?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Реквием нашим трамваям

Снова возвращаюсь к трамвайной теме. На днях с удивлением узнал, что в микрорайоне Гольяново собираются открывать новую трамвайную линию,  потому что в Москве с 1934 г. трамвай неуклонно сдавал свои позиции, а на пост-советском пространстве для этого транспорта в последние годы наступили и вовсе мрачные времена.
Этот пост посвящен трамвайным системам на территории бывшего СССР, которых больше нет, а также исчезающим линиям и старым вагонам. Снимки собирались преимущественно на разных транспортных сайтах, факты, главным образом, из Википедии.

Симферополь. Поворот с улицы Ефремова на улицу Ленина, около 1962 г.:

Крупнее
Трамвай в Симферополе существовал с 1914 по 1970 г. Часть вагонного парка передали в Евпаторию, где этот транспорт, к счастью, сохранился.
В Севастополе тоже был трамвай, но его убила война. Удивительно, но какое-то движение продолжалось даже в 1942 г. во время осады, но вот после освобождения в 1944 г. систему решили не восстанавливать. Не смог пережить войну и Псковский трамвай.
В послеовенные годы ликвидированы Выборгский (1957) и Новороссийский (1969) трамвай.



Банкинский трамвай в 1966 г.:

В Баку трамвай существовал с 1924 г. (конка - с 1882 г.), ликвидирована система в 2004 г. Баку стал крупнейшим городом СНГ без трамвая.
Уставшие бакинские вагоны в 1999 г.:

Власти планируют восстановить трамвай на новой технологической основе.

Тбилисский трамвай существовал с 1904 (конка с 1883) по 2006 г.
Так он выглядел в 1959-м:

Ещё один снимок из того же 1959-го:

Как и в Баку, есть планы воссоздание трамвайной системы Тбилиси на новой основе.

В третьей закавказской столице - Ереване - трамвайное движение также было недавно закрыто (2004 г.).

Архангельский трамвай просуществовал с 1916 по 2004 г. и долгое время являлся самой северной трамвайной системой в мире. Такие вагоны ходили перед закрытием:

А на юге России в 2007 г. закрыли Астраханский трамвай, существовавший с 1900 года:

В 2008 г. пришёл черед трамвая в Иваново, бегавшего там с 1934 г.: Таким его запомнят местные жители (снимок 2007):


В 2009 г. ликвидирован Воронежский трамвай (создан в 1926 г.). Воронеж стал крупнейшим в России и Европе городом без рельсового городского транспорта! Вагоны Татра на ул. Ленина в 2002 г.:


В 2010 г. закрыли единственную трамвайную линию в Рязани (снимок того же года):


В Твери трамвай сохранился, но покинул многие центральные улицы. Да и вагоны сейчас не такие, как на этом снимке 1970 года.:


Такие вагончики "ГОТА" ходили в Донецке, 1977:

Похожие вагоны можно обнаружить на снимке Винницы 1978 г.:

И на снимке Житомира 1979 г.:

В Евпатории я застал "ГОТУ" в 1994 г., но в 2006 уже не попадались. Евпатория, 1990-й:


Так выглядели трамвайные вагоны в Орле около 1959 г.:


Старые трамваи (МТВ-82) в Златоусте в 1977-79 гг.:


Весьма "древние" вагоны РВЗ-6М2 я застал в 2004 г. в Витебске:

Говорят, что они до сих пор там бегают, хоть и осталось совсем немного.

Является ли процесс "вымирания" трамвая объективным следствием развития современной транспортой структуры городов?
Вопрос диалектический. В Западной Европе крупнейшие трамвайные системы (например, в Лондоне и Париже) были ликвидированы к началу 1950-х гг. однако спустя полвека началось их триумфальное возвращение. Оказалось, что современный трамвай может быть быстрым, бесшумным и экологичным общественным транспортом, и настоящим спасением для городов, увязших в автомобильных пробках. В последнее десятилетие европейцы всё активнее проводят эксперименты с возрождением трамвая, скрещивая его то с метро (метротрам), то с троллейбусом.
Но помимо чисто технологической стороны, в трамвае есть нечто необъяснимо притягательное, романтическое. За 100-120 лет стильные вагончики стали частью городского пейзажа и городской легенды. Поэтому, например, в Лиссабоне и Стамбуле сохраняют одну-две линии "старого" трамвая как памятник "золотым временам", часть истории и туристический аттракцион. В одном из британских городков сохраняют даже линию конки. А там, где на улицах давно уже не слышен перезвон колёс, начали ставить "памятники" трамваю в виде старых вагонов. Появляются такие "памятники" и в России (например, на пешеходной улице в Твери).

Comments

( 43 comments — Leave a comment )
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
seakonst
Jun. 15th, 2012 12:00 pm (UTC)
Спасибо. Очень интересно. Но и грустно, конечно.
Думаю, трамвай ещё вернётся!
p_ta_x
Jun. 15th, 2012 12:01 pm (UTC)
ГОТУ застал в Евпатории в 1990... такое ретро(
wlad11
Oct. 16th, 2013 03:22 pm (UTC)
в 1998 году Готы ещё там бегали. сам видел аварию как у одной отвалилось колесо при мне. я отвлёкся и упал в котлован...
schelkunov
Jun. 15th, 2012 12:02 pm (UTC)
Бакинский РВЗ жесть, конечно.

"Весьма "древние" вагоны МТВ-82 я застал в 2004 г. в Витебске:"

Это РВЗ-6М2. Данный вагон до сих пор бегает. А всего РВЗшек осталось штук 9 действующих. Но скоро их не станет, заменят на новые БКМ. Сам в последнее время активно снимаю их на фото и видео, на память.

У нас трамвай более-менее держится, хотя и теряет понемногу свои позиции. А Полоцк с Новополоцком собираются трамваем соединять.
visualhistory
Jun. 15th, 2012 01:08 pm (UTC)
Спасибо за уточнение, исправлю у себя.
(no subject) - djak_krjakutny - Jul. 13th, 2012 02:16 pm (UTC) - Expand
(no subject) - schelkunov - Jul. 13th, 2012 06:58 pm (UTC) - Expand
ps_42
Jun. 15th, 2012 12:08 pm (UTC)
Крутые экземпляры попадаются...=)))
В Ростове-на-Дону тоже нет трамваев уже довольно долго, хотя пути остались.
У нас они никуда не денутся и в час пик это самый быстрый транспорт, были бы еще современные вагоны с кондиционерами. Сейчас вводят запреты на движение по трамвайным линиям там, где создавались пробки, так что думаю еще быстрее начнут ходить. Что не нравится из последних изменений, это электронное табло, наглядность маршрута потерялась совсем.
flash_co
Jun. 15th, 2012 06:02 pm (UTC)
Как это в Ростове трамваев нет? А что мы сегодня на Лендворце объезжали??? Часть путей и маршрутов убрали, да, но не все. В Новочеркасске трамваи есть. Пока.
(no subject) - ps_42 - Jun. 15th, 2012 07:42 pm (UTC) - Expand
rrroma_k
Jun. 15th, 2012 12:26 pm (UTC)
В Керчи до войны тоже был трамвай, потом не восстанавливали. Очень жаль! В приморских городах трамваи смотрятся особенно поэтично.
ira
Jun. 15th, 2012 01:05 pm (UTC)
Спасибо за пост! И отдельное спасибо за донецкий трамвай, одно из самых ранних воспоминаний детства.
g_kar
Jun. 15th, 2012 01:06 pm (UTC)
Грустный пост :(

>Уставшие бакинские вагоны в 1999 г.
Как их в таком состоянии на линию выпустили, интересно...
visualhistory
Jun. 15th, 2012 01:12 pm (UTC)
В Калькутте и не такие выпускают на линию...
(Deleted comment)
getero_sapience
Jun. 15th, 2012 02:25 pm (UTC)
в Минске еще есть старые вагоны
o_apankratov
Jun. 15th, 2012 02:26 pm (UTC)
Трамваи до недавнего времени были в подмосковных Коломне и Ногинске (Богородске). Живы ли теперь, не в курсе ...
И что совсем интересно, в 1920-е - 40-е гг. трамвай существовал даже в столь небольшом городе, как Старая Русса Новгородской губ.: http://narrow.parovoz.com/emb/index.php?ID=722 (любопытный, кстати, сайт, про все узкоколейки).
k_kzn
Jun. 15th, 2012 02:28 pm (UTC)
в казани в прошлом году убрали первую ветку трамвая, существовавшую с самого начала 20в. на окраинах пока существует.
даже строят типа "скоротной трамвай"
rwalk
Jun. 15th, 2012 04:49 pm (UTC)
Насчет Западной Европы вы не совсем правы - в германоязычных странах трамвай никогда и не умирал. Например, в Вене или Цюрихе он был и остается основным средством наземного транспорта.
tuan
Jun. 15th, 2012 09:05 pm (UTC)
В Вене, все-таки, вспомогательный. Метро и электричка - основные, трамвай и автобус - вспомогательные.
(no subject) - ailuropoda_m - Aug. 18th, 2012 08:11 pm (UTC) - Expand
dinky_samara
Jun. 15th, 2012 05:01 pm (UTC)
я насчет возрождения трамваем в Тбилиси искренне сомневаюсь. Кто же это вам сказал? Скорее вымысел автора. В Тбилиси хорошее метро, и возрождать там трамвай никому не нужно.

За Златоуст спасибо.
visualhistory
Jun. 15th, 2012 07:24 pm (UTC)
Эти факты приведены в статье "Тбилисский трамвай" в Вики.
bangor_hunter
Jun. 15th, 2012 05:16 pm (UTC)
http://transit.parovoz.com/masstransit/?ID=528 - тут ещё фотографии Львовских трамваев.
astrahanfoto
Jun. 15th, 2012 07:17 pm (UTC)
Любил я ездить на астраханском трамвае. В этом месте постоянно и выходил.
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
( 43 comments — Leave a comment )

Profile

visualhistory
visualhistory

Latest Month

December 2017
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      

Tags

free counters



История и современность

Locations of visitors to this page

История и современность
Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner