?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Советский скульптор Вера Мухина всем известна, прежде всего, скульптурной группой "Рабочий и колхозница", ставшей одним из культурных символов СССР и эталоном соцреализма.
Интересно, многим ли москвичам и гостям столицы приходилось видеть такие её барельефы:

Это часть фасада Поликлиники ГНИЦ профилактической медицины, расположенной в самом центре столицы, в Китайгородском проезде.

История этой поликлиники началась 22 ноября 1919 г., когда на небольшом участке Китайгородского проезда в Москве была основана Объединенная амбулатория Высшего Совета Народного Хозяйства.  В 1935 г. по проекту архитектора Д.М. Чечулина было построено современное здание Поликлиники.
Как указано на сайте учреждения, "особую гордость вызывает фасад здания, выполненный выдающимся скульптором ХХ века Верой Игнатьевной Мухиной и украшенный барельефами на медицинскую тематику".

Однако по сообщению в блоге любителя архитектуры автором барельефов является не Вера Мухина, а скульптор Иван Федорович Рахманов! Ссылка на архив РГАЛИ. Поэтому в названии нашего поста поставлен знак вопроса.


Действительно, барельефы наглядно изображают гигиенические и некоторые другие медицинские процедуры:


Высокое разрешение

Также они пропагандируют здоровый образ жизни:

Высокое разрешение

Без этих замечательных рельефных картин тяжеловесное серое здание смотрелось бы просто угнетающе.

На мой дилетантский взгляд, этот архитектурный памятник знаменует переход от эпохи конструктивизма к "сталинскому классицизму", соединяет в себе черты обоих указанных стилей.
Правда, в некоторых источниках утверждается, что он имеет в своей основе склады "Делового двора" постройки 1912 г.!


Comments

( 18 comments — Leave a comment )
potapov_tlt
Oct. 19th, 2012 07:04 pm (UTC)
переход от эпохи конструктивизма к "сталинскому классицизму
=соглашусь.
moscowhite
Oct. 19th, 2012 07:06 pm (UTC)
Не могли бы вы указать, какие именно черты конструктивизма вы видите в этом здании?
visualhistory
Oct. 19th, 2012 07:12 pm (UTC)
За исключением барельефов, это монотонный серый объем, почти лишенный архитектурных украшений.
moscowhite
Oct. 19th, 2012 07:14 pm (UTC)
Вы считаете, что здания, подходящие под такое определение, являются конструктивистскими?
visualhistory
Oct. 19th, 2012 07:38 pm (UTC)
Хорошо, изложите свою точку зрения, почему в этом здании нет никаких черт конструктивизма.
moscowhite
Oct. 19th, 2012 07:41 pm (UTC)
Поймите, я с вами не спорю и не пытаюсь ничего доказать. Мне просто любопытно, какими доводами вы руководствуетесь.
seakonst
Oct. 19th, 2012 08:02 pm (UTC)
Уважаемый visualhistory и так прочитает. А ты извини, что без стука. Нету там конструктивизЬма. Единственное - крупные членения, окна а-ля профилакторий для выживших из ума старых политбольшевиков. Но это - скорее отголосок, чем лейтмотив. Фасад уже в трэнде. Всё, наступили новые времена.
visualhistory
Oct. 20th, 2012 04:49 am (UTC)
Я написал, что там есть черты конструктивизма. Конечно, без пилястр и с ленточными окнами этих черт было бы больше. Несмотря на некоторые элементы классического декора по своему общему виду здание воспринимается, скорее, как конструктивистское (возможно, ещё и за счёт окраски). Вообще, характер внешнего декора не является определяющим для стиля здания. Например, Миланский собор весь облеплен готическим декором, но по сути это не готическое сооружение.
Что касается поликлиники, то надо понять, что всё-таки лежало в основе этого здания до переделки 1934 г.
seakonst
Oct. 20th, 2012 02:30 pm (UTC)
Миланский собор - это многовековая катавасия, оставим его в стороне :)
Касательно поликлиники - замечу, что она имела судьбу многих зданий, начатых перед "великим переломом" в конструктивистском стиле, но законченных уже в сталинском мейнстриме.
На закате советской эпохи довелось отдохнуть в Аджарии (Махинджаури-1988), где пансионат представлял собой компиляцию из сиротского конструктивизма и первой попытки пролетарского осмысления классики.
vamp1r0
Oct. 19th, 2012 07:48 pm (UTC)
пилястры есть, капитель есть, всякие там архитравы и фризы в наличии. Какой же тут конструктивизм, кроме того, что вензелей не насажали на стыках. Всё-таки, конструктивизм это нечто большее, чем стилизованный под прямые углы ампир :)
a_dedushkin
Oct. 19th, 2012 07:59 pm (UTC)
Ох, откуда они там на сайте Мухину взяли... Скульптор-то И. Ф. Рахманов...
visualhistory
Oct. 20th, 2012 04:51 am (UTC)
Интересный поворот. А где написано, что скульптор - Рахманов?
a_dedushkin
Oct. 20th, 2012 05:16 am (UTC)
Архив РГАЛИ. В частности, вот тут речь об этом идёт: http://archigrafo.livejournal.com/312563.html
visualhistory
Oct. 20th, 2012 05:40 am (UTC)
Спасибо! Я в конце своего поста дал ссылку на этот блог, а в названии добавил знак вопроса. Всё-таки интрига сохраняется. Откуда взялось имя Веры Мухиной? Едва ли авторы сайта поликлиники сами сочинили.
a_dedushkin
Oct. 20th, 2012 06:09 am (UTC)
Не знаю...
visualhistory
Oct. 20th, 2012 06:26 am (UTC)
Иногда истории об авторстве имеют просто детективный характер.
atanira
Oct. 19th, 2012 08:27 pm (UTC)
А здорово! Эдакий советский парафраз античности. :)
artimage_su
Oct. 21st, 2012 08:40 am (UTC)
а мне показалось или на подобные барельефы было расчитано здание, что стоит промеж арки метро смоленской и старым арбатом (арбат, 54)? там чуть ниже последнего этажа такая характерная углубленная лента, в которой чего-то торжественного и пафосного не хватает.

и почему-то у меня ощущение, что один из барельефов я там видел, он располагался прямо над аркой, получается с торца. а после ближайшего косметического ремонта фасада он исчез окончательно.
( 18 comments — Leave a comment )

Profile

visualhistory
visualhistory

Latest Month

September 2019
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     

Tags

free counters



История и современность

Locations of visitors to this page

История и современность
Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner