?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Довольно неожиданно наш недавний пост, посвященный 200-летней годовщине взрыва Московского Кремля по приказу Наполеона, вызвал довольного резкую полемику в обычно тихом блоге. Некоторые из читателей выразили несогласие с приравниванием целенаправленного уничтожения русских святынь и некоторых других действий французских захватчиков к военным преступлениям. Конечно, для кого-то такая постановка вопроса звучит непривычно. Однако нашёлся некто, который пытался отрицать сам факт попытки Наполеона уничтожить какие-либо из главных московских храмов. При этом бесспорный факт разрушения звонницы колокольни Иван Великий он списал на случайное воздействие взрывной волны при подрыве кремлевских башен и стен. Разумеется, подобные фантазии едва ли заслуживали внимания.
Но вскоре после этого я вдруг обнаружил в Сети множество упоминаний о том, что Наполеоном "Рибуассьеру было приказано взорвать Покровский собор на Рву".(здесь, например). К своему стыду, о таком приказе прежде ничего не слышал. Тут мне уже самому захотелось разобраться - не миф ли это?
Решил предпринять небольшое историческое расследование. Благо современные технологии позволяют иногда сделать это, не залезая физически в архивы. Честно говоря, мне казалось, что шансы подтвердить что-либо документально не велики: думал, что Бонапарт, скорее всего, отдавал приказ устно в порыве ярости и отчаяния. Однако после двухчасового поиска нашёлся вполне официальный документ, содержавший смертный приговор собору Василия Блаженного.
В числе других официальных бумаг Наполеона он был опубликован в 1825 г. в издании «Наполеон и Великая армия в России, или Критический разбор материала г-на графа Ф.-П. де Сегюра», которое подготовил ярый бонапартист, ординарец Наполеона в 1812 г. барон Гаспар Гурго. Каждый может найти скан этой книги в Google-books (вот её титульный лист).
Нас там интересует, прежде всего,  приказ принца Невшателя генералу Лярибуасьеру от 1 октября 1812 г., который начинается словами "Император, мсье граф, отдал следующие распоряжения для вооружения и укрепления Кремля":


"Укрепление Кремля" заключалось в разрушении части стен и прилегающей застройки для облегчения манёвра.
Пункт. 6 гласит "Снести все здания, находящиеся вокруг Кремля, особенно те, которые между Башней №14 и Башней №8, и особенно мечеть с несколькими колокольнями".
Конечно, можно спорить о том, действительно ли Наполеон собирался отбиваться от русских в Кремле до последнего, как поляки в 1612 г. Если да, то массовое преднамеренное  уничтожение исторических зданий можно было бы объяснять "сугубой военной необходимостью". Как бы "ничего личного". Но Наполеон "прокололся" своей странной фразой насчёт "мечети", на необходимость уничтожения которой он обращал особое внимание Лярибуасьера. "Многоглавой мечетью" он называл храм Покрова-на-рву (собор Василия Блаженного), вкладывая в это словоупотребление всю свою ненависть и презрение к русской вере, к культуре нашего народа. Подлинный смысл затейливых "оборонительных приготовлений" в Кремле и вокруг него становится очевидным.
Как и все обыкновенные военные преступники, Наполеон стыдливо пытался придать своим злодеяниям видимость если не правомерности, то "военной необходимости", чтобы не прослыть "варваром" в глазах современников и потомков.
Впрочем, чем ближе к бегству из Москвы, тем меньше Бонапарта заботили вопросы приличий. Далее в текстах наполеоновских приказов, опубликованных в том же издании, зачастило открытым текстом:  "faire sauter le Kremlin" ("взорвать Кремль").
К счастью, большей части планов бесноватого завоевателя по уничтожению святынь Москвы не суждено было сбыться. "Приказ Наполеона Рибуассьеру уничтожить Покровский собор на Рву выполнен не был: французы увлеклись в нем грабежом, но Торговые ряды по обе стороны Красной площади они взорвали". Так или примерно так описываются дальнейшие события в отечественных источниках.

Comments

Josef Kats
Oct. 21st, 2012 05:36 pm (UTC)
Интересно, действительно ли слово "мечеть" носило во французском языке начала 19 века какую-либо негативную, презрительную коннотацию?
visualhistory
Oct. 21st, 2012 05:38 pm (UTC)
Назовите в разговоре с французами Нотр Дам мечетью, и Вы всё сразу поймёте про коннотации по выражению их лиц.
Josef Kats
Oct. 21st, 2012 05:46 pm (UTC)
В наши дни (учитывая, мягко говоря, болезненность в современной Франции "мусульманского фактора") именно так оно и будет. "Мечеть Парижской богоматери" - это реальный экзистенциальный страх современных французов - особенно тех из них, кого принято называть "правыми консерваторами".
Но мне было интересно, несло ли слово "мечеть" оттенок негативного во времена Наполеона, то есть в начале 19 века? Не "свинарник" ведь. Не "конюшня". Не "живодерня", например. Даже не "фантазии свихнувшегося кондитера" как (якобы) назвал тот же памятник древнерусского зодчества один из законодателей искусства ХХ столетия. А именно "мечеть".
ИМХО, странно. Тем более что реальных мечетей Наполеон во время египетской кампании навидался изрядно.

Edited at 2012-10-21 05:49 pm (UTC)
visualhistory
Oct. 21st, 2012 05:54 pm (UTC)
Конечно, на эту тему можно было бы провести историко-культурологическое исследование, но, по-моему, вполне очевидно, что русским начала 19 века не нравилось сравнение их православных храмов с иноверческими. Равно как и представителям любой другой религией. И чем дальше вглубь вековом, тем более оскорбительным для любой конфессии было такое сравнение. В той же Франции ещё в 18 веке за такое сравнение могли казнить как за богохульство.
Josef Kats
Oct. 21st, 2012 06:12 pm (UTC)
что русским начала 19 века не нравилось сравнение их православных храмов с иноверческими.-------------

Но приказ Наполеона, все-таки, был адресован не русским (которым такое сравнение ясное дело, было бы не по нраву), а своим, французам.
Почему в "документе для внутреннего пользования" он назвал Покаров на рву именно "мечетью" - неясно. Для того, что бы унизить национальные чувства тех русских, которые прочтут это приказ после вступления в Москву? Повторяюсь, поведение странное.
visualhistory
Oct. 21st, 2012 06:34 pm (UTC)
Я думаю, что он Покровский храм так постоянно называл, это не был разовый иронический эпитет. Если государственный деятель начинает переносить свой сарказм в официальные бумаги, то это уже говорит о его "неравнодушии" в храму-символу.
Josef Kats
Oct. 21st, 2012 06:46 pm (UTC)
Я думаю, что он Покровский храм так постоянно называл

----------------

Это было любопытно проверить, наверняка ведь сохранились свидетельства его приближенных.
visualhistory
Oct. 21st, 2012 06:55 pm (UTC)
Боюсь, что на разработку этой темы у меня уже нет времени :-)
maximus101
Oct. 21st, 2012 08:04 pm (UTC)
Покровский собор действительно несет в себе следы исламской архитектуры, не зря его возвели после победы именно над Казанским ханством. А Наполеон был хорошо знаком с исламскими памятниками Каира, поэтому он назвал собор мечетью не просто так..
Кстати, сегодня в Татарстане многие уподобляют Покровский собор мечети Кул-Шариф, якобы его строили по мотивам главной мечети Казани...
visualhistory
Oct. 21st, 2012 08:10 pm (UTC)
Ни одной общей черты с мечетью у Покровского собора нет. Ни купола, ни минаретов. Наполеон просто откровенно издевался.
Что касается легендарной мечети Кул-Шариф в Казани, разве известно хотя бы одно её изображение, чтобы сравнивать? Если Вы знаете такие изображения, пожалуйста, пришлите ссылку.
maximus101
Oct. 21st, 2012 08:25 pm (UTC)
Не видеть черты исламской архитектуры в Покровском соборе, может только человек НЕ ЗНАКОМЫЙ с исламскими строениями:)
Покровский собор - это просто скопление минаретов, собранных в одно сооружение. Он НЕ ИМЕЕТ ни одного аналога на Руси.
Вот мнение татарского доктора архитектуры:http://nhalitov.ru/content/stolpy-hrama-vasiliya-blazhennogo-islamskie-paralleli

Я написал "якобы считают", так как изображений Кул-Шариф нет, она была полностью уничтожена русскими войсками.
Мнение татар проистекает именно из-за схожести собора с исламскими сооружениями (различными).
visualhistory
Oct. 21st, 2012 06:06 pm (UTC)
"фантазии свихнувшегося кондитера" это было сказано, ЕМНИП, про ВДНХ.
Сравнение с живодерней или конюшней было бы лишено какого-то смысла, тем более, культурологического, цивилизационного.

Profile

visualhistory
visualhistory

Latest Month

November 2019
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Tags

Page Summary

free counters



История и современность

Locations of visitors to this page

История и современность
Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner