visualhistory (visualhistory) wrote,
visualhistory
visualhistory

Categories:

175 лет первой железной дороге в России!

Едва не пропустил важнейший юбилей - сегодня исполнилось 175 лет первой железной дороге в России!
30 октября (11 ноября) 1837 года открылась Царскосельская железная дорога.
Поскольку первый фотоаппарат завезут в Российскую империю только через 2 года, в конце 1839-го, мы можем представить её только по картине-акварели:

Подумать только, Пушкин не дожил всего несколько месяцев.
НЕКОТОРЫЕ ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ:
* Это была 6-я по счёту ж.д. в мире и единственная в России до 1840 г. (когда открылась Варшавско-Венская);
* Строительство началось 1 мая 1836 г., т.е. ещё при жизни Пушкина;
* Строительством руководил австрийский инженер Франц Герстнер;
* Первоначально Царскосельская железная дорога была проложена от Санкт-Петербурга до Царского села, а позже была продлена до дачного городка Павловска, при этом общая протяженность трассы выросла до 27 километров;
* Первая пробная поездка с конной тягой между Царским селом и Павловском состоялась 27 сентября 1836 г.
* 3 ноября 1837 г. на железную дорогу был доставлен из Англии первый паровоз (Р. Стефенсона);
* Первая поездка от Петербурга до Царского села заняла 35 минут, а обратно — 27 минут; при этом максимальная скорость достигала 64 км/ч, а средняя составила 51 км/ч.
* Движение на участке Царское Село — Павловск открыто 22 мая 1838 г. На вокзале в Павловске был открыт специальный концертный зал, где с большим успехом выступал Иоганн Штраус.
* Кстати, по наиболее распространённой версии уникальное русское слово "вокзал" произошло от «Воксхолл» (англ. Vauxhall) — названия парка и увеселительного заведения в пригороде Лондона (ныне в черте города), принадлежавшего в XVIII веке Джейн Вокс (Jane Vaux) — именно из-за увесилительного характера станции в Павловске, да и всей Царскосельской ж.д.



Однако, по другой версии, первая железная дорога в России появилась на несколько лет раньше, но она была не пассажирской, а грузовой.
Речь идёт о  железной дороге на одном из нижнетагильских заводов, длиной 3,5 км, для доставки руд с рудника на завод.
Как утверждается в Википедии,
первый русский паровоз был построен Ефимом и Мироном, отцом и сыном Черепановыми в 1833 г. на Выйском заводе, входившем в состав Нижнетагильских заводов. Испытания паровоза начались в августе 1834 г. Имеются сведения о том, что в 1833 г. Мирон Черепанов побывал в Великобритании и увидел там паровоз Стефенсона «Ракета».
Этому паровозу посвящена известная советская марка 1978 г.:


Этому паравозу также посвящён памятник в Нижнем Тагиле:

(оба изображения из Википедии).
Реплики или макеты паровоза Черепановых стоят также перед Дворцом культуры железнодорожников напротив вокзала в Екатеринбурге, в нижнетагильском краеведческом музее, Политехническом музее (Москва), во дворе Сибирского государственного университета путей сообщения (Новосибирск) и у здания управления Красноярской железной дороги.

Вот и думайте, где родина наших железных дорог.


Tags: Железные дороги, История транспорта
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 25 comments