проблема сноса таких кварталов в том, что почти никто из жителей не желает добровольно отправляться в железо-бетонные гетто "со всеми удобствами".
amyatishkin
Dec. 25th, 2016 02:16 pm (UTC)
Желание сильно зависит от удобства и степени износа жилья.
visualhistory
Dec. 25th, 2016 02:36 pm (UTC)
В Старом городе жить престижней и психологически комфортней, чем бетонном гетто на окраине.
graf_spee
Dec. 25th, 2016 01:59 pm (UTC)
«…никогда не задумывался, что средневековые города Средней Азии — тот же самый европейский фахверк»
Да неужели?
Помойка в очередном ...стане и немецкий фахверк/французский коломбаж - одно и то же?
Во-первых - этажность (в Европе обычно не менее двух этажей + чердак-мансарда, который тоже может быть и два, и три, и даже четыре этажа), во-вторых - все-таки разные строительные технологии (в Европе главное - мощный каркас, способные держать эти этажи, а не глинобитные стены), и, следовательно, в третьих - совершенно иной внешний вид.
И да, жить в таком "Старом городе", мягко говоря, некомфортно. Интересно, водопровод-канализация там есть? - газ-то, надеюсь, все-таки провели

visualhistory
Dec. 25th, 2016 02:38 pm (UTC)
Да, европейский фахверк более продвинутый и сильно покрасивше будет, но принцип-то одинаков.
graf_spee
Dec. 25th, 2016 03:12 pm (UTC)
Я помню из ваших интересных постов про старую Москву (например, в районе проспекта Мира и Марьиной рощи) про вашу небеспристрастность к старым домам, пусть и развалюхам, которые уже даже не подлежат ремонту ("реконструкция" таких домов возможна только как новодел, к сожалению)
Тем не менее (цитата): "фахверх — тип строительной конструкции, при котором несущей основой служит пространственная секция из наклонных (под различным углом) балок", т.е. это конструкция, технология строительства, а не материал стен! - и не обязательно, чтобы каркас был видимым, т.е. был элементом архитектурного декора (как обычно в Европе).
Где в этих халупах жёсткий несущий каркас из стоек (вертикальных элементов), балок (горизонтальных элементов) и раскосов (диагональных элементов), которые и являются основной отличительной особенностью конструкции фахверка? Именно раскосы придают жёсткость и прочность каркасам фахверковых домов. Да и древесина соответствующая: дуб в основном, поэтому и стоят дома в той же Франции с XVI-XVIII веков. Балки часто украшены резьбой, - красиво!
То, что видим на фотографиях - не просто некрасиво, это ужасно! Из этого квартала никакой достопримечательности не сделаешь, на месте этих домов лучше проложить нормальные коммуникации и построить что-то стилизованное под среднеазиатскую старину... А трущобы рождают только грязь, безысходность и преступность.
iksuss
Dec. 26th, 2016 08:06 am (UTC)

Съездите в Тбилиси, посмотрите что там творится со старым городом. Ташкент - это " новостройка" в сравнении с Тифлисом...

( 14 comments — Leave a comment )

Profile

visualhistory
visualhistory

Latest Month

September 2017
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Tags

free counters



История и современность

Locations of visitors to this page

История и современность
Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner