?

Log in

Previous Entry | Next Entry

Общеизвестно, что для западноевропейских путешественников 17-18 веков было в диковинку широкое распространение бань в русских землях. К тому времени уже почти позабылось, что в самой Западной Европе на протяжении многих веков существовала высокая банная культура, исчезнувшая лишь в 16 веке. Поэтому представление о европейском Средневековье как о "немытом" является очередным мифом и стереотипом.



Оригинал взят у gunter_spb в БАННО-ГИГИЕНИЧЕСКОЕ
Судя по продолжающимся последние дни обсуждениям по теме Черной смерти" 1348 года стало ясно, что значительная часть общественности не избавлена от стереотипов относительно гигиены эпохи Высокого и Позднего Средневековья. Стереотип укладывается в одну фразу: "Они все были грязные и мылись только случайно упав в реку, а вот на Руси..." - далее следует пространное описание культуры русских бань.

Помните, по жэжэшечке ходила "патриотическая" статейка о "чистых славянах" и "вонючих европейцах" - кажется ее перепостил и d_pankratov, не потрудившись разобраться в теме. Увы, это не более, чем миф.

Может быть у кого-то эти слова вызовут легкий разрыв шаблона, но среднестатистический русский князь XII-XIV веков был ничуть не чище немецкого/французского феодала. А последние в большинстве не были грязнее. Возможно, для кого-то эти сведения являются откровением, но банное ремесло в ту эпоху было весьма развито и, по объективным причинам описанным ниже, оказалось полностью утрачено как раз после Возрождения, к наступлению Нового времени. Галантный XVIII век стократ более пахуч, чем суровый XIV.



Давайте пройдется по общедоступным сведениям. Для начала - известные курортные зоны. Взглянем на герб Бадена (Baden bei Wien), дарованный городу императором Священной Империи Фридрихом III в 1480 году. Мужчина и женщина в купальной кадушке. Незадолго до появления герба, в 1417 году Поджо Браччоли, сопровождавший лишенного престола Папу Иоанна XXIII в поездке в Баден дает описание 30-ти роскошных бань. Для простолюдинов действовали два открытых бассейна


Посмотреть на Яндекс.Фотках

Даем слово Фернану Броделю ("Структуры повседневности: возможное и невозможное"):

- Бани, давнее наследие Рима, были правилом во всей средневековой Европе - как частные, так и весьма многочисленные общественные бани, с их ваннами, парильнями и лежаками для отдыха, либо же с большими бассейнами,с их скученностью обнаженных тел, мужских и женских вперемежку. Люди встречались здесь столь же естественно, как и в церкви; и рассчитаны были эти купальные заведения на все классы, так что их облагали сеньориальными пошлинами наподобие мельниц, кузниц и заведений питейных. А что касается зажиточных домов, то все они располагали "мыльнями" в полуподвалах; тут находились парильня и кадки - обычно деревянные, с набитыми, как на бочках, обручами. У Карла Смелого был редкостный предмет роскоши: серебряная ванна, которую за ним возили по полям сражений. После разгрома под Грансоном (1476г) ее обнаружили в герцогском лагере.

В отчете парижского прево (эпоха Филиппа IV Красивого, начало 1300 годов) упоминаются 29 общественных бань в Париже, облагаемых городским налогом. Они работали ежедневно, кроме воскресенья. То, что Церковь смотрела на эти заведения косо, вполне естественно - поскольку бани и прилегающие к ним трактиры зачастую использовались для внебрачной половой ебли, хотя, конечно, народ все-таки собирался туда помыться. Дж. Бокаччо пишет об этом прямо: «В Неаполе, когда настал девятый час, Кателла, взяв с собой свою служанку и не изменяя ни в чём своему намерению, отправилась в те бани… Комната была очень темна, чем каждый из них был доволен».

Вот типичная картинка XIV века - мы видим весьма роскошное заведение "для благородных":


Посмотреть на Яндекс.Фотках

Не только Париж. По состоянию на 1340 год известно, что в Нюрнберге было 9 бань, в Эрфурте - 10, Вене - 29, Бреслау/Вроцлаве - 12. Рейнмар фон Беляу из "Башни Шутов" Сапковского вполне мог посещать одну из них.

Богатые предпочитали мыться дома. Водопровода в Париже не было, и воду доставляли за небольшую плату уличные водоносы. Мемо ди Филипуччо, Супружеская ванна, около 1320 г. фреска, городской музей Сан-Джиминьяно.


Посмотреть на Яндекс.Фотках

Но это, так сказать, "позднятина", а что же раньше? При самом что ни на есть "варварстве"? Вот Эйнгард, "Жизнеописание Карла Великого":

- Любил он также купаться в горячих источниках и достиг большого совершенства в плаванье. Именно из любви к горячим ваннам построил он в Ахене дворец и проводил там все последние годы жизни. На купанья, к источникам он приглашал не только сыновей, но и знать, друзей, а иногда телохранителей и всю свиту; случалось, что сто и более человек купались вместе.

Обычная частная ванна, 1356 год:



Про мыло. Существует две версии появления мыла в средневековой Европе. По одной, мыло производили с VIII века в Неаполе. По другой, его начали делать в Испании и на Ближнем Востоке из оливкового масла, щелока и ароматических масел арабские химики, (существует трактат Аль-Рази 981 г., где описывается способ получения мыла), и Европу с ним познакомили крестоносцы. Потом, как будто бы, около 1100 года появились производства мыла в Испании, Англии, Франции – из животного жира. Британская энциклопедия дает более поздние даты – около 1200 года. В 1371 некий Crescans Davin ( Sabonerius), завел производство мыла из оливкового масла в Марселе, и его часто упоминают, как первое европейское мыло. Оно то точно достигло большой известности и коммерческого успеха. В XVI веке в Европе торговали уже венецианским и кастильским мылом, да и многие стали заводить свое производство.

Выглядело мыло примерно так:



Картинка публичной бани во Франции от 1470 года:


Посмотреть на Яндекс.Фотках


Посмотреть на Яндекс.Фотках

А вот Ханс Бок, Общественные бани (Швейцария), 1597, холст, масло, Художественная галерея Базеля.


Посмотреть на Яндекс.Фотках

Вот современная реконструкция стандартной публичной "мыльни" XIV-XV веков, эконом-класс для бедных, бюджетная версия: деревянные бадьи прямо на улицах, воду кипятят в котлах:


Посмотреть на Яндекс.Фотках

Отдельно заметим, что в "Имени Розы" Умберто Эко есть вполне подробное описание монастырской купальни - отдельные ванны, разделенный занавесками. В одной из таких утонул Беренгар.

Цитата из устава ордена Августинцев: "В баню ли, в иное ли место надобно вам идти, пусть будет вас не менее двух или трех. Имеющий же надобность выйти из монастыря должен идти с тем, кого назначит начальствующий."

А вот из "Валенсийского кодекса" XIII века: "Мужчины пусть идут в баню сообща во вторник, четверг и субботу; женщины идут в понедельник и в среду; и евреи идут в пятницу и в воскресенье; ни мужчина, ни женщина не дают больше одного меаха при входе в баню; и слуги как мужчин, так и женщин ничего не дают; и если мужчины в женские дни войдут в баню или в какое-либо из зданий бани , пусть платит каждый десять мараведи; также платит десять мараведи тот, кто будет подглядывать в бане в женский день; также если какая-либо женщина в мужской день войдет в баню или будет встречена там ночью, и оскорбит ее кто-либо или возьмет силой, то не платит он никакого штрафа и не становится врагом; а человека, который в другие дни возьмет силой женщину или обесчестит, надлежит сбросить."

И уж совсем не шуткой является история, как в 1045 г. несколько важных персон, в том числе епископ Вюрцбурга, умерли в купальной бадье замка Персенбург (Persenbeug) после того, как рухнул потолок купальни.

Паровая баня. XIV в. - Так что паровые сауны тоже были.


Посмотреть на Яндекс.Фотках

Прислужница в купальне - заметим, с веником. "Wenzelsbibel", ок.1400 г.


Посмотреть на Яндекс.Фотках

Итак, миф испаряется, вместе с банным паром. Высокое Средневековье вовсе не являлось царством тотальной грязищи.

Исчезновению банного дела в постренессансные времена способствовали и природные и религиозно-политические условия. "Малый ледниковый период" длившийся до XVIII века привел к массовой вырубке лесов и чудовищному дефициту топлива - заменить его смогли только в Новое Время каменным углем.

Обратите внимание на резкий рост цен на дрова после 1550 года:


Посмотреть на Яндекс.Фотках

И, конечно, огромное влияние оказала Реформация - если католическое духовенство Средневековья к баням относилось сравнительно нейтрально (и мылось само - есть упоминания о посещении бань даже Римскими Папами), лишь запретив совместное мытье мужчин и женщин, то протестанты запретили вообще - не по-пуританские это. В 1526 году Эразм Роттердамский констатирует: «Двадцать пять лет тому назад ничто не было так популярно в Брабанте, как общественные бани: сегодня их уже нет — чума научила нас обходиться без них». В Париже бани практически исчезли при Людовике XIV.

И вот как раз в Новое Время европейцы начинают удивляться русским публичным баням и парным, которые в XVII веке уже заметно отличают Восточную Европу от Западной. Культура была утрачена.

Вот такая история.

Альбрехт Дюрер, «Мужчины в бане», 1497 - пиво, разговоры, музыка, шапочки для парной. Обратим внимание на кран для воды - подвернись нам какой-нибудь Фоменко, он живо бы заключил, что Дюрер жил в 19 веке



Посмотреть на Яндекс.Фотках


Comments

( 53 comments — Leave a comment )
idealist_t
May. 12th, 2013 05:26 pm (UTC)
Класс! Прочитал с большим интересом.
rus_turk
May. 12th, 2013 05:51 pm (UTC)
Да, в Средневековье было почище. Это в Новое время (XVII век) родилась теория о том, что мыться не стоит, т.к. при этом открываются кожные поры -- ворота для инфекции.

И даже в 1930-х (!) годах в Париже проводилась массовая кампания, убеждавшая несознательных граждан в ложности этой теории и призывавшая их мыться хоть изредка. Так что гигиена в Европе поднялась на более-менее сносный уровень только в 1950-х.

Edited at 2013-05-12 05:52 pm (UTC)
kirkazon78
Aug. 5th, 2013 10:24 am (UTC)
А где можно прочитать об этой массовой кампании в Париже?
(no subject) - rus_turk - Aug. 5th, 2013 10:49 am (UTC) - Expand
(no subject) - kirillovec - Feb. 10th, 2015 11:08 am (UTC) - Expand
g_kar
May. 12th, 2013 05:56 pm (UTC)
Статья интересная.

Но изменение цен в серебре может указывать не сколько на рост цен на дрова, сколько на резкое удешевление серебра (если память не изменяет, как раз после открытия Южной Америки серебро начало резко падать).
kirillovec
Feb. 10th, 2015 11:17 am (UTC)
реально древесный уголь былъ нуженъ для выплавки металла

до 15 кубометровъ древесины на кубометръ угля


claritas
May. 12th, 2013 06:00 pm (UTC)
Любопытно, что на всех картинках, где-то в углу, но весьма отчётливо нарисованы альковы с кроватями для М+Ж. Видно, бани подразумевали куда более плотное сближение по умолчанию.
visualhistory
May. 12th, 2013 06:10 pm (UTC)
Да, почти как в наше время VIP-сауны :-)
(no subject) - unknown_russian - May. 19th, 2013 07:46 pm (UTC) - Expand
(no subject) - claritas - May. 20th, 2013 05:45 am (UTC) - Expand
ulya_borodulina
May. 12th, 2013 06:10 pm (UTC)
"чума научила нас обходиться без них" (т.е. обществ. бань
Похоже, гигиена в тогдашних банях была все-таки не очень...
elrond1_2eleven
May. 12th, 2013 07:51 pm (UTC)
Re: "чума научила нас обходиться без них" (т.е. обществ. ба
Возможно, это отражение заблуждения автора о том, что мытьё вскрывает кожные поры для болезней, упомянутого в комментариях выше.
bk77
May. 12th, 2013 06:14 pm (UTC)
>>Любопытно, что на всех картинках, где-то в углу, но весьма отчётливо нарисованы альковы с кроватями для М+Ж<<

читал в журнале Абсентиса, что это аналог современных борделей массажных салонов. Кстати, Абсентис опровергал Гуню в части чистоты в Средневековье.
varya_davydova
May. 12th, 2013 06:57 pm (UTC)
Ну и я добавлю: еще в неолите народ селился в софийской котловине потому что тут было и есть много термальных источников, а люди и тогда любили купаться и заодно лечиться. кстати в холодное время года эти термы использовали для обогрева. А вот именно в наши годы все это добро пропадает. Это я про Софию - все бани закрыли нафиг.
visualhistory
May. 12th, 2013 07:17 pm (UTC)
А почему их закрыли?
(no subject) - varya_davydova - May. 12th, 2013 07:26 pm (UTC) - Expand
(no subject) - nafik20 - May. 12th, 2013 07:09 pm (UTC) - Expand
novoslov
May. 12th, 2013 10:35 pm (UTC)
деградация
это является доказательством деградации общества
В окупированых римом землях находятся дома в которых имеются басейны с подачей горячей воды. Трубы отопления проложены под полом выложеного натуральным камнем. Представьте себе возможность ходить по тёплому полу-ноги в тепле! или опускаться в тёплый басейн посреди дома.
saintjohnny
May. 13th, 2013 01:01 am (UTC)
любопытно, почти 2000 лет люди верили в Христа и Бога, и это не мешало им трахаться на лево и направо, никого не стесняясь. Даже служанок своих водили в баню. Да и мылись женщины и мужчины вместе, не стесняясь друг друга.
Зато сейчас в эпоху высоких технологий, атеизма и повального гомосексуализма тема секса и нагово тела воспринимается неоднозначно в обществе, т.е. по другому/проще говоря - "можно подумать в вашем доме не ебуться".
Serge Mouravski
May. 13th, 2013 05:42 am (UTC)
Замечательная подборка. Почему-то вспомнился французский фильм "Пришельцы",где комично обыгрываются гигиенические подробности. Уточнил дату событий фильма - 1122. Обратился к летописям. Обрёл первое упоминание общественных бань под 996 г. - время Владимира Красное Солнышко. Пришлось испытать прилив патриотических чувств. Возможно, ошибочно.
cheshuevich4
May. 13th, 2013 09:49 am (UTC)
Вот так и появляется прилив патриотических чувств: на основе просмотра комедий и сравнение их с отечественными летописями. Вы случаем оружие и костюм по этому безусловно "искромётному" фильму изучать не собираетесь?
(no subject) - Serge Mouravski - May. 13th, 2013 10:39 am (UTC) - Expand
(no subject) - cheshuevich4 - May. 13th, 2013 10:53 am (UTC) - Expand
(no subject) - Serge Mouravski - May. 13th, 2013 11:09 am (UTC) - Expand
(no subject) - cheshuevich4 - May. 13th, 2013 11:36 am (UTC) - Expand
(no subject) - Serge Mouravski - May. 13th, 2013 12:06 pm (UTC) - Expand
unclesasha
May. 13th, 2013 06:43 am (UTC)
В 6 веке по всей Европе ещё работали античные бани, но то, что здесь на иллюстрациях, имеют совсем другую конструкцию. Это не для мытья и регулярного посещения, это курортные купальни на термальных источниках или бордели, и народ там не моется, а развлекается. И не народ, а элита.
В каждом античном городе есть руины терм, легко узнаваемые по полам из плит на столбиках. В Париже термы Клюни. А кто может показать хоть какие-то остатки бани средних веков? Только термальные источники.
Зато в Берестье - деревянные бани есть.
Так что грязные они там были, точно грязные.
(Suspicious comment)
(no subject) - unclesasha - May. 13th, 2013 10:42 am (UTC) - Expand
(no subject) - cheshuevich4 - May. 13th, 2013 11:31 am (UTC) - Expand
(no subject) - unclesasha - May. 13th, 2013 01:09 pm (UTC) - Expand
(no subject) - cheshuevich4 - May. 13th, 2013 01:21 pm (UTC) - Expand
(no subject) - unclesasha - May. 13th, 2013 01:30 pm (UTC) - Expand
(no subject) - cheshuevich4 - May. 13th, 2013 01:48 pm (UTC) - Expand
(no subject) - Oront Pankratoff - Oct. 18th, 2014 01:44 pm (UTC) - Expand
(no subject) - 1neurozentorro1 - May. 13th, 2013 02:26 pm (UTC) - Expand
(no subject) - joeck_12 - Jun. 11th, 2016 05:57 pm (UTC) - Expand
(no subject) - unclesasha - Jun. 12th, 2016 08:33 am (UTC) - Expand
(no subject) - joeck_12 - Jun. 12th, 2016 08:58 am (UTC) - Expand
(no subject) - unclesasha - Jun. 12th, 2016 10:56 am (UTC) - Expand
(no subject) - joeck_12 - Jun. 12th, 2016 11:37 am (UTC) - Expand
(no subject) - unclesasha - Jun. 12th, 2016 12:54 pm (UTC) - Expand
(no subject) - joeck_12 - Jun. 12th, 2016 01:18 pm (UTC) - Expand
(no subject) - unclesasha - Jun. 12th, 2016 03:46 pm (UTC) - Expand
(no subject) - joeck_12 - Jun. 12th, 2016 05:40 pm (UTC) - Expand
eltelfo
May. 13th, 2013 07:19 am (UTC)
отмыли историю, спасибо
spupper
May. 13th, 2013 07:52 am (UTC)
Там, где картинки публичной бани во Франции от 1470 года - на обоих картинках где-то в дверях священники изображены. И даже король. И они кажутся удивленными - типа: ну и нууу, чего творится!

Edited at 2013-05-13 07:54 am (UTC)
doloyinternet
May. 13th, 2013 11:41 am (UTC)
Так и подозревал, что что-то нечисто в росказнях о "немытой" Европе. С чего бы люди вдруг отказались от личной гигиены.
pulman
May. 14th, 2013 07:42 am (UTC)
Водопровод в Париже был, его наличие никак не связано с водоносами, воду подводили в общественные фонтаны, как и везде - http://pulman.livejournal.com/355348.html
pulman
May. 14th, 2013 01:21 pm (UTC)
По поводу роста цен на дрова - тут дело еще в том, что с 16 века пошел рост производства металла, который плавили на древесном угле, в принципе, менно на уголь и пережгли большую часть европейских лесов. Кроме того, в 16 веке вообще случилась революция цен, о чем уже писали выше, и подорожало все ))).
Борис Мощалков
May. 14th, 2013 11:44 pm (UTC)
Почитайте "Историю нравов",там есть раздел про бани.
kirillovec
Feb. 10th, 2015 11:07 am (UTC)
Исчезновению банного дела в постренессансные времена способствовали и природные и религиозно-политические условия. "Малый ледниковый период" длившийся до XVIII века привел к массовой вырубке лесов и чудовищному дефициту топлива - заменить его смогли только в Новое Время каменным углем.

Обратите внимание на резкий рост цен на дрова после 1550 года:

И, конечно, огромное влияние оказала Реформация - если католическое духовенство Средневековья к баням относилось сравнительно нейтрально (и мылось само - есть упоминания о посещении бань даже Римскими Папами), лишь запретив совместное мытье мужчин и женщин, то протестанты запретили вообще - не по-пуританские это. В 1526 году Эразм Роттердамский констатирует: «Двадцать пять лет тому назад ничто не было так популярно в Брабанте, как общественные бани: сегодня их уже нет — чума научила нас обходиться без них».
=====================

итого : чума, дороговизна дровъ, реформацiя


но Вы забыли САМОЕ ГЛАВНОЕ : СИФИЛИТИЧЕСКУЮ ЭПИДЕМIЮ XVI-XVII вв. !

сифилисъ прекрасно передаётся черезъ общее мытьё
Александр Иванов
Mar. 24th, 2017 12:37 pm (UTC)
На счёт Реформации - глупость полнейшая. Именно пуританство начало культивировать чистоту в быту, которая, по кальвинистским представлениям была показателем чистоты духовной и "богоизбранности". Обычай мыть тротуары с мылом пошёл именно оттуда
( 53 comments — Leave a comment )

Profile

visualhistory
visualhistory

Latest Month

April 2017
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      

Tags

free counters



История и современность

Locations of visitors to this page

История и современность
Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner