?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Долгожитель неба

История гражданской авиации знает немало культовых самолётов, бороздивших небеса не одно десятилетие. Однако на первое место среди легендарных, наверное, следует поставить американский DC-3 и его лицензионные копии, который выпускался в США с 1935 по 1945 год (в Японии -  до 1945, СССР - до 1952 г.).  Один из самых массовых самолётов в истории мировой авиации: серийный выпуск, с учётом всех модификаций и лицензионного производства вне США, составил 16 079 машин.
В СССР он больше всего был известен под названием "Ли-2" и прослужил, в разных модикациях, с 1939 по 1973 год!.

Оленеводы встречают самолёт Ли-2 на аэродроме Волочанка, Таймыр, 1969 год.
01228232

Ли-2 — советский военно-транспортный самолёт, производство которого было начато в 1942 году в Ташкенте на базе пассажирского самолёта ПС-84 (1939), созданного, в свою очередь, на базе лицензионного производства американского Douglas DC-3.

В 1935 году государственная комиссия под руководством А. Н. Туполева через «Амторг Трейдинг Корпорейшн» закупила в США самолёт Douglas DC-2. После всесторонних испытаний, выполненных ЦАГИ, 21 марта 1936 года Советом труда и обороны было принято решение о приобретении лицензии на его производство в СССР. Летом того же года в США прибыла специальная комиссия под руководством начальника ЦАГИ Н. М. Харламова. К покупке был выбран более совершенный DC-3. 17 июля был подписан договор с компанией «Douglas Aircraft Company» на сумму 340 000 тыс. рублей, сроком на три года. Предметом договора была не только покупка лицензии и готового экземпляра, но и стажировка советских специалистов на заводах фирмы. В рамках этого договора в 1937—1938 годах у фирмы было закуплено ещё около 18 самолётов DC-3.

Производство нового самолёта осваивали на заводе № 84 имени В. П. Чкалова в Химках, под руководством В. М. Мясищева — главного конструктора конструкторского бюро завода (КБ-6). К началу ноября 1938 года из деталей, привезённых из США, на заводе был собран первый самолёт. С сентября по декабрь 1939 года машина успешно прошла государственные испытания и была рекомендована к выпуску. Машина получила обозначение ПС-84 (Пассажирский самолёт завода № 84).

С середины 1940 года началась активная эксплуатация ПС-84. Аэрофлот располагал 12 самолётами ПС-84 и таким же количеством DC-3; последние использовались для международных линий, а ПС-84 обслуживал внутренние (в основном дальние, такие, как Москва — Иркутск). Самолёт называли комфортабельным.

С сентября 1942 года, после эвакуации в Ташкент, стали выпускать военную версию ПС-84, которая получила обозначение Ли-2 по имени главного инженера завода Б. П. Лисунова, руководившего строительством этого самолёта.
В 1942—1945 годах на ташкентском авиазаводе было произведено 2258 самолётов Ли-2.

После Второй мировой войны самолёты этого типа продолжали пассажирские и грузовые перевозки на местных авиалиниях СССР. Их постепенный вывод из эксплуатации и списание начались во второй половине 1950-х в связи с заменой их на более совершенные самолёты Ил-12 и Ил-14.

Производство Ли-2 и его модификаций на ташкентском заводе было прекращено в 1952 году в пользу нового типа самолетов Ил-14.

10 октября 1973 года из-за неисправности топливной системы самолёт Ли-2 потерпел катастрофу вблизи аэропорта Ташауз. Погибли пять человек. После этого инцидента эксплуатация самолёта Ли-2 в гражданской авиации СССР была прекращена.

Comments

( 4 comments — Leave a comment )
pol_pivino
Apr. 3rd, 2015 12:42 pm (UTC)
Спасибо Вам.
ardash1
Apr. 3rd, 2015 12:48 pm (UTC)
У нас в пионерском лагере под Евпаторией такой стоял!

Недавно узнал, что Ли-2 во время войны использовали даже в качестве ночного бомбардировщика...
nyka
Apr. 3rd, 2015 09:00 pm (UTC)
admiral_scheer
Apr. 17th, 2015 09:04 am (UTC)
А как же Ан-2? Вон - над ним до сих пор мозгуют: Ан-3, Т-101 "Грач" и т.д.
( 4 comments — Leave a comment )

Profile

visualhistory
visualhistory

Latest Month

October 2019
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Tags

free counters



История и современность

Locations of visitors to this page

История и современность
Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner