?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Одним из любимых предметов насмешек на Западе на протяжении многих лет являлись безликие кварталы типового жилья в социалистических странах. До сих пор такие дома презрительно называют "Commiblocks" и считают одним из символов "тяжкого наследия коммунизма" в Восточной Европе.
Я сам не являюсь нисколько поклонником индустриального домостроения, но справедливости ради надо сказать, что этот феномен целиком и полностью является порождением капиталистического Запада, откуда идея типового дешёвого жилья была заимствована (как и многое другое) Советским Союзом и другими соцстранами.
Конечно, не во всех капиталистических государствах застройка типовыми многоэтажками получила широкое распространение, но примеров там более достаточно, чтобы оценить всю беспардонность разглагольствования про "Commiblocks".

В этой подборке будут показаны как исторические, так и современные снимки.

Эта беспросветная серость и тоска - вовсе не Москва и не Восточный Берлин, а район Clichy sous Bois в Париже:

В таких районах на окраинах французской столицы живут сотни тысяч иммигрантов. Представляете себе людей, которые вырвались из какого-нибудь "тоталитарного ада", чтобы жить в городе а-ля "праздник, который всегда с тобой", а оказались в безликих железобетонных джунглях с зашкаливающим криминалом...




Париж был одним из пионеров по созданию районов типовой многоквартирной застройки для рабочих (1920-е гг.).
Район хрущевок в Париже 1937 г.:


Уютный парижский дворик в наши дни:


Классическая французская хрущёвка в том же районе Clichy sous Bois:


В голландском Утрехте местные "Черёмушки" выглядят повеселее, примерно как в советской Прибалтике:


А так при Франко застраивали спальные районы Мадрида (дома конца 1950-х):


Мадрид 1960-х:


Когда я проезжал по окраинам Барселоны и Лиссабона, мне казалось, что я где-то в московском Чертаново.

Лиссабон 1960-х:


В Риме - та же фигня.

Хрущевки в финском Тампере 1962 года имеют настоящий европейский лоск:


В Хельсинки пришлось после войны застроить окраины хрущёвками, чтобы поселить там беженцев из отошедших к СССР районов на Карельском перешейке.

Город Эребру в Швеции, 1950-е:



В Западной Германии разрушенные ковровыми бомбардировками города сплошь застраивались хрущевками и брежневками.

Франкфурт 1950-го:


Машин много, да.

Франкфурт в 1975-м:


Конечно, их хрущёвки были покультурней наших.
Кёльн 1961-го:


Кёльн 1968-го:



И Вену так застраивали. Вот, например, фото 1965-го:


Перенесёмся за пределы Европы.

В США тоже экспериментировали со строительством "Commiblocks", но там такие районы всё же не получили широкого распространения.

Это микрорайон в Бруклине, одной из частей Нью-Йорка:


Вид из спального района Вашингтона на Капитолий в 1967-м:


В Израиле приходилось строить с нуля десятки городов и посёлков для пребывающих сотен тысяч репатриантов, поэтому без хрущёвок там нельзя было никак обойтись.

Рамат Ган, 1950 г.:


Kiryat Shmona, 1977:


Там же:


Про Восточную Азию и говорить не приходится. Сплошные мурайвеники.

Сеул:


Сеул:


Сингапур 1978 г.:


Токийские хрущевки в 1950-е:


Думаю, для первого раза достаточно.
Но к теме надеюсь вернуться ещё не раз.

Comments

( 114 comments — Leave a comment )
Page 1 of 3
<<[1] [2] [3] >>
bogdan_63
Feb. 11th, 2014 12:16 pm (UTC)
Думаю, что "спальные" районы. ))
visualhistory
Feb. 11th, 2014 12:18 pm (UTC)
Во всём мире одинаковы...
margret_stwt
Feb. 11th, 2014 12:25 pm (UTC)
Да, пожив в таких Clichy сразу хочется пойти громить кого-нибудь и жечь. чтобы внести разнообразие в пейзаж, так сказать.
Michael Antonov
Feb. 11th, 2014 11:17 pm (UTC)
не знаю
Всю сознательную жизнь прожил в таких. И был доволен.
(Правда, рядом был лесопарк.)
Re: не знаю - de_yar - Mar. 4th, 2016 06:45 am (UTC) - Expand
djak_krjakutny
Feb. 11th, 2014 12:28 pm (UTC)
Сам был когда-то удивлён, увидев это.
Хотя от нас в целом это и не скрывалось - кинематограф исправно поставлял "картинку", и я это сам видел! Но вот как-то не откладывалось.

Внутренняя установка, что ли: "за границу" - это для лучших и имеющих деньги, значит там должно быть соответствующе, так же как и кино - "кино оно и есть кино" - сказка. )))
А вот оказалось всё не лучшим и не сказкой.
takoe_nebo
Mar. 9th, 2016 09:17 am (UTC)
В Западной Европе и сейчас таких районов полно. Разве что кроме Монако :)
(no subject) - djak_krjakutny - Mar. 9th, 2016 12:58 pm (UTC) - Expand
Josef Kats
Feb. 11th, 2014 12:30 pm (UTC)
Хрущевки в финском Тампере 1962 года имеют настоящий европейский лоск:-----------------

Так вот-прообраз тех классических хрущевок, которые, при этажности в 3-5 этажей заполонили собой все города тогдашней ЭССР ;-)

Знатные "хрущевки" есть и в стокгольмском районе Альвик, где мне довелось пожить в одной из них в однокомнатной квартире. При этом доставили три особенности:
1)Дата постройки - конец двадцатых-начало тридцатых,
2)Девичья, то есть комната для прислуги (в однокомнатной квартире)
3)Декоративный камин
visualhistory
Feb. 11th, 2014 12:32 pm (UTC)
"2)Девичья, то есть комната для прислуги (в однокомнатной квартире)"

А ещё говорят, что "у нищих слуг нет"! :-)
(no subject) - Josef Kats - Feb. 11th, 2014 12:39 pm (UTC) - Expand
(no subject) - igor_611 - Feb. 12th, 2014 06:18 pm (UTC) - Expand
(no subject) - Равиля Катеева - Mar. 4th, 2016 05:47 pm (UTC) - Expand
nvm
Feb. 11th, 2014 12:38 pm (UTC)
А вот ещё интересная история про район Pruitt-Igoe
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%80%D1%83%D0%B8%D1%82%D1%82-%D0%90%D0%B9%D0%B3%D0%BE%D1%83
naxellent
Feb. 11th, 2014 02:50 pm (UTC)
если развивать тему,любой Прюитт меркнет перед Коулуном: http://www.membrana.ru/particle/695
himmelhoh
Feb. 11th, 2014 01:07 pm (UTC)
Париж, Мадрид и Токио - настоящий кошмар. В Израиле район с хрущёвками подозрительно напоминает Одессу. А в целом - если люди не свиньи, то любые дома будут выглядеть прилично. А уж какие в них условия жизни - это кому как повезёт.
prohvessor78
Feb. 11th, 2014 01:13 pm (UTC)
В Лионе те же яйца
starii_kashka
Feb. 11th, 2014 01:17 pm (UTC)
Тем не менее они к нам едут и едут, и назад никто не просится. Выдворяют, так возвращаются :(
viru
Feb. 11th, 2014 01:17 pm (UTC)
Ну, в России и сейчас строят огромные спальные районы из панельных многоэтажек.
И, самое главное, они пользуются спросом.

Хрущевки, по-моему, де факто сделали подобное убогое жилье приемлемым и доступным стандартом в России.
Году в 1999-м можно было сказать, что и выбора не было, а сейчас очевидно, что и для самих людей это приемлемо. Они ничего больше не видели и не знали. Из деревенского дома через барак в хрущевку.

Вообще, в Европе очень очевидна преемственность типов/размеров/материалов жилых домов.
И центры разрушенных или неразрушенных городов застраивали не хрущевками как часто у нас.

Для среднего немца или финна стандарт в его голове совсем другой.



Edited at 2014-02-11 01:19 pm (UTC)
zig_master
Feb. 11th, 2014 05:29 pm (UTC)
Вот, соглашусь почти полностью.
В старых городах же старые нормальные дома между войнами "уплотнили" коммуналками и ушатали в результате до скотского состояния, а потом при Брежневе жителей этих коммуналок расселяли в те же панельки. Вроде, для расселяемых улучшение, а в старом нормальном доме по-нормальному уже никто не живет. Более половины нормального фонда идет под снос, остальное большей частью перепрофилируется в нежилой фонд. В оставшихся немногочисленных жилых домах или проводится перепланировка, или сохраняются коммуналки в том или ином виде... Нормальных старых домов и квартир в эксплуатации реально единицы и в новостроях это не воспроизводится.
(no subject) - alek_morse - Feb. 11th, 2014 09:24 pm (UTC) - Expand
karelmilitary
Feb. 11th, 2014 01:20 pm (UTC)
а внутренние планировки где посмотреть??очень интересно,особенно европейские???
visualhistory
Feb. 11th, 2014 01:29 pm (UTC)
Интересный вопрос! Если найду, тоже сделаю подборку.
(no subject) - karelmilitary - Feb. 11th, 2014 01:33 pm (UTC) - Expand
(no subject) - alek_morse - Feb. 11th, 2014 09:24 pm (UTC) - Expand
(no subject) - vappu - Mar. 4th, 2016 07:08 am (UTC) - Expand
(no subject) - ak747 - Mar. 25th, 2017 01:25 pm (UTC) - Expand
(no subject) - vappu - Mar. 26th, 2017 04:21 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ak747 - Mar. 26th, 2017 04:54 pm (UTC) - Expand
(no subject) - vappu - Mar. 26th, 2017 05:05 pm (UTC) - Expand
sturman
Feb. 11th, 2014 01:20 pm (UTC)
В США у таких домов есть нарицательное имя projects, то есть результат пректа по стоительству социального жилья. Такие более-менее типовые дома построены по всему западному побережью и фигурируют в соответствующих произведениях, например, в сериале "Прослушка" или в игре GTA IV.
_twin_
Feb. 11th, 2014 01:30 pm (UTC)
Мы ехали Гамбург-Париж по делу, пока был Гамбург - было очень чисто и красиво, пока была Бельгия было попыльнее, но тоже ничего, но вот как начались пригороды Парижа, нам захотелось повернуть обратно - Подмосковье 80-х отдыхает и нервно курит в углу. Грязно, пыльно, старые унылые панельные дома, бочки какие-то горят ... бррр ...
farbys
Feb. 11th, 2014 01:33 pm (UTC)
Особенно страшнющие уроды архитектуры хорошо видны из окон Евростара и всех поездов на север из Парижа - там пробы негде ставить что на архитектуре, что на ее обитателях.
suka_san
Feb. 11th, 2014 01:52 pm (UTC)
Что характЕрно)) Вот стоит такой дом, живут там немцы, всё красиво, чисто. Стоит заселиться туркам-а есть районы и дома, где только они и живут, немцы оттуда съезжают рано или поздно-как тут же ломается входная дверь и стоит нараспашку, как тут же ор, срач в подъезде и вокруг.. Почему? вопрос риторический...(((
(no subject) - nordlight_spb - Feb. 12th, 2014 01:38 pm (UTC) - Expand
(no subject) - suka_san - Feb. 12th, 2014 02:00 pm (UTC) - Expand
anna_bpguide
Feb. 11th, 2014 01:45 pm (UTC)
Париж - логично:
идея Ле Корбюзье вернулась на родину.
Michael Antonov
Feb. 11th, 2014 11:19 pm (UTC)
А он разве не швейцарец?
(no subject) - anna_bpguide - Feb. 12th, 2014 07:43 am (UTC) - Expand
suka_san
Feb. 11th, 2014 01:46 pm (UTC)
Жила в "хрущёвке" полтора года недалеко от гамбурга))) в трёхэтажной, примерно как на фото о ФРГ) слышимость-такая же, как в наших хрущёвках, если не круче)Планировка-только описАть могу))ванная-туалет раздельные, балкон (на 2 этаже жили), снимали 4-х комнатную. Особенно мне нравилось то, что в Германии называется "келлер"-это закреплённый за каждой квартирой подвал, хотя назвать его так-язык не поворачивается))) Там обычно ставят стиралку-сушилку, велосипеды ну и всякое прочее, оборудуют типа мастерской, например)))

Edited at 2014-02-11 01:50 pm (UTC)
visualhistory
Feb. 11th, 2014 02:34 pm (UTC)
Да, в России таких подвалов очень не хватает. Во многих маленьких городах во дворах между хрущевками жители держат деревянные сараи. Для москвичей это выглядит очень необычно.
(no subject) - zig_master - Feb. 11th, 2014 03:17 pm (UTC) - Expand
(no subject) - visualhistory - Feb. 11th, 2014 03:23 pm (UTC) - Expand
(no subject) - zig_master - Feb. 11th, 2014 05:12 pm (UTC) - Expand
(no subject) - suka_san - Feb. 11th, 2014 04:11 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ak747 - Mar. 25th, 2017 01:27 pm (UTC) - Expand
(no subject) - elvit - Feb. 11th, 2014 06:37 pm (UTC) - Expand
(no subject) - suka_san - Feb. 12th, 2014 04:45 am (UTC) - Expand
(no subject) - elvit - Feb. 12th, 2014 06:06 am (UTC) - Expand
Page 1 of 3
<<[1] [2] [3] >>
( 114 comments — Leave a comment )

Profile

visualhistory
visualhistory

Latest Month

December 2017
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      

Tags

free counters



История и современность

Locations of visitors to this page

История и современность
Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner