?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Благодарность

Нашёлся читатель, который оплатил мне аккаунт на полгода, за что выражаю ему благодарность.
Разумеется, заглянул в его журнал, чтобы узнать, кто этот добрый человек. Оказалось, очень интересно пишет про метро, прямо зачитался))

В качестве примера один из его занимательных постов.  Я-то всегда знал, что термин "метро" произошёл от слова "мать", но для кого-то это, наверное, будет новостью.

Оригинал взят у alexeygoncharov в Наблюдение №23
mat

Слово "метро" давно уже кажется нам неотъемлемой частью русского языка. Но откуда же произошло это слово? И есть ли у него этимологические родственники? И почему такая странная картинка в заголовке? Попробуем разобраться.


Как известно, первым метрополитеном в мире стала лондонская подземная железная дорога. Построена она была в 1863 году компанией Metropolitan Railway, что переводится как "столичная железная дорога".

m3 m1



Но в Лондоне слово "метрополитен" стало обозначать только одну линию метро, ту самую, первую. Целиком же метро называют Underground (подземка) или Tube (труба). В англоязычных США также в большинстве случаев используют слово "подземка" для обозначения метро, только его другой вариант - Subway.

Стало быть, слово "метрополитен" пришло к нам не из английского. И действительно, смотрим в словарь: metropolitan - относящийся к столице, крупному городу или метрополии; житель столицы; центральный. Есть даже такое сочетание: metropolitan bus service - городские и пригородные автобусы.

Знакомый нам смысл слово "метрополитен" (равно как и его сокращение "метро") приобрёл в Париже. Здесь в 1900 году подземная железная дорога была построена компанией Compagnie du chemin de fer métropolitain de Paris (Парижская компания столичной железной дороги).

m4



Во французском языке слово métropolitain также сначала обозначало "столичный", постепенно приобретя и смысл подземной железной дороги. Именно из Франции слово "метро" пришло в другие языки. Кроме России и республик бывшего СССР, словом "метро" сейчас пользуются в Испании, Португалии, Франции, Греции, Венгрии, Италии, Чехии, Турции и многих других.

men-08 men-07
men-06 men-05
men-04 men-03
men-02 men-01



Получается, ближайшие родственники у слова "метрополитен" - "митрополит", "метрополия", "метрополь" и "метросексуал":

rod-01-da rod-02-da
rod-05-da rod-04-da
rod-08-da



Но слово "метрополитен" не случайно имело одинаковый смысл "столичный" в разных европейских языках. Туда оно пришло из Греции: μητροπολίς [метрополис] - столица, метрополия.  Слово это составное: πολίς [полис] - город; μητρο [митро] - материнский.

Выходит, прямым предком слова "метро" является греческое μητέρα [митера] - мать.

mat



Забавно, что, хотя "мать" - слово женского рода, слово "метро" в русском языке первоначально было мужского рода. Вспомним хотя бы строчки из известной песни:

Но метро сверкнул перилами дубовыми,
Сразу всех он седоков околдовал.

Мужской род поначалу ему достался в наследство от слова "метрополитен", так как воспринимался, как сокращение. Но вскоре правила русского языка взяли своё. И по аналогии со словами "перо", "ведро" и "нутро", слово "метро" тоже стало среднего рода.

Такая вот история.

Comments

( 10 comments — Leave a comment )
622529
May. 12th, 2015 09:32 am (UTC)
Интересно, а вот этот персонаж имеет какое-либо отношение к обсуждаемому лингвистическому словообразованию?
Вообще, этимология - штука, имхо, бесконечная..
starkov_blues
May. 12th, 2015 10:50 am (UTC)
Ну, так миф о Киеве как о "матери городов русских" как раз родился на том основании, что греки называли Киев словом метрополис - столица, а наши летописцы просто сделали кальку с греческого слова переведя его дословно, что говорит о том, что у русичей первоначально не было отдельного слова для наименования своей столицы и словосочетание стольный град, а затем выделившееся из него слово столица появились позже, так как летописец этого слова не знал и был вынужден сочинять "матерь городов".

И эта калька метрополиса - матерь городов - в итоге и породила всю конструкцию, что Русь пошла из Киева и сам термин Киевская Русь, несмотря на то, что сам Киев в "киевский период" утратил свою "столичную" функцию и Великий князь сидел во Владимире, а то и вовсе в Суздале или Боголюбове.
antipodus65
May. 12th, 2015 11:28 am (UTC)
Возможно вам уже известен этот фотограф. У него есть цветные фотографии. В-основном конечно постановочные портреты. Но и город иногда можно разглядеть.

Париж 50-х годов в фотографиях Жоржа Дамбье (Georges Dambier)
http://nastya-maks.livejournal.com/1722882.html
visualhistory
May. 12th, 2015 01:46 pm (UTC)
Спасибо, красивые снимки!
antipodus65
May. 12th, 2015 01:49 pm (UTC)
Пожалуйста!))) Поищите ещё в разных блогах, там ещё есть, гуглем и яндексом находится не всё.
antipodus65
May. 12th, 2015 04:06 pm (UTC)
Вот ещё, я про это говорил. Он видимо снимал для обложек журналов.

http://ana-lee.livejournal.com/256413.html
visualhistory
May. 12th, 2015 04:37 pm (UTC)
Да, гламур в чистом виде!
antipodus65
May. 12th, 2015 04:42 pm (UTC)
))) Ну есть очень красивые фото. И есть с элементами городского быта. Например там с ездоками на мотоцикле, и т.п. Но, конечно, обычной жизни почти нет. И мы журналов Elle того времени вообще не видели.
visualhistory
May. 12th, 2015 04:44 pm (UTC)
А они совсем не видели журналов "Работница" и "Советская мода"))
antipodus65
May. 12th, 2015 04:45 pm (UTC)
Да. )))
( 10 comments — Leave a comment )

Profile

visualhistory
visualhistory

Latest Month

October 2019
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Tags

free counters



История и современность

Locations of visitors to this page

История и современность
Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner