?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Довольно неожиданно наш недавний пост, посвященный 200-летней годовщине взрыва Московского Кремля по приказу Наполеона, вызвал довольного резкую полемику в обычно тихом блоге. Некоторые из читателей выразили несогласие с приравниванием целенаправленного уничтожения русских святынь и некоторых других действий французских захватчиков к военным преступлениям. Конечно, для кого-то такая постановка вопроса звучит непривычно. Однако нашёлся некто, который пытался отрицать сам факт попытки Наполеона уничтожить какие-либо из главных московских храмов. При этом бесспорный факт разрушения звонницы колокольни Иван Великий он списал на случайное воздействие взрывной волны при подрыве кремлевских башен и стен. Разумеется, подобные фантазии едва ли заслуживали внимания.
Но вскоре после этого я вдруг обнаружил в Сети множество упоминаний о том, что Наполеоном "Рибуассьеру было приказано взорвать Покровский собор на Рву".(здесь, например). К своему стыду, о таком приказе прежде ничего не слышал. Тут мне уже самому захотелось разобраться - не миф ли это?
Решил предпринять небольшое историческое расследование. Благо современные технологии позволяют иногда сделать это, не залезая физически в архивы. Честно говоря, мне казалось, что шансы подтвердить что-либо документально не велики: думал, что Бонапарт, скорее всего, отдавал приказ устно в порыве ярости и отчаяния. Однако после двухчасового поиска нашёлся вполне официальный документ, содержавший смертный приговор собору Василия Блаженного.
В числе других официальных бумаг Наполеона он был опубликован в 1825 г. в издании «Наполеон и Великая армия в России, или Критический разбор материала г-на графа Ф.-П. де Сегюра», которое подготовил ярый бонапартист, ординарец Наполеона в 1812 г. барон Гаспар Гурго. Каждый может найти скан этой книги в Google-books (вот её титульный лист).
Нас там интересует, прежде всего,  приказ принца Невшателя генералу Лярибуасьеру от 1 октября 1812 г., который начинается словами "Император, мсье граф, отдал следующие распоряжения для вооружения и укрепления Кремля":


"Укрепление Кремля" заключалось в разрушении части стен и прилегающей застройки для облегчения манёвра.
Пункт. 6 гласит "Снести все здания, находящиеся вокруг Кремля, особенно те, которые между Башней №14 и Башней №8, и особенно мечеть с несколькими колокольнями".
Конечно, можно спорить о том, действительно ли Наполеон собирался отбиваться от русских в Кремле до последнего, как поляки в 1612 г. Если да, то массовое преднамеренное  уничтожение исторических зданий можно было бы объяснять "сугубой военной необходимостью". Как бы "ничего личного". Но Наполеон "прокололся" своей странной фразой насчёт "мечети", на необходимость уничтожения которой он обращал особое внимание Лярибуасьера. "Многоглавой мечетью" он называл храм Покрова-на-рву (собор Василия Блаженного), вкладывая в это словоупотребление всю свою ненависть и презрение к русской вере, к культуре нашего народа. Подлинный смысл затейливых "оборонительных приготовлений" в Кремле и вокруг него становится очевидным.
Как и все обыкновенные военные преступники, Наполеон стыдливо пытался придать своим злодеяниям видимость если не правомерности, то "военной необходимости", чтобы не прослыть "варваром" в глазах современников и потомков.
Впрочем, чем ближе к бегству из Москвы, тем меньше Бонапарта заботили вопросы приличий. Далее в текстах наполеоновских приказов, опубликованных в том же издании, зачастило открытым текстом:  "faire sauter le Kremlin" ("взорвать Кремль").
К счастью, большей части планов бесноватого завоевателя по уничтожению святынь Москвы не суждено было сбыться. "Приказ Наполеона Рибуассьеру уничтожить Покровский собор на Рву выполнен не был: французы увлеклись в нем грабежом, но Торговые ряды по обе стороны Красной площади они взорвали". Так или примерно так описываются дальнейшие события в отечественных источниках.

Comments

sergij_german
Oct. 22nd, 2012 12:56 am (UTC)
Французские революционные войска, вступив в 1794 году в Кельн, превратили готический кафедральный собор в конюшню, склад и тюрьму. Большинство коллегиальных церквей было закрыто, каноники и канониссы при них распущены. Если рядом с коллегиальным храмом стояла приходская церковь, то она сносилась, а коллегиальная превращалась в приходскую. Повезло лишь "парочке" св. Цецилии / св. Петра, так как там монастырские сестры, подсуетившись, открыли госпиталь. Это - единственная сохранившаяся пара. Монастыри упразднялись.
Иезуитская церковь Вознесения Марии (Успения) была превращена в языческий храм богини Разума. Так что тенденция общая.
Что касается Покровского на рву собора, то мне пришлось однажды услышать мнение православного священника, русского, что это - "азиатчина". Русским для него был собор Спасо-Андроникова монастыря.
visualhistory
Oct. 22nd, 2012 05:09 am (UTC)
Ну, так с революционных войск Франции совсем другой спрос. Наполеон-то был контрреволюционером и против религии как таковой не выступал. Даже мечтал перенести какие-то храмы в Париж из завоеванных городов.
Что касается Покрова на рву, то это вообще храм-индикатор. Начиная с Чаадаева, все западники считают своим долгом назвать его "азиатским" и "нелепым". Это индикатор отношения к самобытной русской культуре.
Josef Kats
Oct. 22nd, 2012 07:45 am (UTC)
Наполеон-то был контрреволюционером и против религии как таковой не выступал.-----------------

О "контрреволюционности" Наполеона можно много спорить, но к религии, насколько я понимаю, он относился сугубо практично: как непременному атрибуту европейской цивилизации, некому внешнему ритуалу, который нравится массам. О какой-либо набожности Наполеона слыхивать не приходилось.

Что касается Покрова на рву, то это вообще храм-индикатор. Начиная с Чаадаева, все западники считают своим долгом назвать его "азиатским" и "нелепым". Это индикатор отношения к самобытной русской культуре.------------------------

Честно говоря, не ожидал от вас такой
visualhistory
Oct. 22nd, 2012 07:51 am (UTC)
"Честно говоря, не ожидал от вас такой"

Извините, фраза не окончена?
Josef Kats
Oct. 22nd, 2012 07:54 am (UTC)
Что касается Покрова на рву, то это вообще храм-индикатор. Начиная с Чаадаева, все западники считают своим долгом назвать его "азиатским" и "нелепым". Это индикатор отношения к самобытной русской культуре.------------------------

Честно говоря, не ожидал от вас такой прямолинейности. ЕСМНИП, Карамзин говорил о Василии Блаженном, как о "древнем храме совершенно готического облика", подразумевая, вероятно, его архаичность. Западник он после этого или "восточник"? ;)
А почему в качестве индикатора отношения к самобытной русской культуре не признать, допустим, Покров на Нерли? Или псковско-новгородские посадские храмы? Разве только потому, что они менее известны.
Вообще, теория архитектурных памятников в качестве "индикаторов" достаточно слаба. Отношение к какому архитектурному памятнику, допустим, Парижа, может служить таковым индикатором отношения к французской культуре? А Лондона? Или там Рима?
visualhistory
Oct. 22nd, 2012 08:12 am (UTC)
Храм Покрова не просто у всех на виду, он ещё исключительно ярок и самобытен. Какие бы аналогии не искали, это действительно оригинальный продукт развития русской культуры. Прекраснейший храм Покрова на Нерли всё-таки на 90% имеет византийский облик, особенно с оригинальным куполом-котелком. Поздние новгородско-псковские храмы более национальны, но они хорошо известны только специалистам и им далеко до художественной экспрессивности и смысловой насыщенности Василия Блаженного.
Так что этот храм является индикатором не случайно.
Для меня, как, наверное, и для большинства русских, Василий Блаженный не просто памятник архитектуры, а предмет национальной гордости. Когда я работал в центре города, часто ходил гулять на Красную площадь и каждый раз замирал на минуту-другую, не в силах отвести глаз от этого чуда, воплощения гармонии и неземной красоты.
Любой человек имеет право назвать, к примеру, портрет Джоконды "дешевой безвкусной мазнёй", но другие будут судить о нём по этому высказыванию.
Josef Kats
Oct. 22nd, 2012 08:24 am (UTC)
:)
Да, раз год бывая в Москве, как бы занят я не был, всегда стараюсь подняться на Красную площадь со строны Исторического музея и "подзависнуть" от панорамы, завершающейся Покровом на рву.
У этой популярности, увы, есть и обратная сторона - храм превратился в некий символ стиля "а ля-рюс", вместе с пресловутыми balalaika, cossack, samovar, babushka, caviar и т.п.

Кстати, я совсем не фанат Джоконды и, признаюсь, каждый раз мучаюсь, что сказать по поводу данного полотна ученикам, когда мы "проходим" с ними Высокий Ренессанс:) Но это вовсе не говорит о моем негативном отношении ни к итальянской ренессансной живописи вообще, ни к итальянской культуре в целом ;)
visualhistory
Oct. 22nd, 2012 08:35 am (UTC)
Так устроена жизнь, что все великие шедевры становятся объектом китча. И злобных нападок, а то и физического покушения со стороны некоторых лиц.
Что касается Джоконды, то этот бесспорный шедевр всё же несколько искусственно выделен из ряда не менее шедевральных картин того же Возрождения. В отличие от храма Василия Блаженного, который действительно является уникальным произведением, не похожим ни на одно из творений своей эпохи.
visualhistory
Oct. 22nd, 2012 08:36 am (UTC)
Так устроена жизнь, что все великие шедевры становятся объектом китча. И злобных нападок, а то и физического покушения со стороны некоторых лиц.
Что касается Джоконды, то этот бесспорный шедевр всё же несколько искусственно выделен из ряда не менее шедевральных картин того же Возрождения. В отличие от храма Василия Блаженного, который действительно является уникальным произведением, не похожим ни на одно из творений своей эпохи.
visualhistory
Oct. 22nd, 2012 08:50 am (UTC)
Что касается слов Карамзина о "древнем храме совершенно готического облика", то здесь нет ничего, кроме почтения, поскольку "готика" в России никогда не была ругательством, в отличии Европы до определенного времени.
Тема "готичности" русских шатровых храмов сложная, но я разделяю мнение большинства специалистов, что здесь было не прямое влияние готики, а общая для двух самостоятельных стилей тенденция к вертикализации архитектурных объемов. Возможно, это выражало общую идею развития христианских храмов - стремление ввысь, "к Богу".
Josef Kats
Oct. 22nd, 2012 07:59 am (UTC)
По ссылке выше нашел заверение, что Покров на рву есть "скопление минаретов, не имеющее аналогов на Руси!".
Это, конечно, известного рода преувеличение: не могу вспомнить навкидку, но помню, что столпообразные церкви, хотя и с меньшим количеством приделов, строились во времена Грозного еще в нескольких местах. Ну, и многоглавые деревянные соборы куда девать изволите? Кижи ведь - их достаточно поздний вариант, кто знает, что там было лет за двести до того?
Что касается "минаретов" - то тут я судить не могу, т.к. практически никакой знаток исламской архитектуры. Но мне попадались статьи, авторы которых видели в оформлении башен Покрова на Рву явные заимствования и западной, и восточной архитектуры.

Edited at 2012-10-22 08:04 am (UTC)
visualhistory
Oct. 22nd, 2012 08:20 am (UTC)
Покрова на рву имеет в основе высокий шатровый храм - один из относительно немногих действительно оригинальных продуктов русской архитектуры. Первый такой храм в камне появился в Александровской слободе примерно в 1510 г., т.е. за несколько десятилетий до завоевания Казани. Некоторые специалисты считают, что это был перенос в камень приёма деревянного русского зодчества, где шатры символизировали купола, более сложные в изготовлении из дерева.
Josef Kats
Oct. 22nd, 2012 08:34 am (UTC)
"Ви-таки будете мне говорить за Александровскую слободу и Распятскую колокольню?!" :)

(Так получилось, что неподалеку от Александрова я провел лучшие моменты своего детства и отношусь к тамошнему архитектурному ансамблю с особой теплотой. Кстати, два года назад купил там сборник статей его реставратора, В. Кавельмахера. С интересом узнал, что к самой колокольне, возможно, была пристроена (деревянная?) звонница, не сохранившаяся до наших дней. А автора знаменитой заподноевропейской гравюры 16 века не понял, как это могло выглядеть и просто нарисовал "близнеца" Распятской церкви. На установленных между этими башнями брусьях вропейский гравер и разместил трофейные колокола:) )
(no subject) - visualhistory - Oct. 22nd, 2012 08:43 am (UTC) - Expand
visualhistory
Oct. 22nd, 2012 08:22 am (UTC)
Найти "минареты" в соборе Василия Блаженного возможно при такой же силе воображения, которая превращает ветряные мельницы в огнедышащих чудовищ.
sergij_german
Oct. 22nd, 2012 01:15 pm (UTC)
Однако, поведение схожее. Я еще не написал про разграбление ценностей. Впрочем, на войне как на войне.

Про индикатор здорово Вы сказали! Мне-то лично храм очень нравится, я высказывание в качестве примера привел.

Profile

visualhistory
visualhistory

Latest Month

November 2019
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Tags

free counters



История и современность

Locations of visitors to this page

История и современность
Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner