?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Нашёл на Фрешере:

История о том, как привод на все колеса стал национальной идеей

Так уж повелось, что в российском менталитете слово «джип» вызывает ассоциации с толстыми шеями, кожаными куртками и прочими стереотипами. Мало кто смотрит на внедорожники как на рабочих лошадок, способных провезти в своем чреве тело хозяина по болотам, лесам и прочим препятствиям. Да и сами производители отнюдь не позиционируют свои детища как автомобили для глухого бездорожья. И уж, конечно, продукция советского и российского автопрома в нашем сознании совсем не ассоциируется с героическим покорением пересеченной местности. Тем не менее именно благодаря советской инженерной мысли у человечества появилось немало машин, способных дать фору всяческим Ленд-Роверам и Гелендвагенам. Итак — самые популярные советские внедорожники.

5 советских внедорожников, ставших символами эпохи

ГАЗ-67. Он же Иван-Виллис, он же Отец

Незадолго до войны в великих советских умах заскреблась мысль о необходимости создания качественного внедорожника для военных целей. Все передовые военные державы в то время уже имели налаженную систему производства вездеходов, и за основу для отечественной разработки решено было взять американский Willys МВ Jеер.

Как известно, достопамятный Виллис по праву считается отцом всех джипов, выпускаемых сейчас мировым автопромом. С небольшими изменениями он выпускался до 2004 года, под маркой Jеер Wrangler. Советская вариация Виллиса получила наименование ГАЗ-67. На автомобиле был установлен четырехцилиндровый двигатель, объемом 3280 кубических сантиметров, развивающий мощность в 54 лошадиных силы. Сразу нужно оговориться, что вплоть до распада СССР внедорожники проектировались не только для передвижения вне дорог, но и как тягачи для легких артиллерийский установок. ГАЗ-67 с этой задачей справлялся великолепно и мог буксировать прицеп весом до одной тонны. Успешно потрудившись во время великой отечественной, ГАЗ-67 немало помог и дружественным державам СССР. В огромных количествах автомобили поставляли в Северную Корею, где машина широко использовалась во время войны 50-х годов.

5 советских внедорожников, ставших символами эпохи

ГАЗ-69. Он же «козёл»

Вскоре после войны начались изыскания, посвященные новой модели внедорожника, призванной заменить надежный, но устаревший ГАЗ-67. Первые опытные модели были выпущены ещё в 1948 году, а серийное производство ГАЗ-69 началось в 1953, на заводе ГАЗа в Ульяновске, ранее занимавшимся выпуском легендарных «полуторок». С самого начала «козел» стал выходить в двух модификациях. Первая имела две двери и кузов на восемь мест, а вторая, выходившая под названием ГАЗ-69А, имела пять дверей и пять посадочных мест. Силовой агрегат мощностью 50 ло-шадиных сил был позаимствован у только что освоенной «Победы».

Правда, по тяговитости он немного уступал мотору Ивана-Виллиса, но в условиях мирного времени на это никто не обращал внимания. Автомобиль активно экспортировался в 56 стран мира. В Румынии и в Китае он даже самостоятельно производился местными заводами, правда, без лицензии и под местным брендом. Особую популярность ГАЗ-б9 приобрел в жарких странах Африки и Латинской Америки. «Тропическое» исполнение внедорожника снискало нежную любовь военных, плантаторов и рабовладельцев из стран третьего мира. До сих пор по дождевым лесам ездят русские «козлы», хотя и несколько видоизмененные стараниями местных умельцев.

5 советских внедорожников, ставших символами эпохи

УАЗ-469

Вдохновляясь громким лозунгом «Догнать и перегнать Америку», советские автомобилестроители решили перегнать все страны вместе взятые. Желая утереть нос и английским Ленд-Роверам и американским Хаммерам, конструкторы принялись за проектирование принципиально нового внедорожника, одинаково подходящего как для военных, так и для гражданских нужд. Проект был готов уже в 1961 году, но серийное производство началось только в 72.
Несмотря на вялый старт, автомобили УАЗ сейчас считаются одними из самых популярных в мире. Вы наверняка не раз замечали УАЗики в голливудских боевиках, действие которых разворачивается на Ближнем Востоке или в Африке. Всего наш главный внедорожник экспортировался более чем в 100 стран мира и до сих пор производится в России в модернизированном виде под маркой «Хантер».

5 советских внедорожников, ставших символами эпохи

ЛуАЗ-969

Мнения об этом автомобиле всегда были крайне противоречивыми. Некоторые восхваляют «охотничий Запорожец», называя его лучшим народным автомобилем, а некоторые брезгливо морщатся, заметив несуразный силуэт в автомобильном потоке. Тем не менее автомобиль, созданный на базе ЗАЗ – 969, знаменитого «ушастого», в 1978 году на международном салоне в Турине вошел в десятку лучших автомобилей Европы, а в 1979 на Чехословацкой выставке получил золотую медаль как лучший автомобиль для села. И действительно подлинную любовь и признание ЛуАз снискал именно у деревенских жителей, а также у охотников и рыболовов.

5 советских внедорожников, ставших символами эпохи

Нива. Она же Лада-2121

В истории советского автомобилестроения эта машина навсегда останется как первый внедорожник без военного прошлого, предназначенный исключительно для гражданского пользования. Еще пребывая в зачаточной стадии опытного автомобиля, «Нива» приняла участие в конкурсе на проходимость, в котором участвовали опытные модели полноприводных «Москвичей», УАЗы, ЛуАзы и Ленд-Роверы. Специально для испытаний были выбраны такие труднодоступные места, как пашня с растаявшим снегом, карьерный песок, подмоченный дождем и прочие коварные места.

Все маститые вездеходы немедленно увязли в плодородной отечественной земле, а «Нива» продолжила свое движение, ни разу не завязнув в поставленных препятствиях. Ко всему прочему, «Нива» стала единственным легковым автомобилем, который официально экспортировался в Японию. Ходят слухи, что один из самых популярных джипов в мире «Сузуки Витара» проектировался с использованием наработок Волжского автозавода. Как и вся история отечественного автомобилестроения, советский опыт создания был неоднозначным, но, безусловно, удачным. Грубость сборки оправдывалась форм-фактором, а конструктивные решения по сей день находят своих ценителей по всему миру.

Comments

( 8 comments — Leave a comment )
starkov_blues
Sep. 18th, 2015 06:49 am (UTC)
Несколько глупо писать про УАЗ-469, что он создавался в пику Хамви и Дефендерам - один появился в 85 году, а второй в 82, то есть на 10 лет позже.

А главная черта "Нивы", которая тут не отмечена - это был первый в мире безрамный внедорожник и прообраз всех современных паркетников.
visualhistory
Sep. 18th, 2015 07:07 am (UTC)
Увы, в таких "популяризаторских" текстах встречается много ерунды.
simplici_us
Sep. 18th, 2015 07:11 am (UTC)
Спасибо, очень интересно, наконец-то я разобрался во всех этих ГАЗах, благодаря Вашей публикации. Но справедливости ряди надо сказать, что Вы не упомянули ГАЗ-64, который впрочем отличался от ГАЗ-67 только размерами базы. Именно эта машина, выпуск которой был начат в 1941 года, на пол-года позже Виллиса и получил название- "Виллис-Иван".
foxhunter_0002
Sep. 18th, 2015 08:40 am (UTC)
"Всего наш главный внедорожник экспортировался более чем в 100 стран мира и до сих пор производится в России в модернизированном виде под маркой «Хантер»"

В этом году сделают последнюю "Победную серию", а затем "козлика" снимут с производства. Так что можно смело говорить - производство УАЗ-HUNTER практически прекращено.
Sergey Plotnitsky
Sep. 18th, 2015 09:54 am (UTC)
Патриотично конечно, но Виллис, он и в Африке Виллис.
А СССР, он тот еще СССР. И автопром его в тудой же.
Так что на счет форы надо проверять, ибо там тоже не лаптем щи хлебали в те годы, и ружья кирпичом не чистили.

Ездил за рулем ГАЗ-69А с 1984 по 2001 год.
Из-за баранки 469го вылез неделю назад, катались несколько лет подряд в не самом легком режиме, и принято решение: "....едет как это г... лесом, достал, с..., продавать".

Нива в эксплуатации была с 1984 по 2001, походила, но и полежать под ней пришлось ни один десяток часов тысяч на 120 пробега. Муфта эластичная - шедевр, б...., инженерной мысли.

А так то да, патриотично.

И про Хаммер бредовое упоминание.
И шо? Утерли ГАЗоны нос Хамерам?

Edited at 2015-09-18 10:00 am (UTC)
wazawai_n2
Sep. 20th, 2015 03:21 am (UTC)
Текст как раз для вас.
(Deleted comment)
aleksvk
Sep. 19th, 2015 05:21 am (UTC)
Не совсем. В войска шли ТПК (Луаз 967).
alex_tripcar
Sep. 18th, 2015 12:16 pm (UTC)
УАЗ это скорее конкурент армейского варианта ГЕЛЕНВАГЕНА, который был разработан в 70х
( 8 comments — Leave a comment )

Profile

visualhistory
visualhistory

Latest Month

November 2019
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Tags

free counters



История и современность

Locations of visitors to this page

История и современность
Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner