visualhistory (visualhistory) wrote,
visualhistory
visualhistory

Category:

Варшава времён социализма (1960-е и 70-е) Warszawa w czasach socjalizmu

Вчерашний день 11 ноября, в который отмечается окончание Первой мировой войны, также известен как День независимости Польши.
Воспользуемся этим поводом, чтобы совершить небольшое путешествие в Варшаву времён социализма. Мне кажется, что у советский людей этот город вызывал какую-то особенную симпатию среди всех столиц братских государств. Возможно потому, что возрождение Варшавы и моря развалин (см. фоторепортаж 1947 г.), было очень созвучно послевоенному восстановлению многих наших городов. Варшавяне были товарищами по несчастью, но было ещё что-то важное. Какой-то особый дух свободы, достоинства, ощущение молодости у устремленности в будущее широких проспектов новой Варшавы.

На снимке 1960-х гг. мы видим уже восстановленный Старый город (точнее, начало Краковского предместья)  с тоннелем под Замковой площадью, открытым в 1949 г. К нему подходим мост через Вислу:

Это замечательное решение с тоннелем, позволившее сделать пешеходным историческое сердце города, стало одним из первых экспериментов подобного рода в Европе и ныне находит всё больше последователей. По мосту идут сплошь легковушки "Варшава", которые до 1956 г. представляли собой копию нашей "Победы" (Сталин подарил лицензию), а затем, вплоть до 1973 г., выпускались в новом, польском кузове типа "седан".


На более широкой панораме в том же ракурсе заметно отсутствие слева Королевского замка, демонстративно уничтоженного немцами ещё в 1939 г. Его начнут строить заново только в 1971 г., а закончат в 1984-м:



Восстановленная из руин Рыночная площадь в Старом городе:

Здесь уже обнаруживает "Фиат", выпускавшийся по итальянской лицензии, родной брат наших "Жигулей".

Видно на Старе Място от Вислы зимой:

По-моему, просто завораживает!

Чудо восстановления Старого города в Варшаве состоит в том, что при 90% новодельности всех зданий нет ощущения фальшака. Посмотрите на эти крыши, разве скажешь, что им (на момент съемки) всего каких-нибудь 15 лет?

Боюсь, что в Дрездене такого не будет никогда, там изначально другая концепция, в духе "Венецианской хартии", т.е. не обманывать зрителя ложной стариной.

А это, кажется, Новый рынок:

Вот она, свобода и плюрализм в ПНР - западно-германские "жуки".

Вид на Старый город из-за Вислы. Замка нет:


А вот Вам и новая Варшава - "Ротунда":

Поляки изначально, как мне кажется, решили противопоставить в возрожденной столице два города: "аутентично" средневековое Старе Място и ультрасовременную новую Варшаву. После конца ПНР эта тенденция  резко усилилась - Варшава превратилась в город небоскрёбов, которые теперь определяют её скайлайн.

Опять "Ротунда":


По меркам Варшавы "нулевых", это застройка кажется уже низкорослой:


Относительно немногочисленным советским туристам и командировочным Варшава должна была казаться настоящим "Западным" городом:

Ну разве не Запад?


Первый и единственный довоенный польский "небоскрёб", который не смогли почему-то разрушить даже немцы:

Хотя на нём живого места не было в 1945 г., поляки решили его восстановить. Вероятно, был дорог как память о довоенной Варшаве.

На его фоне хорошо смотрится знаменитый Дом культуры - подарок советского правительства:

Полякам предложили на выбор: построить за счёт средств СССР жилой микрорайон или эту высотку. Они выбрали последнее. После 1989 г. было много криков о "памятнике советскому тоталитаризму", который наиболее радикальные борцы предлагали даже снести. Да вот только варшавянам этот дом очень полюбился. Кстати сказать, и "тоталитарно-советского" в нём почти ничего нет,  по стилистике это, скорее, интерпретация классической манхеттенской архитектуры начала 30-х.

Теперь там вырос целый лес из высоток (см.):


Прага:

Оказывается, поляки снесли в 1920-е не все русские храмы.

Уродовать скайлайн начали уже в 70-е:

Высотка наверняка была построена на кредит от капстраны. В 1970-е годы поляки набрали очень много денег в долг у Запада.
Из них много ушло на потребление, в т.ч. на покупку европейских автомобилей.

Жизнелюбивый народ, никогда не пропадут!

Re: Warszawa 1960-1980, Old photos of Warsaw

Tags: 1960-е, 1970-е, poland, Архитектура и градостроительство, Архитектурное наследие, Варшава, Польша
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 23 comments