visualhistory (visualhistory) wrote,
visualhistory
visualhistory

Categories:

Самые редкие

В процессе изучения истории советского автотранспорта по старым фотографиям мне стало интересно соотнести частоту появления в кадре той или иной марки с масштабами её производства. Оказалось, что пропорциональность очень часто нарушается. Например, если судить по московским фотографиям 1950-х, то можно подумать, что "Побед" было выпущено раз в 5-6 больше, чем "Москвичей" первого поколения. Однако на самом деле их было выпущено примерно одинаково, просто большинство "Москвичей" принадлежало частникам, которые их использовали лишь по особым случаям. А служебные и таксишные "Победы" с утра до вечера наматывали километры по центральным городским улицам.
Также меня поразило, что представительский ЗИС-110 (а то и два-три сразу!) есть практически в любом кадре московского автопотока 1950-х при том, что их на весь СССР было выпущено ничтожно мало - всего 2 тыс. штук.
Совершенно непропорционально часто представлен на московских снимках 1940-х двухэтажный троллейбус ЯТБ-3, которых всего-то было построено 10 штук! Впрочем, это легко объяснить: фотографы специально охотились за ним как за диковинкой, настоящей московской достопримечательностью (кстати, до сих пор не найдено ни одного цветного кадра с этим раритетом).
Ниже небольшой "рейтинг" самых редких автотранспортных средств СССР. Разумеется, это лишь начальная, очень фрагментарная версия.
Однако многие машины при своём ничтожном "тираже" оставили глубокий след в истории советского автопрома и народной памяти.

ЯА-2 "Гигант" — советский экспериментальный городской автобус (1932). Всего изготовлено 2 экз.


ЯТБ-3 — двухэтажный троллейбус Ярославского автомобильного завода, эксплуатировавшийся в Москве с 1939 по 1953 год. 10 штук.

«Юность» ЗИЛ 118К — советский микроавтобус. С 1961 по 1967 годы построено около 20 автобусов «Юность» первого поколения. С 1971 по 1994 г. собрано 86 единиц этого автобуса второго поколения.

ЗИЛ-111 — советский автомобиль высшего класса (1958-1967). 112 экз.

ЗИЛ-114 — советский автомобиль высшего класса (1967-1978). 113 экз.

ЗИЛ-4104 — советский автомобиль высшего класса (1978-2002). Всего было изготовлено около двухсот ЗИЛ-4104 и его модификаций.

«Старт» — советский микроавтобус (1964-1970). Около 200 экз.

Я-6 — советский городской автобус (1929-1932). 346 экз.

ЗИС-8 — советский городской автобус (1934-36). 547 ед.

ЗИС-127 — советский междугородний автобус (1955-1961). 851 ед.

КИМ-10-50 — первый советский серийный малолитражный автомобиль (1940-41) - менее 1000.

ЗИС-154 — советский автобус (1946-1950). Всего изготовлено 1165 экз.

Москвич-411 — советский полноприводный универсал повышенной проходимости (1957-1961). 1515 экз.

ЗИС-110 — советский представительский автомобиль (1945-1958). 2072 экз.

ГАЗ-13 «Чайка» — советский представительский автомобиль (1959-1981). 3 189 экз.

ЗИС-16 — советский городской автобус (1938-1941). 3250 ед.

Икарус-55 — междугородний автобус венгерского производства. За период с 1955 по 1972 год Советским Союзом было приобретено 3 762 экз.

М-72 — советский внедорожник на базе М-20 «Победа» и ГАЗ-69 (1955-58). 4677 экземпляров.

АМО-Ф-15 — первый советский грузовой автомобиль (1924-1931). 6285 ед.

Москвич-410 — советский полноприводный автомобиль повышенной проходимости (1957-1958). 7850 экз.

ЗИС-101 — советский представительский автомобиль (1936-1941). 8 752 ед.

БМВ-321 (1945-1950), автомобиль восточно-германского производства. В СССР поставлено около 10.000 ед.

ЗИМ (до 1957 года), ГАЗ-12 — советский представительский автомобиль, (1949-1960). 21 527 экз.

Для сравнения: знаменитых "полуторок" ГАЗ-АА за 1932-1950 гг. было выпущено почти миллион штук.
Tags: Авто-мото, Автопром СССР
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 8 comments