?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

До сих пор в нашем проекте 20 век в цвете самым ранним был 1909 год. Однако цветная фотография, как известно, возникла ещё в 19 веке и ближе к его концу уже делались снимки неподвижных предметов современного цифрового качества  цветоделительный метод давал просто поразительные результаты.  В первые годы 20 века этот метод освоили несколько специалистов и их работ вполне хватило бы, чтобы представить то время во всей яркости натуральных красок. Но, увы, из тех фотопластин, что сохранились лишь немногие пока оцифрованым и просочились в Интернет, да и то в самые недавние годы. Так, по не понятным причинам немцы скрывают от человечества уникальную коллекцию цветных фотографий Адольфа Мите, который запечатлел (в том же качестве, что и Прокудин-Горский) с 1902 по 1911 год множество городов и стран, от заполярного Шпицбергена до пирамид Египта. Лишь немногие из его работ выложены в Сеть, причём в виде каких-то превьюшек с низким разрешением.
В 1904 году братьями Люмьер был изобретён второй метод цветной фотографии автохром, который давал гораздо более худшее качество цветопередачи и зернистую картинку, но в коммерческую продажу эти пластинки поступили только в 1907 году.
Из-за этого оказалось достаточно сложно набрать материал для  обзора 1906 года, который мы собираемся сегодня представить.
Дадим то, что пока есть.

Начнём с интереснейших снимков разрушенного Сан-Франциско, которые были обнаружены и опубликованы в США всего пять лет назад, в 2011 году.
Их автором является американский изобретатель Фредерик Юджин Айвс, который на 18 лет раньше Прокудина-Горского начал применять для цветной фотосъемки метод цветоделения, придуманный Джеймсом Клерком Максвеллом в 1861 году, т. е., снимать через три цветных фильтра.
К сожалению, творческое наследие этого человека остается до сих пор почти неизвестным, несмотря на то, что его слайды были пущены в свободную продажу для домашнего просмотра ещё в конце 19 века, а в Москве они экспонировались с 1901 года!
Итак, на снимках Айвса оказались запечатлены руины города Сан-Франциско после землетрясения и пожара 18 апреля 1906 г.
Это была одна из самых страшных городских катастроф в истории Западного полушария.  В результате землетрясения и последующих пожаров погибло до 3000 человек, 225 000-300 000 осталось без крова, 80 % зданий в Сан-Франциско было разрушено.
По фотографиям видно, что к началу 20 века центр Сан-Франциско был застроен огромными зданиями до 15 этажей, не уступавшими масштабам Нью-Йорка или Чикаго.
Конечно, размеры зданий можно оценить и по монохромным фотографиям, но только цветные снимки Айвса дают представление, насколько яркими были уличные рекламные билборды в США 110 лет назад:



ДОСТУПНОЕ РАЗРЕШЕНИЕ ПОЗВОЛЯЕТ ЧИТАТЬ ОБЪЯВЛЕНИЯ!

Реставрацию этого и некоторых других снимков  в данном посте сделал Oldcolor.

В оригинале каждый снимок это стереопара:


Это место хорошо знакомо любому жителю Сан-Франциско — 12-этажная высотка Flood Building на углу Powell и Market street:

КРУПНО

Ещё закончили постройкой в 1904 году.

Если бы не эффект "шевелёнки" из-за растянутой тройной экспозиции, мы бы увидели на этом фото трамвай:


То же самое место в 2016 году:

КРУПНО

Всё-такие Сан-Франциско необычный американский мегаполис: древний небоскрёб не снесли, трамвай с центральной улицы никогда не убирали, а теперь ещё и озеленение появилось, в лучших традициях социалистического благоустройства!
Уж не знаю, какими мерами они распугали там всех автомобилистов, но в центре города, где по 2-3 автомобиля на семью, не видно пробок!

Тот же вид в 2015 году для "чистоты эксперимента":


Вид с одного из городских холмов в октябре 1906 года:

КРУПНО

На четвертом снимке масштаб разрушений особенно впечатляющий:



К сожалению, за прошедшие 5 лет никто так и не взялся нормально свести каналы трёх частей кадра (у снимков коллекции Прокудина-Горского та же проблема).

В России единственным известным (но далеко не единственным!) представителем цветоделительного метода был С.М. Прокудин-Горский. К 1906 году он успел сделать уже около 500 цветных снимков, но, увы, как раз в 1906-м куда-то бесследно исчезло 80% отснятого им материала, включая 130 цветных фотографий Крыма и Севастополя, более 30 видов Киева, Петербург, Курск, Сочи, Новороссийск, Северный Кавказ. Лишь кое-что из пропавшего дошло до нас в виде открыточных репродукций, но эти работы относятся к периоду 1903-1905 гг.
А в 1906 году Прокудин-Горский предпочитал снимать этюды в Европе.
Сюжеты, к сожалению, не особенно интересные, но можно оценить качество 110-летней давности.

Курортный городок Марина-Гранде на итальянском острове Капри:

КРУПНО

Кстати, на самом верху у скал видна дачка великого пролетарского писателя Максима Горького.

Бернардинский монастырь во Фиезоле близ Флоренции:


КРУПНО

Вид с крыши собора в Милане:

КРУПНО

Прокудин-Горский и в Риме хотел поснимать, но ему не дала полиция: в то время в Италии действовала монополия на съёмку для местных фотографов, чтобы туристы покупали у них карточки с видами.

Собор Сан-Марко в Венеции:


КРУПНО

Венеция (этюд):


Это уже печатная репродукция из прокудинского журнала "Фотограф-любитель", опубликованная в декабре 1906 года.

Во Франции Прокудин-Горский почти не снимал, известно всего две работы, из которых лишь одна сохранилась в цвете.

Набережная в городке Вильфранш-сюр-Мер, ныне это окраина Ниццы:

КРУПНО

В 1906 году там вся набережная была покрыта рыбацкими сетями, спустя 100 лет — ресторанчиками и кафешками.

Фото 2007 года:


В последние дни 1906 года Прокудин-Горский отправился в горы Тянь-Шаня, снимать солнечное затмение, которое должно было наблюдаться 1 января.

Вот такое у него было там транспортное средство:


КРУПНО

Имущество экспедиции Русского географического общества в горы поднимали киргизы на своих верблюдах:


На вершине были сделаны очень интересные групповые портреты, на которых присутствует и сам Прокудин-Горский с телескопом, но об этом уже в серии про 1907 год.

При всей своей "элементарности" цветоделительный метод был в то время исключительно сложен: для получения правильной цветопередачи нужно было овладеть секретом особых растворов для сенсибилизации цветочувствительного эмульсионного слоя фотопластины. Для этого надо было быть таким гением как Айвс, Мите или наш Прокудин-Горский.
Успехи других экспериментаторов были не столь блестящи.

Например, у швейцарского фотографа Отто Пфенингера (1855-1929), который переселился в английский Брайтон и в 1906 году начал экспериментировать с камерой для трёхцветной съёмки.
Совсем недавно его работы были выложены в Сеть.

По ним можно примерно представить пляжную жизнь Брайтона 110 лет назад:


Море холодное, а народу как в Сочи:

КРУПНО

Чувствуется ветреная погода:


Скорее ножки мочат, чем купаются:


Мамаша у "викторианской" детской колясочки:


Эти английские дети успеют повзрослеть раньше, чем кончится Первая мировая (до которой оставалось ещё 8 лет):

КРУПНО

Одно слово – Belle Époque:



А что же автохром?
Самые ранние автохромные снимки были выполнены самими его изобретателями.

Вот Огюст и Луи Люмьеры шутливо позируют для цветной съёмки как раз около 1906 года:


На этом фото Луи Люмьера мы видим портрет Сюзанн Люмьер во время автогонок, 1906 год:


Кажется, мне не встречалось более раннее цветное фото автомобилей.

До поступления пластинок автохрома в открытую продажу в 1907 году очень немногие имели возможность с ними поэкспериментировать.

Англия. Леди Helen Vincent, снимок Лионеля Ротшильда, 1906 год:


Разумеется, новое изобретение сразу поспешили опробовать и весьма пикантном жанре.

Обнаженная с цветочной гирляндой, Arnold Genthe, 1906 год:


На этом пока всё.
Будем ждать новых открытий, которые позволят нам увидеть самое начало 21 века во всей яркости красок.

P.S. Сразу после написания поста нашлась цветная фотография казарм в городе Або (Турку) 1906 года:

КРУПНО

Жаль не видно обитателей этих казарм.

Все серии проекта "20 век в цвете":
1901, 1902, 1903, 1904, 1905, 1906, 1907, 1908, 1909, 1910, 1911, 1912, 1913, 1914, 1915, 1916, 1917, 1918, 1919, 1920, 1921, 1922, 1923, 1924, 1925, 1926, 1927, 1928, 1929, 1930, 1931, 1932, 1933, 1934, 1935, 1936, 1937, 1938, 1939, 1940, 1941, 1942, 1943, 1944, 1945 война, 1945 мир, 1946, 1947/СССР-1947, 1948, 1949, 1950/СССР-1950, 1951, 1952/СССР-1952, 1953/СССР-1953/США-1953, 1954/СССР-1954, 1955/СССР-1955/1955-улицы, 1956/СССР-1956, 1957, 1958, 1959, 1960, 1961/СССР-1961, 1962, 1963/СССР-1963, 1964, 1965/СССР-1965, 1966/СССР-1966, 1967, 1968, 1969, 1970, 1971, 1972, 1973/СССР-1973, 1974, 1975, СССР-1975, 1976/СССР-1976, 1977, 1978, 1979, 1980, 1981/СССР-1981, 1982, 1983, 1984/СССР-1984, 1985, 1986/СССР-1986, 1987, 1988, 1989/СССР-1989, 1990/СССР-1990, 1991/СССР-1991, 1992, 1993, 1994/РФ-1994, 1995/РФ-1995, 1996/РФ-1996, 1997, 1998, 1999/РФ-1999.

Comments

( 5 comments — Leave a comment )
a_dedushkin
Dec. 25th, 2016 02:58 pm (UTC)
Спасибо!
nickmix01
Dec. 25th, 2016 03:53 pm (UTC)
visualhistory
Dec. 25th, 2016 05:56 pm (UTC)
Спасибо! По 1907 году материала пока также мало, поэтому каждый снимок пойдёт в дело.
tan_y
Dec. 25th, 2016 08:23 pm (UTC)
Здорово!
tito0107
Dec. 27th, 2016 06:23 am (UTC)
"Мамаша у "викторианской" детской колясочки"
Вполне возможно, что не мамаша, а няня. Впрочем, не настаиваю.
( 5 comments — Leave a comment )

Profile

visualhistory
visualhistory

Latest Month

October 2017
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031    

Tags

free counters



История и современность

Locations of visitors to this page

История и современность
Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner