You are viewing visualhistory

Previous Entry | Next Entry

Реквием нашим трамваям


Снова возвращаюсь к трамвайной теме. На днях с удивлением узнал, что в микрорайоне Гольяново собираются открывать новую трамвайную линию,  потому что в Москве с 1934 г. трамвай неуклонно сдавал свои позиции, а на пост-советском пространстве для этого транспорта в последние годы наступили и вовсе мрачные времена.
Этот пост посвящен трамвайным системам на территории бывшего СССР, которых больше нет, а также исчезающим линиям и старым вагонам. Снимки собирались преимущественно на разных транспортных сайтах, факты, главным образом, из Википедии.

Симферополь. Поворот с улицы Ефремова на улицу Ленина, около 1962 г.:

Крупнее
Трамвай в Симферополе существовал с 1914 по 1970 г. Часть вагонного парка передали в Евпаторию, где этот транспорт, к счастью, сохранился.
В Севастополе тоже был трамвай, но его убила война. Удивительно, но какое-то движение продолжалось даже в 1942 г. во время осады, но вот после освобождения в 1944 г. систему решили не восстанавливать. Не смог пережить войну и Псковский трамвай.
В послеовенные годы ликвидированы Выборгский (1957) и Новороссийский (1969) трамвай.



Банкинский трамвай в 1966 г.:

В Баку трамвай существовал с 1924 г. (конка - с 1882 г.), ликвидирована система в 2004 г. Баку стал крупнейшим городом СНГ без трамвая.
Уставшие бакинские вагоны в 1999 г.:

Власти планируют восстановить трамвай на новой технологической основе.

Тбилисский трамвай существовал с 1904 (конка с 1883) по 2006 г.
Так он выглядел в 1959-м:

Ещё один снимок из того же 1959-го:

Как и в Баку, есть планы воссоздание трамвайной системы Тбилиси на новой основе.

В третьей закавказской столице - Ереване - трамвайное движение также было недавно закрыто (2004 г.).

Архангельский трамвай просуществовал с 1916 по 2004 г. и долгое время являлся самой северной трамвайной системой в мире. Такие вагоны ходили перед закрытием:

А на юге России в 2007 г. закрыли Астраханский трамвай, существовавший с 1900 года:

В 2008 г. пришёл черед трамвая в Иваново, бегавшего там с 1934 г.: Таким его запомнят местные жители (снимок 2007):


В 2009 г. ликвидирован Воронежский трамвай (создан в 1926 г.). Воронеж стал крупнейшим в России и Европе городом без рельсового городского транспорта! Вагоны Татра на ул. Ленина в 2002 г.:


В 2010 г. закрыли единственную трамвайную линию в Рязани (снимок того же года):


В Твери трамвай сохранился, но покинул многие центральные улицы. Да и вагоны сейчас не такие, как на этом снимке 1970 года.:


Такие вагончики "ГОТА" ходили в Донецке, 1977:

Похожие вагоны можно обнаружить на снимке Винницы 1978 г.:

И на снимке Житомира 1979 г.:

В Евпатории я застал "ГОТУ" в 1994 г., но в 2006 уже не попадались. Евпатория, 1990-й:


Так выглядели трамвайные вагоны в Орле около 1959 г.:


Старые трамваи (МТВ-82) в Златоусте в 1977-79 гг.:


Весьма "древние" вагоны РВЗ-6М2 я застал в 2004 г. в Витебске:

Говорят, что они до сих пор там бегают, хоть и осталось совсем немного.

Является ли процесс "вымирания" трамвая объективным следствием развития современной транспортой структуры городов?
Вопрос диалектический. В Западной Европе крупнейшие трамвайные системы (например, в Лондоне и Париже) были ликвидированы к началу 1950-х гг. однако спустя полвека началось их триумфальное возвращение. Оказалось, что современный трамвай может быть быстрым, бесшумным и экологичным общественным транспортом, и настоящим спасением для городов, увязших в автомобильных пробках. В последнее десятилетие европейцы всё активнее проводят эксперименты с возрождением трамвая, скрещивая его то с метро (метротрам), то с троллейбусом.
Но помимо чисто технологической стороны, в трамвае есть нечто необъяснимо притягательное, романтическое. За 100-120 лет стильные вагончики стали частью городского пейзажа и городской легенды. Поэтому, например, в Лиссабоне и Стамбуле сохраняют одну-две линии "старого" трамвая как памятник "золотым временам", часть истории и туристический аттракцион. В одном из британских городков сохраняют даже линию конки. А там, где на улицах давно уже не слышен перезвон колёс, начали ставить "памятники" трамваю в виде старых вагонов. Появляются такие "памятники" и в России (например, на пешеходной улице в Твери).

Comments

( 40 comments — Leave a comment )
seakonst
Jun. 15th, 2012 12:00 pm (UTC)
Спасибо. Очень интересно. Но и грустно, конечно.
Думаю, трамвай ещё вернётся!
p_ta_x
Jun. 15th, 2012 12:01 pm (UTC)
ГОТУ застал в Евпатории в 1990... такое ретро(
wlad11
Oct. 16th, 2013 03:22 pm (UTC)
в 1998 году Готы ещё там бегали. сам видел аварию как у одной отвалилось колесо при мне. я отвлёкся и упал в котлован...
schelkunov
Jun. 15th, 2012 12:02 pm (UTC)
Бакинский РВЗ жесть, конечно.

"Весьма "древние" вагоны МТВ-82 я застал в 2004 г. в Витебске:"

Это РВЗ-6М2. Данный вагон до сих пор бегает. А всего РВЗшек осталось штук 9 действующих. Но скоро их не станет, заменят на новые БКМ. Сам в последнее время активно снимаю их на фото и видео, на память.

У нас трамвай более-менее держится, хотя и теряет понемногу свои позиции. А Полоцк с Новополоцком собираются трамваем соединять.
visualhistory
Jun. 15th, 2012 01:08 pm (UTC)
Спасибо за уточнение, исправлю у себя.
djak_krjakutny
Jul. 13th, 2012 02:16 pm (UTC)
Вроде как в Новополоцке до сих пор трамвай есть?
schelkunov
Jul. 13th, 2012 06:58 pm (UTC)
Да, есть.
ps_42
Jun. 15th, 2012 12:08 pm (UTC)
Крутые экземпляры попадаются...=)))
В Ростове-на-Дону тоже нет трамваев уже довольно долго, хотя пути остались.
У нас они никуда не денутся и в час пик это самый быстрый транспорт, были бы еще современные вагоны с кондиционерами. Сейчас вводят запреты на движение по трамвайным линиям там, где создавались пробки, так что думаю еще быстрее начнут ходить. Что не нравится из последних изменений, это электронное табло, наглядность маршрута потерялась совсем.
flash_co
Jun. 15th, 2012 06:02 pm (UTC)
Как это в Ростове трамваев нет? А что мы сегодня на Лендворце объезжали??? Часть путей и маршрутов убрали, да, но не все. В Новочеркасске трамваи есть. Пока.
ps_42
Jun. 15th, 2012 07:42 pm (UTC)
Ну там где знал убрали...=)))
rrroma_k
Jun. 15th, 2012 12:26 pm (UTC)
В Керчи до войны тоже был трамвай, потом не восстанавливали. Очень жаль! В приморских городах трамваи смотрятся особенно поэтично.
ira
Jun. 15th, 2012 01:05 pm (UTC)
Спасибо за пост! И отдельное спасибо за донецкий трамвай, одно из самых ранних воспоминаний детства.
g_kar
Jun. 15th, 2012 01:06 pm (UTC)
Грустный пост :(

>Уставшие бакинские вагоны в 1999 г.
Как их в таком состоянии на линию выпустили, интересно...
visualhistory
Jun. 15th, 2012 01:12 pm (UTC)
В Калькутте и не такие выпускают на линию...
getero_sapience
Jun. 15th, 2012 02:25 pm (UTC)
в Минске еще есть старые вагоны
k_kzn
Jun. 15th, 2012 02:28 pm (UTC)
в казани в прошлом году убрали первую ветку трамвая, существовавшую с самого начала 20в. на окраинах пока существует.
даже строят типа "скоротной трамвай"
rwalk
Jun. 15th, 2012 04:49 pm (UTC)
Насчет Западной Европы вы не совсем правы - в германоязычных странах трамвай никогда и не умирал. Например, в Вене или Цюрихе он был и остается основным средством наземного транспорта.
tuan
Jun. 15th, 2012 09:05 pm (UTC)
В Вене, все-таки, вспомогательный. Метро и электричка - основные, трамвай и автобус - вспомогательные.
ailuropoda_m
Aug. 18th, 2012 08:11 pm (UTC)
Ну не такой уж и вспомогательный. По многим маршрутам очень удобно по городу ездить.
dinky_samara
Jun. 15th, 2012 05:01 pm (UTC)
я насчет возрождения трамваем в Тбилиси искренне сомневаюсь. Кто же это вам сказал? Скорее вымысел автора. В Тбилиси хорошее метро, и возрождать там трамвай никому не нужно.

За Златоуст спасибо.
visualhistory
Jun. 15th, 2012 07:24 pm (UTC)
Эти факты приведены в статье "Тбилисский трамвай" в Вики.
astrahanfoto
Jun. 15th, 2012 07:17 pm (UTC)
Любил я ездить на астраханском трамвае. В этом месте постоянно и выходил.
anna_bpguide
Jun. 15th, 2012 09:05 pm (UTC)
современный трамвай может быть быстрым, бесшумным и экологичным общественным транспортом

еще как может!
http://anna-bpguide.livejournal.com/4015.html
ammateur
Jun. 15th, 2012 09:30 pm (UTC)
красотень!!
lemazhikhin
Jun. 16th, 2012 10:36 pm (UTC)
В Калининграде еще жив курилка, но многие маршруты уже закрыли и рельсы демонтировали.
kneiphof
Jun. 17th, 2012 08:28 pm (UTC)
"В одном из британских городков сохраняют даже линию конки."

В Дугласе, столице остова Мэн. Вообще, весь остров Мэн - заповедник железнодорожного транспорта. У них там ещё есть несколько не менее интересных ретро-линий: паровая железная дорога, электрическая железная дорога (фактически - междугородный трамвай), горная железная дорога, несколько индустриальных узкоколеек.

Но вот можно ли считать остров Мэн британской территорией - сложный вопрос. Официально это "коронная зависимая территория" (Crown dependency).

Викиумница в связи с этим сообщает нам следующее:

The Crown Dependencies are self-governing[1] possessions of the British Crown, as opposed to overseas territories of the United Kingdom.[2] They comprise the Channel Island Bailiwicks of Jersey and Guernsey in the English Channel, and the Isle of Man in the Irish Sea.
Being independently administered jurisdictions, none forms part of the United Kingdom nor of the European Union.
visualhistory
Jun. 18th, 2012 03:48 am (UTC)
Да, мне так и казалось, что острове Мэн. Это самостоятельная страна, наряду с Англией, Шотландией, Уэльсом и Северной Ирландией, входящая в состав государства Великобритания. Нам это понять сложно.
ailuropoda_m
Aug. 18th, 2012 08:12 pm (UTC)
Мэн НЕ в ходит в состав Великобритании (Соединённого Королевства).
velgal
Jun. 30th, 2012 10:11 pm (UTC)
мне кажется, что на первом снимке запечатлено место, где как раз вагон трамвая врезался в угол дома...
Тёма Ананас
Aug. 18th, 2012 08:00 am (UTC)
Готы в Евпатории
Автор, да будет тебе известно, что в Евпатории готы до сих пор живы и здоровы, хоть и перекрашены из оригинальной окраски в какое-то говно, но всё же живы и откапиталены:) Ещё есть система в с. Молочное Евпаторийского района там ходит 2 вагона гот без капремонта)) Так что готы - это не такое ретро уж совсем, а вполне ещё можно увидеть в 2012 г. :)))
ordui
Aug. 20th, 2012 08:08 pm (UTC)
Спасибо. Самый человечный и городской вид транспорта.
potapov_tlt
Sep. 13th, 2012 08:28 pm (UTC)
спасибо!!!!
dima_pilipenko
Apr. 13th, 2013 10:26 pm (UTC)
Видео трамвая в Молочном:

ginzzzburg
Oct. 15th, 2013 07:23 am (UTC)
А у нас в Германии трамваи даже по лесам ходят. И по полям.

https://fbcdn-sphotos-g-a.akamaihd.net/hphotos-ak-ash4/467404_646147818732517_540108449_o.jpg
visualhistory
Oct. 15th, 2013 08:55 am (UTC)
Красиво!
ginzzzburg
Oct. 15th, 2013 09:25 am (UTC)
Этот трамвай ходит между городами через леса и поля, так и называется Waldbahn.
Вообще немцы очень любят трамваи.
У нас в Эрфурте есть экскурсионные трамваи, выглядят вот так:
https://fbcdn-sphotos-g-a.akamaihd.net/hphotos-ak-prn2/1264963_717941964886435_2066561804_o.jpg
visualhistory
Oct. 15th, 2013 11:05 am (UTC)
"ГОТА"?
ginzzzburg
Oct. 15th, 2013 11:48 am (UTC)
Возможно. Особенно если это название связано с городом Gotha, который находится в 20 км отсюда.
doloyinternet
Oct. 15th, 2013 12:18 pm (UTC)
Есть, есть в пейзажах с трамваями что-то патриархальное, почтенное.
Michael Antonov
Oct. 16th, 2013 10:41 am (UTC)
трамвайная архаика
Трамвай пришел к нам из прошлого с малым автомобильным трафиком. Есть 2 схемы трамвайного движения: центральная и боковая. Центральная (пути посреди улицы) - геморрой для транспорта; боковая (по одной из сторон) - геморрой для пассажиров: или ты стоишь на остановке автобуса и смотришь, как на противоположной стороне улицы подходит попутный трамвай, или то же самое на трамвайной остановке - смотришь, как на противоположной стороне подошел твой автобус.
Вот почему меня предложения о возрождении трамваев бросают в дрожь. А единственный правильный трамвай здесь - астраханский: он идет по пустырю; трамваи вполне могут ходить через парки или по другим непроезжим местам.
Еще вариант: прокладывать-таки линии по обеим сторонам улиц (тем более, что в односторонней схеме какой-то уж особенной экономии не просматривается). Тогда садиться на трамвай будет так же удобно, как на автобус. Только кто на это пойдет? 8-(
( 40 comments — Leave a comment )

Profile

visualhistory
visualhistory

Latest Month

April 2014
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930   

Tags

free counters



История и современность

Locations of visitors to this page

История и современность
Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner