?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Едва не пропустил важнейший юбилей - сегодня исполнилось 175 лет первой железной дороге в России!
30 октября (11 ноября) 1837 года открылась Царскосельская железная дорога.
Поскольку первый фотоаппарат завезут в Российскую империю только через 2 года, в конце 1839-го, мы можем представить её только по картине-акварели:

Подумать только, Пушкин не дожил всего несколько месяцев.
НЕКОТОРЫЕ ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ:
* Это была 6-я по счёту ж.д. в мире и единственная в России до 1840 г. (когда открылась Варшавско-Венская);
* Строительство началось 1 мая 1836 г., т.е. ещё при жизни Пушкина;
* Строительством руководил австрийский инженер Франц Герстнер;
* Первоначально Царскосельская железная дорога была проложена от Санкт-Петербурга до Царского села, а позже была продлена до дачного городка Павловска, при этом общая протяженность трассы выросла до 27 километров;
* Первая пробная поездка с конной тягой между Царским селом и Павловском состоялась 27 сентября 1836 г.
* 3 ноября 1837 г. на железную дорогу был доставлен из Англии первый паровоз (Р. Стефенсона);
* Первая поездка от Петербурга до Царского села заняла 35 минут, а обратно — 27 минут; при этом максимальная скорость достигала 64 км/ч, а средняя составила 51 км/ч.
* Движение на участке Царское Село — Павловск открыто 22 мая 1838 г. На вокзале в Павловске был открыт специальный концертный зал, где с большим успехом выступал Иоганн Штраус.
* Кстати, по наиболее распространённой версии уникальное русское слово "вокзал" произошло от «Воксхолл» (англ. Vauxhall) — названия парка и увеселительного заведения в пригороде Лондона (ныне в черте города), принадлежавшего в XVIII веке Джейн Вокс (Jane Vaux) — именно из-за увесилительного характера станции в Павловске, да и всей Царскосельской ж.д.



Однако, по другой версии, первая железная дорога в России появилась на несколько лет раньше, но она была не пассажирской, а грузовой.
Речь идёт о  железной дороге на одном из нижнетагильских заводов, длиной 3,5 км, для доставки руд с рудника на завод.
Как утверждается в Википедии,
первый русский паровоз был построен Ефимом и Мироном, отцом и сыном Черепановыми в 1833 г. на Выйском заводе, входившем в состав Нижнетагильских заводов. Испытания паровоза начались в августе 1834 г. Имеются сведения о том, что в 1833 г. Мирон Черепанов побывал в Великобритании и увидел там паровоз Стефенсона «Ракета».
Этому паровозу посвящена известная советская марка 1978 г.:


Этому паравозу также посвящён памятник в Нижнем Тагиле:

(оба изображения из Википедии).
Реплики или макеты паровоза Черепановых стоят также перед Дворцом культуры железнодорожников напротив вокзала в Екатеринбурге, в нижнетагильском краеведческом музее, Политехническом музее (Москва), во дворе Сибирского государственного университета путей сообщения (Новосибирск) и у здания управления Красноярской железной дороги.

Вот и думайте, где родина наших железных дорог.


Comments

( 25 comments — Leave a comment )
serokoy
Nov. 11th, 2012 08:01 pm (UTC)
Ура!
Это я про дорогу. )

А про Черепановых... Тёмная там история. Есть даже версия, что это так и остался проект, и только на волне "борьбы с космополитизмом" 50-х было придумано, что он был воплощён.
Кстати, памятник не один, таких штуки четыре минимум.
visualhistory
Nov. 11th, 2012 08:08 pm (UTC)
Да, реплики или макеты паровоза Черепановых стоят перед Дворцом культуры железнодорожников напротив вокзала в Екатеринбурге, в нижнетагильском краеведческом музее, Политехническом музее (Москва), во дворе Сибирского государственного университета путей сообщения (Новосибирск)и у здания управления Красноярской железной дороги.
schelkunov
Nov. 11th, 2012 09:04 pm (UTC)
С юбилеем!

В Витебске, кстати, в середине 19 века, ещё лет за 15 до появления в нём железной дороги, воксалом назывался именно общественный увеселительный павильон (танцплощадка, буфет, кегли) на Замковой горе. Из-за чего сама сама гора в то время стала называться Воксал-горой.
visualhistory
Nov. 11th, 2012 09:11 pm (UTC)
Спасибо, не знал такой факт.
Кстати, меня страшно удивило, что в Википедии статья "Вокзал" есть только на 6 языках.
schelkunov
Nov. 11th, 2012 09:26 pm (UTC)
Да, странно. Уж в украинском и белорусском такое слово есть. А по-польски вокзал -- "дворец" (написание не воспроизведу). Хотя теперь гугл переводит вокзал на польский как terminal. Терминалом называют вокзал и в Чехии, и в Прибалтике. Видно массово переходят на новое модное словечко.
visualhistory
Nov. 11th, 2012 09:30 pm (UTC)
В 2003 г. во всей Риге нашёл единственную официальную вывеску на русском - слово "Вокзал" наверху соответствующего объекта. Интересно, сохранилась ли?
ziniker
Nov. 12th, 2012 09:35 am (UTC)
Так и висит с советских времен, даже после реконструкции Stacija, Вокзал, Terminal... :)
Кстати по латышски вокзал - Stacija (похоже на - станцию?), а у чехов - Nadrazi...
noname_all
Nov. 12th, 2012 03:25 am (UTC)
Да ну ? В прибалтике у каждого языка свое название вокзала и даже аэропорта. Это только Google везде терминал пишет что бы удобнее было. Да и в Чехии все вокзалы - надражи (nádraží) и нет никаких терминалов.
schelkunov
Nov. 12th, 2012 08:09 am (UTC)
Ну да, это я на сонную голову неправильно написал. Гугл так переводит.
noname_all
Nov. 14th, 2012 03:28 am (UTC)
ну с кем не бывает
procol_harum
Nov. 12th, 2012 06:41 am (UTC)
По-польски будет dworzec kolejowy - буквально "путевой дворик" (а не дворец). Калька с немецкого - Bahnhof. Терминал - это в аэропорту.
Josef Kats
Nov. 12th, 2012 08:09 am (UTC)
...что касается Прибалтики.
1)По-эстонски вокзал будет "йаам" (очевидна связь с "тюркско-руским" словом "ям", т.е. "почтовая станция").
2)По-латышски вокзал будет "стация" (калька с русского "станция", имеющего в основе латинский корень)
3)По-литовски, если не ошибаюсь, вокзал будет "стотис" (вероятно, оригинальное слово, в основе которго слышится некий универсальный индоевропейский корень).

НБ. Эстонское слово "йаам" - относительно молодое, в эстонском языке оно стало активно применяться с середины двадцатых годов 20 века. До того вокзал называли словом "ваксал", скопированным из русского. На открытках начала 20 века пишется "Бальтиски ваксал", на открытках тридцатых годов - уже "Пальдиски йаам" (речь, разумеется, идет о вокзале Петербургско-Балтийской жд. в Ревеле-Таллинне).

В конце 19 века название "Ваксали" получил отрезок средневековой улочки Нунне (Монашеской) в Старом городе. Топоним "Ваксали" просуществовал до 1989 года, когда она попала "под раздачу" в ходе кампании по десоветизации названий. Жаль!Ведь это было единственное свидетельство, что вместо современного слова "йаам" в эстонском официально существовало и слово "ваксал".
visualhistory
Nov. 12th, 2012 08:36 am (UTC)
Спасибо за экскурс! Получается, что променяли русизм английского происхождения на более старый русизм происхождения тюркского :-)
Как говорится, неисповедимы пути...
schelkunov
Nov. 12th, 2012 08:47 am (UTC)
Интересно, спасибо.
oksi-blog.ru
Nov. 12th, 2012 09:52 am (UTC)
согалсна
potapov_tlt
Nov. 12th, 2012 04:33 am (UTC)
Вот и думайте, где родина наших железных дорог.
=вот и думайте, откуда развитие России произрастает ;)

Edited at 2012-11-12 04:33 am (UTC)
Josef Kats
Nov. 12th, 2012 08:11 am (UTC)
Вот и думайте, где родина наших железных дорог.

----------------

Еще один претндент - Петрозаводск, где чугунный рельсовый путь для вагонеток использовался на оружейном заводе чуть ли не при матушке Екатерине...
;)
visualhistory
Nov. 12th, 2012 08:47 am (UTC)
Я где-то читал про деревянные рельсы на каменоломнях в Древнем Риме.
kneiphof
Nov. 13th, 2012 09:25 pm (UTC)
Не знаю как насчёт Рима (вполне может быть, но лично мне такие факты неизвестны), а в Древней Греции было нечто вроде прообраза колейной дороги. Так называемый Диолк - каменная колея, которая использовалась для перетаскивания кораблей через Коринфский перешеек. Т.е. нечто вроде волока.

А колейные дороги (сначала деревянные, а затем и железные) использовались в Европе ещё с 16 века. Сначала они использовались в шахтах, а в начале 17 века в Уоллатоне (рядом с Нотингемом) построили первую полностью наземную железную дорогу, предназначенную не для перевозки грузов в пределах шахты или фабрики, а для перевозки грузов между двумя посёлками (расстояние было где-то около трёх км). Конечно, функуционировала эта дорога, как и все остальные подобного типа (по-английски это не railway, а wagonway) на конной тяге.

А в Петрозаводске в 1788 году на территории Александровского завода была открыта первая железная дорога подобного типа в России, так называемый "чугунный колесопровод". Кстати, пути Петрозаводской чугунной колеи сохранились до сих пор, их можно увидеть в сквере у местного краеведческого музея. А деревянные колейные дороги появились в России ещё раньше, примерно в середине 18 века на Алтае.

Edited at 2012-11-13 09:29 pm (UTC)
kneiphof
Nov. 13th, 2012 09:32 pm (UTC)
Ещё интересный факт о Цраскосельской ЖД: у неё была уникальная широкая колея 1829 мм, так что фактически она была "островом", не связанным с построенными позже железными дорогами России. На стандартную для России колею Царскосельскую ЖД перешили только в 1902 году.
visualhistory
Nov. 14th, 2012 04:19 am (UTC)
Да, это действительно интересно, спасибо!
ljournalist_bot
Nov. 14th, 2012 12:02 am (UTC)
Поздравляем! Ваш пост был отобран нашими корреспондентами и опубликован в сегодняшнем выпуске ljournalist'а.
pphantom
Nov. 14th, 2012 09:16 am (UTC)
Интересно, что сейчас электричка по той же линии от Петербурга до Царского Села идет 31 минуту. За прошедшие 175 лет средняя скорость движения не изменилась. :)
visualhistory
Nov. 14th, 2012 09:17 am (UTC)
Сильно изменилась, но в других странах :-(
pphantom
Nov. 14th, 2012 09:32 am (UTC)
Вот именно. При перемещении по железным дорогам Франции или Италии плакать хочется от зависти.
( 25 comments — Leave a comment )

Profile

visualhistory
visualhistory

Latest Month

October 2019
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Tags

free counters



История и современность

Locations of visitors to this page

История и современность
Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner