?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Когда-то все улицы и площади мира принадлежали пешеходам, потом их начали теснить на обочины конные экипажи, потом всё заполонили автомобили, оставив двуногим минимум жизненного пространства.
Уже в 1960-е годы люди стали догадываться, что это неправильно. "Реконкиста пешеходов" началась с исторических площадей.
Сейчас уже трудно представить, что любимые места народных гуляний, заполненные отдыхающими и толпами зевак-туристов, ещё относительно недавно были ... обычными автомагистралями или автостоянками!
Давайте окинем беглым взглядом некоторые из отвоёванных у машин территорий.

Я решительно не могу себе представить, что московская Красная площадь, наша святая святых, до 1963 года была весьма оживлённой автодорогой:
1958 Москва Wein Sarolta.jpg

До 1930-х по ней ещё и трамваи ездили, а Генплан 35-го предусматривал превращение в Мавзолейный проспект со сносом храма Василия Блаженного.

Огромная Манежная площадь принадлежала автомобилям до 1996 года:
1963−1964.jpg

Теперь там отдана пешеходам не только сама площадь, но и ряд прилегающих к ней улиц и проездов.
А так было в 1959-м:
1959 Москва3.jpg

Дворцовая площадь в нашей Северной Столице тоже была проезжей:
Дворцовая до 1967.jpg

Процесс деавтомобилизации исторических площадей затронул и небольшие города.

Например, в Дмитрове около 2000 г. стала пешеходной бывшая Торговая площадь (ныне Советская):
DSC00541.JPG

Она же в конце 1940-х (вид в другую сторону):
1947-55 Дмитров Торговая Революции Советская.jpg

Конечно, не все исторические площади можно освободить от наземного транспорта целиком, по крайней мере, без строительства туннелей.
Поэтому автомобилям всё-таки оставляют минимум для проезда.

Вот какой была Софийская площадь в Киеве 1970-х:
Bogdan Khmelnitsky Square in Kiev

А такой стала теперь:
DSC_0087.JPG

Кто бы мог подумать, что древняя Ратушная площадь Таллина примерно до 1980 года была обычной автостоянкой?
1960 Таллин Ратушная пл Евгений Умнов.jpg

Теперь там представить такого просто невозможно:
Raekoja plats-aerofoto.jpg

Большой парковкой была не менее древняя Староместская площадь в Праге до конца 1970-х:
1966 Prague.jpg

Теперь на ней можно увидеть лишь экскурсионный и "декоративный" ретро-транспорт. Да и то, где-нибудь по краям.

DSC00162.JPG


В Гданьске машины давно не ездят по Долгому Рынку.
В 1960-е ещё ездили, хоть и не много:
1969 Langermarkt Dlugi Targ.jpg

В Варшаве на Рыночной площади в 1969-м большая парковка:
rynek-starego-miasta-1969-2.jpg

Даже во Флоренции на площади Синьории в 1950-е была автостоянка:
1958 Флоренция.JPG

Такой была раньше любимая площадь мадридцев Пужрта-дель-Соль:
Puerta del Sol 1950s.JPG

Несколько радикальных реконструкций сделали её такой:
Puerta del Sol.jpg

В португальской Браге вообще весь автотрафик в историческом центре загнали под землю.
Было так:
Braga_old10.jpg

Стало так:
P6270437.JPG

Не стоит думать, что это лишь европейская мода.
Примеры можно найти и в других частях Света, пусть и пореже.

Бангкок раньше:
1988 Bangkok.jpg

Бангкок теперь:
1988 Bangkok2.jpg

Соборная площадь в Гаване, 1955:
vintage-kodachrome-slide_life-cuba-1955-22.jpg

Теперь:
Catedral.jpg

После этого главная площадь Мехико смотрится просто образцом дикого варварства:
Mexico.jpg
Думаю, там эту дорожку перед собором скоро тоже уберут.

Следующий пост будет о том, как автомобили изгоняли с городских улиц.

Напишите в комментариях о других известных вам примерах.

Comments

( 18 comments — Leave a comment )
fih10golts
Feb. 16th, 2015 06:22 pm (UTC)
Про снос сомневаюсь. Уже тогда существовала практика перемещения зданий.
visualhistory
Feb. 16th, 2015 06:24 pm (UTC)
На храмы эта практика не распространялась. Просто сносили. Покровский собор уцелел просто чудом.
fih10golts
Feb. 16th, 2015 08:48 pm (UTC)
Кроме рассказов Барановского и журнала Посев есть нормальные источники?
ordui
Feb. 16th, 2015 06:57 pm (UTC)
Вернуть трамвай на Красную площадь и вообще в центр было бы круто. Правда с Красной площади ему ехать некуда, да и не очень удобно.
visualhistory
Feb. 16th, 2015 07:26 pm (UTC)
Я бы конку на Арбат вернул. Было бы круто!
ordui
Feb. 16th, 2015 07:36 pm (UTC)
Если выкинуть оттуда весь похабный алярусс, можно только приветствовать.
amyatishkin
Feb. 16th, 2015 07:14 pm (UTC)
А вот у нас на центральной площади автостоянка при мэрии. Так что пешеходам не светит.
albanpatriot
Feb. 16th, 2015 07:48 pm (UTC)
..общественный транспорт на Манежной могли бы и оставить..
kcittz
Feb. 16th, 2015 08:16 pm (UTC)
Арбат в детстве
oldpapuas
Feb. 16th, 2015 10:08 pm (UTC)
Ратушка в Таллинне уже в 1970-х была закрыта для транспорта.
lexei_a
Feb. 17th, 2015 06:15 am (UTC)
В Дмитрове полный идиотизм. Теперь потоку приходится просачиваться по двухрядным улочкам вокруг центра. И тут же возникли пробки. которых раньше и в помине не было.
Да и в целом, улицы скорее для транспорта, а не для прогулок.
Тот же Арбат, став пешеходным, перестал быть Арбатом, превратился в аттракцион.
Ну и наконец. Городские пространства освобождают от транспорта не для прогулок, а для комфортной торговли. Не очень ясно, что лучше для городов.
mihajlopotapych
Feb. 17th, 2015 07:35 am (UTC)
Рассказываю.
Киев, Крещатик и Майдан.
Перегородили баррикадами и изгнали транспорт.

Но, честное слово, лучше б там стоянка автомобилей была сделана...
kneiphof
Feb. 17th, 2015 08:08 pm (UTC)
Единственный вид транспорта, отлично функционирующий на пешеходных зонах - трамвай. Так что зря на Длугой в Гданьские трамвай убрали (а он там ходил и после войны; не знаю до какого точно года, но в одном старом альбоме годов шестидесятых я видел рельсы на фото). Только желательно делать автономный ход без контактной сети.

А вот пара бельгийских примеров:

Гроте Маркт/Гранд Пляс, Брюссель





Улица Меир, Антверпен. Главная торговая улица города





Гроте Маркт, Лёвен





Улица Ведстрат, Гент. Главная торговая улица города





Ныне улица не просто пешеходная, а трамвайно-пешеходная!




visualhistory
Feb. 17th, 2015 08:10 pm (UTC)
Спасибо за примеры!
Josef Kats
Feb. 18th, 2015 01:30 pm (UTC)
Насколько я понимаю, на Длугой после войны трамвай использовался, преимущественно, как грузовой: подвозил стройматериалы ;-) Но. конечно, есть фото, когда "ганзейские" фасады воссоздаются, а по Длугой - вполне себе пассажирские трамваи катят.
Josef Kats
Feb. 18th, 2015 01:31 pm (UTC)
В Таллинне стоянку с Ратушной убрали накануне олимпиады, в 1975-79.
visualhistory
Feb. 18th, 2015 02:14 pm (UTC)
Спасибо, а более точной даты нет? По идее, должно было быть какое-то специальное постановление исполкома на эту тему.
Josef Kats
Feb. 19th, 2015 12:26 pm (UTC)
Не прорабатывал еще газетный фонд за эти годы
( 18 comments — Leave a comment )

Profile

visualhistory
visualhistory

Latest Month

November 2019
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Tags

free counters



История и современность

Locations of visitors to this page

История и современность
Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner