?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Оригинал взят у varlamov.ru в Прогулка по Москве 1944 года




В 1944-м году страна вставала на ноги. Начался год с того, что по радио впервые прозвучал государственный гимн Советского Союза авторства Михалкова. Красная Армия постепенно освободила от врага почти всю территорию СССР, за исключением западной Латвии. Летом, после высадки союзнических войск в Нормандии, открылся второй фронт в Европе.

Мирная жизнь возвращалась в столицу в полной мере. С домов исчезла маскировка, открывались ночные рестораны с оркестром, советская власть проводила торжественные мероприятия в честь Крылова и Чехова, на станцию метро "Площадь Революции" вернулись эвакуированные в Среднюю Азию 80 бронзовых скульптур... Только продуктовые карточки ещё не давали забыть о трудностях военного времени.

1 мая указом Президиума Верховного Совета СССР была учреждена медаль "За оборону Москвы", которой наградили более миллиона советских граждан.

В течение года в Москве открылись Театр киноактёра, Суворовское училище, Музыкально-педагогический институт имени Гнесиных, был создан Институт русского языка АН СССР, началось строительство Кольцевой линии метро.

Одним из самых ярких впечатлений для жителей столицы стал марш колонн немецких солдат, взятых в плен в ходе разгрома группы армий "Центр" в Белоруссии.



На ёлке в саду "Эрмитаж".


В полночь 1 января по радио впервые прозвучал новый Государственный гимн СССР. Исполнил его оркестр Большого театра под управлением Александра Мелик-Пашаева. С начала года его начали разучивать дети в московских школах и домах пионеров.

Как вспоминал Корней Чуковский, про гимн его автор Сергей Михалков говорил современникам: "Ну что ж, все гимны такие. Здесь критерии искусства неприменимы! Но зато другие стихи я буду писать – во!"

Детский городок в саду "Эрмитаж". Вероятно, имелась в виду Голова из "Руслана и Людмилы".


Станция метро "Сталинская" открылась в январе 1944 года. Здесь была установлена скульптура Георгия Лаврова "Спасибо товарищу Сталину за счастливое детство!", известная также как "Сталин и Геля". Кроме того, первоначально в верхней части вестибюля располагался круглый барельеф с изображением Сталина, который был снят ориентировочно в 1960 году. В 1961 году станция была переименована в "Семёновскую".


В феврале 1944 года Моссовет запретил детям находиться на улицах после 10 вечера и ограничил индивидуальную продажу билетов в кино для детей выходными и праздничными днями. Кроме того, детям запретили кататься по улицам на коньках и даже санках.

Из дневников учёного-филолога Леонида Тимофеева: "Слух о том, что бандиты мяукают кошками у дверей, чтобы им открыли. Говорят, что основной контингент их — инвалиды Отечественной войны и подростки. С Реформатского около музея Маяковского чуть не сняли шубу четверо подростков. Гадаем, что означают изменения Конституции. Говорят, что москвичи на новые пункты Конституции откликнулись пожеланием: "Хотя бы старую отоварили". Погода по-прежнему необычайно теплая, все время оттепели. Не было еще мороза выше -10".

У кинотеатра на Пушкинской площади. Фильм "Иван Никулин – русский матрос" только что вышел на экраны.


Танцы на Пушкинской площади. Много женских пар...


В марте 1944 года в клубе имени Ленина на Красной Пресне состоялся первый концерт вернувшегося из эмиграции Александра Вертинского. Из парижской газеты "Русские ведомости": "Из Шанхая в Москву вернулся Вертинский... Он привез в дар Красной Армии вагон медикаментов и пятнадцать тысяч долларов... Первый концерт в Политехническом музее не состоялся из-за наплыва публики. Пришлось остановить трамвайное движение и вызвать конную милицию".

Ул. Горького.


Институт физической культуры им. Сталина (усадьба графа Разумовского). Усадьба была экспроприирована советской властью сразу после революции, и уже в мае 1918 года здесь по распоряжению Ленина открыли Московский институт физической культуры. В декабре 1920 года он получил статус Государственного центрального института физической культуры (ГЦИФК). В октябре 1941 года институт был эвакуирован в Свердловск, но уже в феврале 1943 года возвращён в Москву. В годы войны здесь обучались 280 студентов и работал 51 преподаватель.


Похороны патриарха Московского и всея Руси Сергия, 18 мая 1944 года. В качестве предстоятеля РПЦ он успел проработать меньше года.


Огороды у Новоспасского монастыря.


Из воспоминаний писателя Михаила Пришвина: "Сегодня вся Москва едет в поле с железными лопатами, не могилы копать – огороды! И блажен, кто молод! Смотришь и радуешься силе жизни, побеждающей скорбь".

Из воспоминаний Александра Гудкова: "Мы поселились на Воронцовской улице в 1956 г., и в первый же день пошли осматривать монастырь. Он был пуст и заброшен. Заглянули в приземистые постройки внутри монастыря – там ещё недавно жили люди, стояла брошенная мебель. Меня поразило, что полы были земляные! Огородов на склоне уже не было, но многие годы старушка пасла там козу. Покосившихся избёнок с поленницами и старым бытом было ещё немало в окрестностях".


Постоянная Всесоюзная строительная выставка, Хамовники.


Марш немецких пленных по Москве. По улицам столицы 17 июля 1944 года прошло почти 58 000 немецких солдат и офицеров (включая 19 генералов), взятых в плен в ходе разгрома гитлеровских войск в Белоруссии. Перед маршем их содержали во временных лагерях на Московском ипподроме и на стадионе "Динамо".


Немцев кормят на ипподроме перед конвоированием.


Скаковая аллея. Немецкие офицеры перед началом конвоирования.


Первая группа (42 000 человек) прошла за 2 часа 25 минут по Ленинградскому шоссе и улице Горького (ныне Тверской) к площади Маяковского, затем по часовой стрелке по Садовому кольцу до Курского вокзала. В этой группе были 1227 пленных с офицерскими и генеральскими званиями, в том числе 19 генералов, шедших в оставленных им орденах и форме, 6 полковников и подполковников.

Немцы на Ленинградском шоссе в районе ипподрома. Здесь ещё оставалась булыжная мостовая...


Колонна пленных у Белорусского вокзала.


На улице Горького.


Здесь же.


Колонна поворачивает на Садовое кольцо.


Пленные немцы на Каланчёвской улице.


Марш по Садовому кольцу.


На Садовой-Сухаревской.


Москвичи наблюдают за колоннами немцев на Садовой-Сухаревской.


Из воспоминаний художницы Аллы Андреевой: "По Садовому кольцу вели напоказ большую колонну немецких военнопленных. Об этом было объявлено по радио заранее, и всех москвичей приглашали посмотреть на это зрелище. Я не пошла. Меня оттолкнула какая-то темная средневековость этого замысла. От тех, кто пошел, я слышала два запомнившихся мне рассказа. Первый – немцы смотрели на детей, которых некоторые матери взяли с собой. Второй – о том, как многие из женщин плакали и говорили: "И вот и наших так где-то ведут". Оба этих рассказа остались в моей памяти прорвавшейся в них человечностью".

Немецкие солдаты возле здания Наркомата путей сообщения (ныне здание РЖД)


И у Курского вокзала.


Вторая колонна пленных численностью 15 600 человек шла от площади Маяковского по Садовому кольцу к Зубовской площади, через Крымский мост и далее по Большой Калужской улице до станции Канатчиково.

Мальчишки смотрят на колонны пленных немцев, цепляясь за опоры Крымского моста.


СООБЩЕНИЕ НКВД СССР № 763/Б В ГКО 0 РЕЗУЛЬТАТАХ КОНВОИРОВАНИЯ НЕМЕЦКИХ ВОЕННОПЛЕННЫХ ЧЕРЕЗ МОСКВУ 17 июля 1944 г.:
НКВД СССР докладывает о результатах конвоирования через город Москву немецких военнопленных, захваченных войсками Красной Армии 1-го, 2-го и 3-го Белорусских фронтов. Движение колонн военнопленных с Московского ипподрома началось ровно в 11 часов утра сегодня, 17 июля, по маршруту: Ленинградское шоссе, улица Горького, площадь Маяковского, Садово-Каретная, Садово-Самотечная, Садово-Черногрязская, улица Чкалова, Курский вокзал и по улицам: Каляевской, Ново-Слободской, 1-й Мещанской. По этому маршруту прошло 42.000 военнопленных, в том числе колонна военнопленных генералов и офицеров численностью 1.227 человек, из них 19 генералов и 6 старших офицеров (полковники и подполковники). Движение колонн военнопленных на этом маршруте продолжалось 2 часа 25 мин. Вторая часть колонн военнопленных прошла от площади Маяковского по улицам: Большая Садовая, Садово-Кудринская, Новинский бульвар, Смоленский бульвар, Зубовская площадь, Крымская площадь, Большая Калужская улица, станция Канатчиково Окружной железной дороги. По этому маршруту прошло 15.600 военнопленных и движение колонн продолжалось 4 часа 20 минут. Колонны шли по фронту 20 человек. Движением колонн руководил командующий Московским военным округом генерал-полковник АРТЕМЬЕВ. По прибытии к пунктам погрузки военнопленные немедленно погружались в железнодорожные эшелоны для отправки в лагери военнопленных. К 19 часам все 25 эшелонов военнопленных были погружены в вагоны и отправлены к местам назначения.

За колоннами немцев следовали поливальные машины, которые символически очищали улицы после того, как их "осквернили" захватчики. На фото – ПУ-5, первая отечественная подметально-уборочная машина на шасси ГАЗ-ММ или ГАЗ-АА.


Из радиорепортажа французского писателя Жан-Ришар Блока для своих соотечественников: "Я только что видел их всех, 57 600! Остатки гитлеровской армии "Центр". Пленные из-под Витебска, Бобруйска, Минска... Я вышел посмотреть на них, как и все москвичи. Густая толпа. Радио призывает к спокойствию. Излишняя предосторожность. Московская толпа поражает своим достойным поведением... Стояла хорошая погода, и москвичи были одеты в полотняные белые костюмы и светлые платья. Землистый, серо-черный поток пленных тек между двух человеческих берегов, и шепот голосов, сливаясь воедино, шелестел подобно летнему ветерку. Эти тысячи людей только раз переступили границу презрительного созерцания. Когда последний ряд колонны прошел, появились поливальные машины, сверкающие серебряной окраской, и залили асфальт дезинфицирующей жидкостью. Вот тут-то русский народ разразился смехом. А когда смеется гигант, это кое-что значит".

Бойцы Всевобуча Фрунзенского района на Ростовской набережной. Всеобщее военное обучение было создано в 1918 году. Советские граждане учились стрелковому делу, окопному делу, строевому делу, затем программа была дополнена ещё и курсами санитарной подготовки. В 1923 году Всевобуч был приостановлен, но с началом Великой Отечественной войны возобновлён приказом Государственного комитета обороны (ГКО).


Авиаконструкторы Александр Яковлев и Олег Антонов и лётчик-испытатель Павел Федрови возле истребителя Як-3 на Центральном аэродроме в Москве.


Первый метромост в Москве и в СССР – Смоленский. Регулярное движение по нему было открыто 20 марта 1937 года.


У площадки молодняка в Московском зоопарке. На снимке – Люда Чаплина, дочь создательницы площадки молодняка, знаменитой писательницы Веры Чаплиной, вместе с медвежонком Тапочкой. Лето 1944 года.


Высокопетровкий монастырь. В центре – церковь святого Петра (митрополита).


Станция метро "Бауманская". Здесь видно, что изначально скульптуры были белыми.


Вид с Ленинских гор на Лужники.


Летний домик в Нескучном саду.


Двор "Дома на набережной". Все фонтаны после войны были демонтированы.


Пашков дом, парадный двор.


Ограда Арбатского сквера.


Балерина Ольга Лепешинская едет домой после репетиции в Большом театре. Автомобиль – кабриолет Ford V8 1939 года.


Сам Большой театр. Маскировку уже сняли. Видно, что прямо перед зданием театра ещё ходят трамваи. Летом 1944-го московские трамваи окрасили в голубой цвет...





Profile

visualhistory
visualhistory

Latest Month

October 2019
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Tags

free counters



История и современность

Locations of visitors to this page

История и современность
Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner