?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Оригинал взят у gelio в История строительства вокзала "Новосибирск-Главный". Part I


Новосибирск-Главный — крупнейшая пассажирская железнодорожная станция в Новосибирске и Новосибирской области, а также железнодорожный вокзал на указанной станции. Привокзальная площадь названа именем Гарина-Михайловского. По официальной версии именно ему принадлежит заслуга в определении местоположения железнодорожного моста через Обь, сразу же после начала строительства которого возник поселок, превратившийся сегодня в Новосибирск.





Вокзал станции Обь. Вид от железнодорожных путей. Фотография 1896-1906 гг


Среди первых сооружений города была станция Обь. Здесь в 1893 году построили вокзал для пассажиров пятого класса. ,


В 1897 году был выстроен деревянный вокзал III класса с залами ожидания, почтой и буфетом





Вокзал станции Ново-Николаевск. Фотография 1909-1917 гг

В 1906 году к деревянному зданию пристроили каменную двухэтажную пристройку, в 1914 году ещё одну.
Грузооборот станции рос быстрыми темпами: с 1,8 миллионов пудов в 1897 году к 1907 году он увеличился до 11,2 миллионов пудов. Станцию Обь в 1909 году переименовали в Ново-Николаевск.


Вокзал станции Ново-Николаевск. Фотография 1915-1917 гг.


В 1926 году станцию переименовывают в Новосибирск

После революции началось развитие Сибири и в связи с этим бурный рост города. Возникла необходимость в строительстве нового вокзала. В 1929 году Московское архитектурное общество по поручению управления Омской железной дороги объявило конкурс проектов железнодорожного вокзала на станции «Новосибирск-Главный»


Проект вокзала Новосибирск-гл. 1930 гг.
Жюри конкурса состояло из ведущих зодчих страны под председательством академика архитектуры А.В.Щусева






На конкурс поступило 45 проектов, из которых в марте 1930 года 13 проектов были премированы жюри.


Лучшим был признан проект под девизом: «Прямое движение» архитектора Н.Г. Волошинова.


Здание вокзала в этом проекте представляло собой вокзал «прибрежного типа», состоящий из прямоугольного корпуса, расположенного вдоль путей и большого конкорса над путями длиной 90 метров с залом ожидания, рестораном и лестницами-сходами к пассажирским платформам.


Но Новосибирский горсовет и общественность города представленный проект встретили жесткой критикой и предложением внести в него целый ряд изменений.


Так как архитектором Волошиновым эти пожелания полностью во внимание приняты не были, президиум Новосибирского горсовета от 29 декабря 1930 года вынес постановление о необходимости переработать внешнее оформление здания вокзала с учетом выставленного в конкурсном задании требования.


Проект Киевского отделения Гипротранса, 1931 г


"Сибстройпуть" по собственной инициативе осуществил изменение проекта и в переработанном виде проект рассматривался в Городской планировочной комиссии 26 декабря 1931 года.


К дальнейшему проектированию здания привлечен архитектор Б.А.Гордеев с группой архитекторов.


В результате переделок проекта и исправлений в ходе строительства окончательно утрачивается функционально-планировочная схема проекта Н.Г.Волошинова.


Из проекта устраняются ресторан, зал ожидания и проходы к лестницам-спускам на посадочные пассажирские платформы, которые размещались на конкорсе над станционными путями.


То, что являлось основополагающим в проекте архитектора Волошинова,- кратчайшая связь с межпутными посадочными платформами, в значительной мере утеряны.


28 мая 1931 г. Вид строительной площадки

По обновленному рабочему проекту в 1931 году заложены фундаменты здания. Планировалось закончить строительство здания вокзала за период 1931-1933 гг.


15 июля 1931 г.

Но инженерно-техническими работниками и руководством треста Сибстройпуть в рабочем проекте "Гипротранса" был обнаружен ряд просчетов. В результате сроки строительства были значительно увеличены.




Вывозка земли (Лето 1931)


Фундамент здания вокзала


Перекрытие над подвалом. Вид с юга (Декабрь 1934)


Вид с юго-востока (Март 1935)


Армирование перекрытия над подвалом башни. (Май 1935)


Выемка грунта под строительство площадки для вокзала (Май 1935)


Кладка подпорной стены


Вид с юго-запада (Июнь 1935)




Вид с юго-востока (Август 1935)




Опалубка железобетонного каркаса восточной стороны здания (1937 год)




Железобетонное арочное покрытие средней части здания. (Июль 1937)


Бетонирование арки (Сентябрь 1937)


Группа ИТР строительства вокзала.


Кулаков А.П. – главный инженер


Носков И.А. – старший прораб


Группа коллектива строительства вокзала и стройучастка


Люстра


25 января 1939 года Государственная комиссия приняла здание железнодорожного вокзала в эксплуатацию.


В итоговом проекте центральная часть вокзала имеет композицию триумфальной арки, обрамлённой пилястрами тосканского ордера и увенчанной большим аттиком, скрывающим снаружи железобетонную параболу свода главного кассового зала.




Кассы операционного зала


Правительственная комната


Входные двери в красноармейский зал


Капитель


Комната матери и ребенка




Ресторан. 70-е















За предоставленный материал благодарю Музей истории Западно-Сибирской железной дороги


1. Вокзал "Новосибирск-Главный". История строительства
2. Вокзал "Новосибирск-Главный". Интерьеры вокзала
3. Вокзал "Новосибирск-Главный". Крыша вокзала
4. Вокзал "Новосибирск-Главный". Территория станции
5. Пассажирское вагонное депо ЛВЧД-7



Comments

( 2 comments — Leave a comment )
tito0107
Oct. 19th, 2015 08:26 am (UTC)
Спасибо. ИМХО, конструктивистские проекты гораздо интереснее, чем окончательный вариант.
visualhistory
Oct. 19th, 2015 08:28 am (UTC)
Да, без башни он явно не смотрится.
( 2 comments — Leave a comment )

Profile

visualhistory
visualhistory

Latest Month

November 2019
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Tags

Page Summary

free counters



История и современность

Locations of visitors to this page

История и современность
Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner