?

Log in

No account? Create an account
В продолжение этого поста.

Как я уже писал, первую обширную коллекцию фотографических видов архитектурно-исторического наследия России создал М.Настюков, однако его работы до сих пор не систематизированы и их приходится собирать из разных источников. Одним из которых являются журнальные иллюстрации. Для некоторых из них уже удалось найти собственно фотографический оригинал.

Суздаль. Колокольня и памятник князя Пожарского. Рис. из журнала "Всемирная Иллюстрация" за 1875 год:


А вот как это выглядело на оригинальном снимке 1873 года:

Смотреть дальше...Collapse )
В продолжение предыдущего поста.

Политехническая выставка в Москве, 1872 год:

КРУПНО

Хотя там прямо написано, что "с фотографии Настюкова", довольно трудно представить этот рисунок в виде фото.
К сожалению архив Настюкова, который первым вёл съёмку действительно во всероссийском масштабе, дошёл до нас в виде разрозненных осколков, которые ещё предстоит собирать в единое целое.

Увы, заглавный снимок (не считая гравюры) известен пока только в виде плохенькой репродукции, к тому же сильно кадрированной:

Смотреть дальше...Collapse )
Занимаясь систематическим изучением фотоистории России я пришёл к интересному открытию: если журнальные рисунки (с конца 1850-х гг.) имеют геометрически правильный вид, то почти наверняка являются репродукцией с фотографии. В то время не было иного способа типографской (газетно-журнальной) печати снимков, для этих целей приходилось переводить их в как бы рисованные гравюры. Позднее, к концу 19 века, когда появилась технология непосредственного воспроизведения фотографий в массовых изданиях, их по традиции продолжали называть "рисунками".
Поскольку старинные журнальные иллюстрации-рисунки лишь в редких случаях содержат пометку "с фот. такого-то", до последнего времени практически никто даже не догадывался, что имеет дело именно с фотографиями.
Это открытие имеет большое значение для изучения ранних этапов видовой фотографии в России, т.к. в большинстве случаев исходники, увы, бесследно исчезли, уникальные альбомные репродукции погребены в архивах, а оцифрованные старые журналы всё чаще появляются в Интернете.
Однако даже если "нормальный" вариант фотографии сохранился, его журнальная репродукция имеет огромное значение для правильной датировки, поскольку даже специалисты очень часто не знают, насколько ранним является тот или иной снимок.

Чтобы не быть голословным, я решил сделать серию постов с конкретными примерами.

Вид в Кремле. В.Ф.Тимм Русский художественный листок, издаваемый с Высочайшего соизволения Василием Тиммом СПб., 1856 год:


Когда я впервые увидел 2-3 года назад этот рисунок Тимма, то подумал, какой фотографической точности достигла русская техника рисования к середине 19 века!
Лишь недавно мне стало понятно, откуда у этой точности "росли ноги".

Смотреть дальше...Collapse )
Владислав Микоша (1909-2004) был пионерам цветной фотографии СССР ещё в 1930-е и ему в нашем блоге посвящён отдельный тег.
В 1950 году он снимал документальный фильм Победа китайского народа и заодно сделал уникальный цветной фоторепортаж  о КНР в первый год её существования. К сожалению, эти снимки до сих пор не опубликованы. Лишь крохи просочились в Интернет.

Звукооператор Виталий Нестеров (на фото справа) и Владислав Микоша на съемках в КНР. 1950 год. Фото из семейного архива племянницы В. Нестерова — В.Л. Зайцевой (Петровой):
1950 Звукооператор Виталий Нестеров (на фото справа) и Владислав Микоша на съемках в КНР. 1950 год. Фото из семейного архива племянницы В. Нестерова — В.Л. Зайцевой (Петровой)1..jpg
КРУПНО

Виталий Александрович Нестеров (1911-1999), звукооператор ЦСДФ, за работой:

1950 Съемочные моменты Виталия Нестерова1.jpg
КРУПНО

Смотреть дальше...Collapse )

Индекс Pastvu

Мне давно хотелось оценить богатство фотонаследия те или иных городов, но это довольно проблематично сделать.
Вопрос ведь не только в количестве. Скажем, одно фото середины 19 века с панорамой города перевесит тысячи любительских снимков конца 20 века из серии "я с пивасиком в парке". Очень трудно соотнести качество и количество.
Но даже если подходить к оценке чисто количественно, то число снимков, конечно, необходимо соотносить с численностью населения конкретного города.
К сожалению, на сайте Pastvu фотоматериал по городам загружен очень неравномерно, поэтому сравнивать пока можно не богатство фотонаследия, а скорее степень его представленности на данном ресурсе.
Итак, предлагаю использовать термин "Индекс Pastvu", который означает число загруженных фотографий (и иных изображений!) на тысячу жителей того или иного города.
Например, в Москве (по данным Википедии) сейчас 12,5 млн. жителей. А количество загруженных на Pastvu снимков этого городв — 160 тыс. (чуть-чуть округлим). Делим это число на 12500 и получаем... 12,8 снимков на каждую тысячу жителей.
В Санкт-Петербурге мы делим 58 тыс. снимков на 5356 тыс. населения и получаем 10,8 на тысячу жителей.
Поскольку сайты Oldmos и Oldspb (базы которых вошли целиком в Pastvu) были созданы ещё в 2009 году, у этих городов была большая "фора" по сравнению со всеми другими, снимки которых начали загружаться только с 2013 года.
Третий по числу загруженных снимков Киев резко отстаёт — его индекс пока всего 3,3.

Но некоторые города по "индексу Pastvu" уже успели обогнать обе российских столицы!
Например, у Выборга он составляет 25,6 (вдвое больше Москвы!). Финны очень любили снимать свой (теперь уже бывший) город.

Далее некоторые города в порядке уменьшения индекса:

Read more...Collapse )
Продолжаем обзор состояния проекта Pastvu (глобальная база исторических снимков различных мест).
По моим подсчётам, примерно на каждый миллион жителей России приходится 1 человек, готовый массово и регулярно загружать снимки на указанном ресурсе. Примерно 1 человек на 100 тыс. готов выложить там хотя бы несколько снимков.
Поэтому у малых городов (с населением менее 100 тыс.) статистически мало шансов, что найдётся хоть один энтузиаст, который будет загружать на Pastvu снимки своего города. "Штатные" краеведы этой работой совершенно не заинтересованы. Опять-таки, по моей оценке от 90 до 95% фотографий малых городов России загружены не их жителями, а неравнодушными обитателями мегаполисов.

Теперь давайте посмотрим число загруженных снимков по малым городам России на 14 февраля 2018 г. в виде рейтинга.
Разумеется, этот список неполный.

Петергоф — 2 412
Ялта — 2 374
Выборг — 2 079
Звенигород — 1 058
Гурзуф — 914
Можайск — 853
Вольск — 823
Балаклава (юридически это район Севастополя) — 819
Суздаль — 768
Алушта — 654

Read more...Collapse )
По-моему, ещё утром при выдаче Гугл-картинок была кнопка "открыть изображение". Теперь надо наводить мышью на выбранную картинку и выбирать в появляющемся окне команду "открыть изображение". Или переходить на какой-то ресурс и там уже открывать. Что за фигня такая?

Из свежего улова.

Киев. Вид на Крещатик. Фото Г.Калинского. Фотохроника ТАСС, 1972 год:


Крещатик - центральная магистраль города Киева. Вячеслав Бобков, РИА Новости, 1980 год:
Смотреть дальше...Collapse )
Вчера мы дали свежую статистику сайта Pastvu по городам в алфавитном порядке.
Теперь посмотрим эти же цифры в виде рейтинга (по числу загруженных снимков). В скобках для сравнения даю данные 1 января 2017 года (которые были зафиксированы у нас в соответствующем посте).

Москва — 159 637 (140327)
Санкт-Петербург — 57 921 (47027)
Киев — 9 830 (8152)
Сочи — 7 730 (5078)
Владивосток — 7 022 (5031)
Омск — 6 260 (4812)
Казань — 5 730 (4717)
Нижний Новгород — 5 554 (4284)
Пермь — 5 244  (2702)
Псков — 4 700 (3307)

Как видим, по первой десятке городов бывшего СССР за год с небольшим расклад изменился не сильно, только Пермь вытеснила из неё  Севастополь (он переместился с 10 на 12 место).

Смотрим далее:


Read more...Collapse )
Большинство снимков американского журнала National Geographic сами по себе великолепны, но среди них есть несколько, которые мне особенно нравятся.
В 1951 году замечательный фотограф Volkmar Wentzel сделал фоторепортаж о Югославии, которая в том момент переживала "медовый месяц" в отношениях с США после разрыва со Сталиным.  Снимки получились фантастически красивые!

На одном из них самое культовое и узнаваемое место в Белграде — площадь Теразие, которую венчает 13-этажный довоенный "облакодер" Палата Албанија:

КРУПНО

На этом снимке всё так мило и прекрасно! Особенно красный троллейбус, который появился в Белграде в 1947 году.
А вот метро без советской помощи они так и не потянули (его там до сих пор нет).

Тот же вид спустя почти 60 лет (2009):

Смотреть дальше...Collapse )

Profile

visualhistory
visualhistory

Latest Month

February 2018
S M T W T F S
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728   

Tags

Syndicate

RSS Atom
free counters



История и современность

Locations of visitors to this page

История и современность
Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner