?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Довольно неожиданно наш недавний пост, посвященный 200-летней годовщине взрыва Московского Кремля по приказу Наполеона, вызвал довольного резкую полемику в обычно тихом блоге. Некоторые из читателей выразили несогласие с приравниванием целенаправленного уничтожения русских святынь и некоторых других действий французских захватчиков к военным преступлениям. Конечно, для кого-то такая постановка вопроса звучит непривычно. Однако нашёлся некто, который пытался отрицать сам факт попытки Наполеона уничтожить какие-либо из главных московских храмов. При этом бесспорный факт разрушения звонницы колокольни Иван Великий он списал на случайное воздействие взрывной волны при подрыве кремлевских башен и стен. Разумеется, подобные фантазии едва ли заслуживали внимания.
Но вскоре после этого я вдруг обнаружил в Сети множество упоминаний о том, что Наполеоном "Рибуассьеру было приказано взорвать Покровский собор на Рву".(здесь, например). К своему стыду, о таком приказе прежде ничего не слышал. Тут мне уже самому захотелось разобраться - не миф ли это?
Решил предпринять небольшое историческое расследование. Благо современные технологии позволяют иногда сделать это, не залезая физически в архивы. Честно говоря, мне казалось, что шансы подтвердить что-либо документально не велики: думал, что Бонапарт, скорее всего, отдавал приказ устно в порыве ярости и отчаяния. Однако после двухчасового поиска нашёлся вполне официальный документ, содержавший смертный приговор собору Василия Блаженного.
В числе других официальных бумаг Наполеона он был опубликован в 1825 г. в издании «Наполеон и Великая армия в России, или Критический разбор материала г-на графа Ф.-П. де Сегюра», которое подготовил ярый бонапартист, ординарец Наполеона в 1812 г. барон Гаспар Гурго. Каждый может найти скан этой книги в Google-books (вот её титульный лист).
Нас там интересует, прежде всего,  приказ принца Невшателя генералу Лярибуасьеру от 1 октября 1812 г., который начинается словами "Император, мсье граф, отдал следующие распоряжения для вооружения и укрепления Кремля":


"Укрепление Кремля" заключалось в разрушении части стен и прилегающей застройки для облегчения манёвра.
Пункт. 6 гласит "Снести все здания, находящиеся вокруг Кремля, особенно те, которые между Башней №14 и Башней №8, и особенно мечеть с несколькими колокольнями".
Конечно, можно спорить о том, действительно ли Наполеон собирался отбиваться от русских в Кремле до последнего, как поляки в 1612 г. Если да, то массовое преднамеренное  уничтожение исторических зданий можно было бы объяснять "сугубой военной необходимостью". Как бы "ничего личного". Но Наполеон "прокололся" своей странной фразой насчёт "мечети", на необходимость уничтожения которой он обращал особое внимание Лярибуасьера. "Многоглавой мечетью" он называл храм Покрова-на-рву (собор Василия Блаженного), вкладывая в это словоупотребление всю свою ненависть и презрение к русской вере, к культуре нашего народа. Подлинный смысл затейливых "оборонительных приготовлений" в Кремле и вокруг него становится очевидным.
Как и все обыкновенные военные преступники, Наполеон стыдливо пытался придать своим злодеяниям видимость если не правомерности, то "военной необходимости", чтобы не прослыть "варваром" в глазах современников и потомков.
Впрочем, чем ближе к бегству из Москвы, тем меньше Бонапарта заботили вопросы приличий. Далее в текстах наполеоновских приказов, опубликованных в том же издании, зачастило открытым текстом:  "faire sauter le Kremlin" ("взорвать Кремль").
К счастью, большей части планов бесноватого завоевателя по уничтожению святынь Москвы не суждено было сбыться. "Приказ Наполеона Рибуассьеру уничтожить Покровский собор на Рву выполнен не был: французы увлеклись в нем грабежом, но Торговые ряды по обе стороны Красной площади они взорвали". Так или примерно так описываются дальнейшие события в отечественных источниках.

Comments

visualhistory
Oct. 22nd, 2012 08:12 am (UTC)
Храм Покрова не просто у всех на виду, он ещё исключительно ярок и самобытен. Какие бы аналогии не искали, это действительно оригинальный продукт развития русской культуры. Прекраснейший храм Покрова на Нерли всё-таки на 90% имеет византийский облик, особенно с оригинальным куполом-котелком. Поздние новгородско-псковские храмы более национальны, но они хорошо известны только специалистам и им далеко до художественной экспрессивности и смысловой насыщенности Василия Блаженного.
Так что этот храм является индикатором не случайно.
Для меня, как, наверное, и для большинства русских, Василий Блаженный не просто памятник архитектуры, а предмет национальной гордости. Когда я работал в центре города, часто ходил гулять на Красную площадь и каждый раз замирал на минуту-другую, не в силах отвести глаз от этого чуда, воплощения гармонии и неземной красоты.
Любой человек имеет право назвать, к примеру, портрет Джоконды "дешевой безвкусной мазнёй", но другие будут судить о нём по этому высказыванию.
Josef Kats
Oct. 22nd, 2012 08:24 am (UTC)
:)
Да, раз год бывая в Москве, как бы занят я не был, всегда стараюсь подняться на Красную площадь со строны Исторического музея и "подзависнуть" от панорамы, завершающейся Покровом на рву.
У этой популярности, увы, есть и обратная сторона - храм превратился в некий символ стиля "а ля-рюс", вместе с пресловутыми balalaika, cossack, samovar, babushka, caviar и т.п.

Кстати, я совсем не фанат Джоконды и, признаюсь, каждый раз мучаюсь, что сказать по поводу данного полотна ученикам, когда мы "проходим" с ними Высокий Ренессанс:) Но это вовсе не говорит о моем негативном отношении ни к итальянской ренессансной живописи вообще, ни к итальянской культуре в целом ;)
visualhistory
Oct. 22nd, 2012 08:35 am (UTC)
Так устроена жизнь, что все великие шедевры становятся объектом китча. И злобных нападок, а то и физического покушения со стороны некоторых лиц.
Что касается Джоконды, то этот бесспорный шедевр всё же несколько искусственно выделен из ряда не менее шедевральных картин того же Возрождения. В отличие от храма Василия Блаженного, который действительно является уникальным произведением, не похожим ни на одно из творений своей эпохи.
visualhistory
Oct. 22nd, 2012 08:36 am (UTC)
Так устроена жизнь, что все великие шедевры становятся объектом китча. И злобных нападок, а то и физического покушения со стороны некоторых лиц.
Что касается Джоконды, то этот бесспорный шедевр всё же несколько искусственно выделен из ряда не менее шедевральных картин того же Возрождения. В отличие от храма Василия Блаженного, который действительно является уникальным произведением, не похожим ни на одно из творений своей эпохи.

Profile

visualhistory
visualhistory

Latest Month

November 2019
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Tags

free counters



История и современность

Locations of visitors to this page

История и современность
Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner