?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Вчерашний день 11 ноября, в который отмечается окончание Первой мировой войны, также известен как День независимости Польши.
Воспользуемся этим поводом, чтобы совершить небольшое путешествие в Варшаву времён социализма. Мне кажется, что у советский людей этот город вызывал какую-то особенную симпатию среди всех столиц братских государств. Возможно потому, что возрождение Варшавы и моря развалин (см. фоторепортаж 1947 г.), было очень созвучно послевоенному восстановлению многих наших городов. Варшавяне были товарищами по несчастью, но было ещё что-то важное. Какой-то особый дух свободы, достоинства, ощущение молодости у устремленности в будущее широких проспектов новой Варшавы.

На снимке 1960-х гг. мы видим уже восстановленный Старый город (точнее, начало Краковского предместья)  с тоннелем под Замковой площадью, открытым в 1949 г. К нему подходим мост через Вислу:

Это замечательное решение с тоннелем, позволившее сделать пешеходным историческое сердце города, стало одним из первых экспериментов подобного рода в Европе и ныне находит всё больше последователей. По мосту идут сплошь легковушки "Варшава", которые до 1956 г. представляли собой копию нашей "Победы" (Сталин подарил лицензию), а затем, вплоть до 1973 г., выпускались в новом, польском кузове типа "седан".


На более широкой панораме в том же ракурсе заметно отсутствие слева Королевского замка, демонстративно уничтоженного немцами ещё в 1939 г. Его начнут строить заново только в 1971 г., а закончат в 1984-м:



Восстановленная из руин Рыночная площадь в Старом городе:

Здесь уже обнаруживает "Фиат", выпускавшийся по итальянской лицензии, родной брат наших "Жигулей".

Видно на Старе Място от Вислы зимой:

По-моему, просто завораживает!

Чудо восстановления Старого города в Варшаве состоит в том, что при 90% новодельности всех зданий нет ощущения фальшака. Посмотрите на эти крыши, разве скажешь, что им (на момент съемки) всего каких-нибудь 15 лет?

Боюсь, что в Дрездене такого не будет никогда, там изначально другая концепция, в духе "Венецианской хартии", т.е. не обманывать зрителя ложной стариной.

А это, кажется, Новый рынок:

Вот она, свобода и плюрализм в ПНР - западно-германские "жуки".

Вид на Старый город из-за Вислы. Замка нет:


А вот Вам и новая Варшава - "Ротунда":

Поляки изначально, как мне кажется, решили противопоставить в возрожденной столице два города: "аутентично" средневековое Старе Място и ультрасовременную новую Варшаву. После конца ПНР эта тенденция  резко усилилась - Варшава превратилась в город небоскрёбов, которые теперь определяют её скайлайн.

Опять "Ротунда":


По меркам Варшавы "нулевых", это застройка кажется уже низкорослой:


Относительно немногочисленным советским туристам и командировочным Варшава должна была казаться настоящим "Западным" городом:

Ну разве не Запад?


Первый и единственный довоенный польский "небоскрёб", который не смогли почему-то разрушить даже немцы:

Хотя на нём живого места не было в 1945 г., поляки решили его восстановить. Вероятно, был дорог как память о довоенной Варшаве.

На его фоне хорошо смотрится знаменитый Дом культуры - подарок советского правительства:

Полякам предложили на выбор: построить за счёт средств СССР жилой микрорайон или эту высотку. Они выбрали последнее. После 1989 г. было много криков о "памятнике советскому тоталитаризму", который наиболее радикальные борцы предлагали даже снести. Да вот только варшавянам этот дом очень полюбился. Кстати сказать, и "тоталитарно-советского" в нём почти ничего нет,  по стилистике это, скорее, интерпретация классической манхеттенской архитектуры начала 30-х.

Теперь там вырос целый лес из высоток (см.):


Прага:

Оказывается, поляки снесли в 1920-е не все русские храмы.

Уродовать скайлайн начали уже в 70-е:

Высотка наверняка была построена на кредит от капстраны. В 1970-е годы поляки набрали очень много денег в долг у Запада.
Из них много ушло на потребление, в т.ч. на покупку европейских автомобилей.

Жизнелюбивый народ, никогда не пропадут!

Re: Warszawa 1960-1980, Old photos of Warsaw

Comments

( 23 comments — Leave a comment )
potapov_tlt
Nov. 12th, 2012 12:14 pm (UTC)
и фото отличные, и текст читать хочется! ;)
visualhistory
Nov. 12th, 2012 12:20 pm (UTC)
Спасибо, если не шутите!
potapov_tlt
Nov. 12th, 2012 12:24 pm (UTC)
какие шутки! фотографии 19 века, фото Одессы 60-х, Куйбышева - ссылки на них дал нашему фотографу - http://samara-foto.ru/personal/user.7859.html, он тоже в восторге!!
rdp4v
Nov. 12th, 2012 12:39 pm (UTC)
Спасибо за такие добрые слова о Варшаве! Автопром в Польше был, но примерно масштабов нашего Руссо-Балта).
Дивный район Охота (точнее Старая Охота), где сохранилось довольно много межвоенных зданий, большинство их в приличном виде, но есть и такие, которые напоминают сталинки эпохи поздних советов с исписанными стенами лестничных маршей и прочим - та еще Европа). И все равно - Охота замечательный район!

Edited at 2012-11-12 12:40 pm (UTC)
vveakling
Nov. 12th, 2012 01:17 pm (UTC)
>Кстати, до 1950 г. своего автопрома в Польше не было
Был. Поляки выпускали по лицензии Fiat 508.
visualhistory
Nov. 12th, 2012 01:29 pm (UTC)
ОК, убрал про отсутствие автопрома в Польше до войны.
mojekonto
Nov. 29th, 2013 03:00 am (UTC)
via Wiki
Pierwsze plany uruchomienia seryjnej produkcji samochodu osobowego w powojennej Polsce sięgają 1946 roku, kiedy to w Centralnym Urzędzie Planowania utworzona została komisja do spraw budowy polskiego przemysłu motoryzacyjnego.

Na początku 1947 roku rozpoczęto negocjacje z włoskim koncernem FIAT w sprawie zakupu praw do montażu, a później produkcji samochodu osobowego. Po wielomiesięcznych negocjacjach 27 grudnia 1947 roku podpisano polsko-włoską umowę handlową, na mocy której FIAT zadeklarował, że zajmie się budową fabryki i uruchomieniem produkcji samochodu Fiat 1100. Strona polska za licencję miała zapłacić dostawami węgla, żywności oraz wyrobów przemysłu metalowego i chemicznego. Prace nad budową fabryki ruszyły w sierpniu 1948 roku. Kilkanaście miesięcy później zostały jednak przerwane – powodem była decyzja Józefa Stalina, który stwierdził, że państwa socjalistyczne powinny wspierać się wzajemnie, a nie korzystać z pomocy państw kapitalistycznych. Według niektórych źródeł przyczyną (lub jedną z przyczyn) zerwania współpracy było wycofanie się strony włoskiej w związku z wejściem w życie planu Marshalla, w ramach którego Włochy miały otrzymywać duże ilości bardzo taniego węgla amerykańskiego (za już dostarczone pojazdy Polska zapłaciła węglem, zgodnie z umową).

Strona radziecka przekazała Polsce licencję na samochód GAZ-M20 Pobieda. Za dokumentację techniczną zapłacono 130 mln ówczesnych złotych, natomiast za tłoczniki wraz z oprzyrządowaniem maszyn 250 mln zł. Planowany poziom produkcji miał wynieść 25 000 egzemplarzy rocznie. 25 stycznia 1950 roku podpisano polsko-radziecką umowę licencyjną na produkcję samochodu GAZ-M20 Pobieda, w ramach której strona radziecka oferowała pomoc w projektowaniu, budowie, wyposażeniu oraz uruchomieniu seryjnej produkcji.
periskop.su
Nov. 12th, 2012 01:32 pm (UTC)
Хороший и полезный пост. Спасибо!
visualhistory
Nov. 12th, 2012 01:39 pm (UTC)
Всегда пожалуйста! Рад, что Вам понравилось.
ira
Nov. 12th, 2012 01:58 pm (UTC)
Спасибо большое! Четвёртый снимок совершенно замечательный! Надо бы взглянуть, как сейчас это место выглядит.
nordlight_spb
Nov. 12th, 2012 02:18 pm (UTC)
Просто потрясающе,про этот период ПНР очень мало фотографий.Поляки-то смотрю весьма неплохо устроились при СССР,не хуже чехов и венгров по крайней мере.Косяки в 80-х начались,когда в стране из-за кризиса военное положение объявили.
visualhistory
Nov. 12th, 2012 02:25 pm (UTC)
А кризис начался потому, что пришло время платить по западным кредитам. Одновременно те же проблемы возникли у югославов, которые в 70-е также неплохо пожили.
nordlight_spb
Nov. 12th, 2012 02:56 pm (UTC)
Да,собственно из-за кредитов всё и понеслось.Так и Румыния тоже самое,довели страну до голода почти,потому что весь доход шёл на их погашение.Правда надо сказать,не совершись в 89-м революция-через год ВСЕ кредиты были бы погашены полностью.
visualhistory
Nov. 12th, 2012 03:44 pm (UTC)
Насколько я помню, Румыния официально объявила о полном погашении своего внешнего долга за неделю до начала революции 1989.
nordlight_spb
Nov. 12th, 2012 03:59 pm (UTC)
А,ну может быть,я сам не помню точно уже.
grey_croco
Dec. 1st, 2012 11:41 pm (UTC)
Это и стало причиной их "революции"..
conlaich
Nov. 12th, 2012 02:34 pm (UTC)
Как всегда, читать и смотреть сплошное удовольствие, спасибо. Город действительно местами очень не по-соцблоковски смотрелся, оказывается...
visualhistory
Nov. 12th, 2012 02:45 pm (UTC)
Вам спасибо за отзыв, очень приятно такое читать, вдохновляет на дальнейшие сюжеты :-)
e_w_genij
Nov. 13th, 2012 10:33 am (UTC)
А вот слово "Прага" над фоткой с русским храмом - это что?

Сделать бы ещё разбор по моделям транспорта на фотках...
Меня-то больше интересует ОТ, но и другое - тоже =)
visualhistory
Nov. 13th, 2012 11:03 am (UTC)
Прага - это исторический район Варшавы за Вислой.
Да, разбирать транспорт на таких снимках настоящее удовольствие для специалистов!
kneiphof
Nov. 13th, 2012 09:45 pm (UTC)
Трамваи (те, который поновее и похожи на Татры) - Konstal 13N. В принципе эти трамваи и были польскими клонами Татры Т1. Польша является, по-моему, единственной страной соцлагеря, не закупавшей чешские вагоны. Ограничились двумя вагонами Татра Т1, которые и были скопированы. Не знаю, как при этом решался вопрос "авторских прав".
subjektyw
Dec. 3rd, 2012 12:18 am (UTC)
Немного исправлю некоторые неточности, если можно:
-отсутствие слева Королевского замка, демонстративно уничтоженного немцами ещё в 1939 г
Замок был взорван окончательно в сентябре 1944. В 39 он "только" горел

-Боюсь, что в Дрездене такого не будет никогда, там изначально другая концепция, в духе "Венецианской хартии", т.е. не обманывать зрителя ложной стариной.
По венецкой хартии насколько помню восстановление с нуля не позволяется, так что оба случайи похожи. В чустве фальшии скорее всего виновата немецкая точность делать всё от линейки. Через лет двадцать уже не будет видно "ненатуральной" для памиятников остроты углов, да и фасады загрязнеют. Ещё одна разница в том, что если в Дрездене в застройку иногда "домешивают" современные здания, то в Варшаве подмешивали соцреализм, который с перспективы времени сливается с исторической застройкой. Как на пример красное здание с левой стороны фотографии нового рынка

-Первый и единственный довоенный польский "небоскрёб", который не смогли почему-то разрушить даже немцы
Существует еще ПАСТ - вроде как первый небоскрёб РИ (http://en.wikipedia.org/wiki/PAST), а также Небоскрёб в Катовицах
А не разрушили его из-за крепкой стальной конструкции професора Брылы, выдающегося довоенного конструктора
После войны здание перестроили в отель, облицовав камнем и пристроив портик. Сейчас ведутся работы по восстановлению первоначального облика, правда заглогхшие из-за финансовых проблем

-Полякам предложили на выбор: построить за счёт средств СССР жилой микрорайон или эту высотку. Они выбрали последнее
Довольно распостранённый миф. Иногда встречается еще метро на выбор, которое якобы оказалось не нужным а жилой район "мы можем построить сами"

-Кстати сказать, и "тоталитарно-советского" в нём почти ничего нет, по стилистике это, скорее, интерпретация классической манхеттенской архитектуры начала 30-х.
Всё таки по форме он очень близок московским высоткам. А вот декор чисто польский. Лев Руднев совершил обьезд по Польше в поисках народных форм. Так что аттика является копией аттики из Казимежа Дольного, а в башне можно найти формы ратушей Гданьска и Сандомира (или Тарнова)

Надеюсь не утомил
visualhistory
Dec. 3rd, 2012 05:09 am (UTC)
Спасибо за уточнения!
С большим интересом сейчас прочёл в английской Вики, что взрыв замка в 1940-м г. был отменен в последнюю минуту из-за протестов фашистской Италии (!).
Что касается сходства Дворца культуры с московскими высотками, то они я являлись интерпретацией манхэттенской архитектуры 20-х и начала 30-х.
( 23 comments — Leave a comment )

Profile

visualhistory
visualhistory

Latest Month

October 2019
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Tags

free counters



История и современность

Locations of visitors to this page

История и современность
Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner