visualhistory (visualhistory) wrote,
visualhistory
visualhistory

Categories:

Коридоры времени: как менялся Дмитриевский собор во Владимире за 200 лет

Оригинал взят у oldcolor в Коридоры времени: как менялся Дмитриевский собор во Владимире за 200 лет
Дмитриевский собор города Владимира — придворный собор, возведённый Всеволодом Большое Гнездо на княжеском дворе и освящённый в честь великомученика Димитрия Солунского. Канонический пример крестово-купольного белокаменного храма владимиро-суздальской архитектурной школы. Знаменит своей белокаменной резьбой. В 1992 году включён в список памятников Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Построен, по одинм данным, в 1194—1197 годах, по другим — 1191 году.

Прокудин-Горский снимал храм (причём сразу с нескольких сторон) в 1911 году. Сегодня мы рассмотрим лишь один из ракурсов.

Перспективное сравнение показывает, что вид Дмитриевского собора не очень сильно менялся за последнее столетие:
1911_1963_2009.jpg

Все наиболее важные метаморфозы с этим памятником произошли до съёмок Прокудина-Горского.
К началу 19 века храм выглядел совсем иначе за счёт галерей и пристроенной звонницы:


На фрагменте рисунка 1801 года он изображён с луковичной главой:


Этот прежний вид был навсегда утрачен в результате ремонта 1838 – 1847 гг., ставшего одной из первых в отечественной практике попыток вернуть памятнику "изначальный архитектурный облик" (Николай I лично приказал придать собору "первобытный вид"). Увы, первый блин вышел комом! Горе-реставраторы снесли галереи с лестничными башнями, соединявшие собор с княжеским дворцом, посчитав их "позднейшими архитектурными наслоениями".
Потом выяснится, что на самом деле галереи относились к ещё "домонгольскому" периоду и хотя были пристроены на несколько десятилетий позднее возведения самого храма, предусматривались первоначальным проектом.
Вот так в результате ошибки реставраторов сложился привычный нам стройный силуэт Дмитриевского собора.

Вид Дмитриевского собора после реставрации 1847 года (рисунок около 1850 года):
Dmitrievsky 1276_1850c Вид Дмитриевского собора после варварской реставрации 1847 года.jpg

Здесь уже вид храма почти такой, как на прокудинском снимке, только другой цвет кровли и купола. Но самое главное отличие — контрастная окраска, которая кажется странной для белокаменного зодчества.
В конце 19 века такая окраска ещё сохранялась, только фоновый цвет изменился на тёмно-красный. Потом где-то на рубеже веков стены собора решили целиком побелить.

Что мы и видим на снимке Прокудина-Горского:
Dmitrievsky 1276_my.jpg

Сравнение с более ранним дореволюционным снимком показывает, что к 1911 году куда-то исчезли столбики ограждения тротуара:
Dmitrievsky 1276l 1900е2.JPG


В 1919 году собор перестаёт работать как приходская церковь и переходит в ведение музея. На протяжении двадцатого столетия его постоянно реставрировали. Одна из крупных реставраций была в 1952 году.

К сожалению, мне не удалось найти снимков храма ранее конца 1950-х.

Здесь мы видим, что вокруг памятника появилась более капитальная ограда, а купол ещё не позолочен:
Dmitrievsky 1276l 1950е.jpg

Это цветное фото сделано иностранным туристом в 1963 году:
Dmitrievsky 1276l 1963.jpg

Ограда уже снесена, купол успели позолотить.

С конца 1960-х, с началом туристического бума на "Золотом кольце", собор уже регулярно появляется на фотографиях.

1968:
The St. Demetrius Cathedral

1969:
Demetrius Cathedral in Vladimir

Около 1999 года:
Dmitrievsky 1276l 1999с.jpg

Здесь мы видим в последний раз храм без водосточных труб. Как говорят экскурсоводы, они, конечно, уродуют облик, но зато вода не хлещет по стенам.

Итак, сравним облик собора в 1911 и 2009 гг.:
Vladimir_dubl2a.jpg

Высокое разрешение

Как говорится, найдите 10 отличий.
У меня получилось найти их даже 11:
1) купол и крест храма позолотили;
2) кровлю сделали строго позакомарной;
3) со стен храма сняли побелку;
4) на храм поставили водосточные трубы;
5) на фасаде храма появились жестяные карнизы;
6) исчезли кованные фонари у портала храма;
7) изменились двери храма;
8) исчез забор вокруг храма;
9) площадку у здания бывших Присутственных мест заасфальтировали;
10) здание бывших Присутственных покрасили в желто-белый цвет, характерный для классицистической архитектуры;
11) полностью поменялось кованное крыльцо у здания бывших Присутственных мест.
Tags: Архитектурное наследие, Владимир, Владимирщина, Прокудин-Горский, Фотосравнения
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment