?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Довольно неожиданно наш недавний пост, посвященный 200-летней годовщине взрыва Московского Кремля по приказу Наполеона, вызвал довольного резкую полемику в обычно тихом блоге. Некоторые из читателей выразили несогласие с приравниванием целенаправленного уничтожения русских святынь и некоторых других действий французских захватчиков к военным преступлениям. Конечно, для кого-то такая постановка вопроса звучит непривычно. Однако нашёлся некто, который пытался отрицать сам факт попытки Наполеона уничтожить какие-либо из главных московских храмов. При этом бесспорный факт разрушения звонницы колокольни Иван Великий он списал на случайное воздействие взрывной волны при подрыве кремлевских башен и стен. Разумеется, подобные фантазии едва ли заслуживали внимания.
Но вскоре после этого я вдруг обнаружил в Сети множество упоминаний о том, что Наполеоном "Рибуассьеру было приказано взорвать Покровский собор на Рву".(здесь, например). К своему стыду, о таком приказе прежде ничего не слышал. Тут мне уже самому захотелось разобраться - не миф ли это?
Решил предпринять небольшое историческое расследование. Благо современные технологии позволяют иногда сделать это, не залезая физически в архивы. Честно говоря, мне казалось, что шансы подтвердить что-либо документально не велики: думал, что Бонапарт, скорее всего, отдавал приказ устно в порыве ярости и отчаяния. Однако после двухчасового поиска нашёлся вполне официальный документ, содержавший смертный приговор собору Василия Блаженного.
В числе других официальных бумаг Наполеона он был опубликован в 1825 г. в издании «Наполеон и Великая армия в России, или Критический разбор материала г-на графа Ф.-П. де Сегюра», которое подготовил ярый бонапартист, ординарец Наполеона в 1812 г. барон Гаспар Гурго. Каждый может найти скан этой книги в Google-books (вот её титульный лист).
Нас там интересует, прежде всего,  приказ принца Невшателя генералу Лярибуасьеру от 1 октября 1812 г., который начинается словами "Император, мсье граф, отдал следующие распоряжения для вооружения и укрепления Кремля":


"Укрепление Кремля" заключалось в разрушении части стен и прилегающей застройки для облегчения манёвра.
Пункт. 6 гласит "Снести все здания, находящиеся вокруг Кремля, особенно те, которые между Башней №14 и Башней №8, и особенно мечеть с несколькими колокольнями".
Конечно, можно спорить о том, действительно ли Наполеон собирался отбиваться от русских в Кремле до последнего, как поляки в 1612 г. Если да, то массовое преднамеренное  уничтожение исторических зданий можно было бы объяснять "сугубой военной необходимостью". Как бы "ничего личного". Но Наполеон "прокололся" своей странной фразой насчёт "мечети", на необходимость уничтожения которой он обращал особое внимание Лярибуасьера. "Многоглавой мечетью" он называл храм Покрова-на-рву (собор Василия Блаженного), вкладывая в это словоупотребление всю свою ненависть и презрение к русской вере, к культуре нашего народа. Подлинный смысл затейливых "оборонительных приготовлений" в Кремле и вокруг него становится очевидным.
Как и все обыкновенные военные преступники, Наполеон стыдливо пытался придать своим злодеяниям видимость если не правомерности, то "военной необходимости", чтобы не прослыть "варваром" в глазах современников и потомков.
Впрочем, чем ближе к бегству из Москвы, тем меньше Бонапарта заботили вопросы приличий. Далее в текстах наполеоновских приказов, опубликованных в том же издании, зачастило открытым текстом:  "faire sauter le Kremlin" ("взорвать Кремль").
К счастью, большей части планов бесноватого завоевателя по уничтожению святынь Москвы не суждено было сбыться. "Приказ Наполеона Рибуассьеру уничтожить Покровский собор на Рву выполнен не был: французы увлеклись в нем грабежом, но Торговые ряды по обе стороны Красной площади они взорвали". Так или примерно так описываются дальнейшие события в отечественных источниках.

Comments

Josef Kats
Oct. 22nd, 2012 07:59 am (UTC)
По ссылке выше нашел заверение, что Покров на рву есть "скопление минаретов, не имеющее аналогов на Руси!".
Это, конечно, известного рода преувеличение: не могу вспомнить навкидку, но помню, что столпообразные церкви, хотя и с меньшим количеством приделов, строились во времена Грозного еще в нескольких местах. Ну, и многоглавые деревянные соборы куда девать изволите? Кижи ведь - их достаточно поздний вариант, кто знает, что там было лет за двести до того?
Что касается "минаретов" - то тут я судить не могу, т.к. практически никакой знаток исламской архитектуры. Но мне попадались статьи, авторы которых видели в оформлении башен Покрова на Рву явные заимствования и западной, и восточной архитектуры.

Edited at 2012-10-22 08:04 am (UTC)
visualhistory
Oct. 22nd, 2012 08:20 am (UTC)
Покрова на рву имеет в основе высокий шатровый храм - один из относительно немногих действительно оригинальных продуктов русской архитектуры. Первый такой храм в камне появился в Александровской слободе примерно в 1510 г., т.е. за несколько десятилетий до завоевания Казани. Некоторые специалисты считают, что это был перенос в камень приёма деревянного русского зодчества, где шатры символизировали купола, более сложные в изготовлении из дерева.
Josef Kats
Oct. 22nd, 2012 08:34 am (UTC)
"Ви-таки будете мне говорить за Александровскую слободу и Распятскую колокольню?!" :)

(Так получилось, что неподалеку от Александрова я провел лучшие моменты своего детства и отношусь к тамошнему архитектурному ансамблю с особой теплотой. Кстати, два года назад купил там сборник статей его реставратора, В. Кавельмахера. С интересом узнал, что к самой колокольне, возможно, была пристроена (деревянная?) звонница, не сохранившаяся до наших дней. А автора знаменитой заподноевропейской гравюры 16 века не понял, как это могло выглядеть и просто нарисовал "близнеца" Распятской церкви. На установленных между этими башнями брусьях вропейский гравер и разместил трофейные колокола:) )
visualhistory
Oct. 22nd, 2012 08:43 am (UTC)
Кавельмахер был интересный учёный, я читал его книгу о шатровом храме в с. Остров. Очень сильно расширяет кругозор, особенно в плане спорности датировок и выбора реставрационных решений. Потом когда снова приехал в Остров, стал смотреть на храм уже другими глазами. Глядел на восстановленные наличники и вспоминал слова Кавельмахера, что это выдумка реставратора, которой никогда не было в оригинале. Он пытался протестовать против этого в период работ, но его обычно даже на площадку не пускали.
visualhistory
Oct. 22nd, 2012 08:22 am (UTC)
Найти "минареты" в соборе Василия Блаженного возможно при такой же силе воображения, которая превращает ветряные мельницы в огнедышащих чудовищ.

Profile

visualhistory
visualhistory

Latest Month

November 2019
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Tags

Page Summary

free counters



История и современность

Locations of visitors to this page

История и современность
Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner