?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Строительство Берлинской стены, 1961 год:
1961 Строительство Берлинской стены.jpg


В 1873 году префект округа Сарт (Франция) впервые выдал разрешение на эксплуатацию самодвижущихся экипажей с паровыми двигателями, построенных французским инженером Амадеем Болле-отцом:


Сыктывкар, мощение Первомайской улицы в 1946 году:
1946 Сыктывкар pervomajskaja moshchenie-ulicy.jpg
Как же называлась такая мостовая? Торцовой или торцевой?

Технически продвинутая советская молодёж увлекалась "охотой на лис":
Фото 1967 г. Охота на лис.jpg

Трамвай в Тбилиси на площади Героев, 1960-е:
Трамвай Тбилиси на площади Героев.jpg

Что-то не припомню подобных трамваев в СССР, хотя недавно видел аналогичную "колбасу" у нас в Москве, в районе ВДНХ. Тоже очень удивился.

Comments

( 10 comments — Leave a comment )
serokoy
Oct. 14th, 2015 09:14 am (UTC)
С трамваем - тбилисская самоделка.
http://strangernn.livejournal.com/1093852.html
visualhistory
Oct. 14th, 2015 09:24 am (UTC)
Спасибо за интересную информацию!
don_shaman
Oct. 14th, 2015 10:00 am (UTC)
Ух ты, клёвый трамвай в Тбилиси, завидно. Мостовая тоже очень интересно, спасибо вам.
polikliet
Oct. 14th, 2015 12:06 pm (UTC)
"Как же называлась такая мостовая? Торцовой или торцевой?" В питерском простонародье до революции называлась "торцовкой". Так что...
amyatishkin
Oct. 14th, 2015 03:18 pm (UTC)
МОСТОВА́Я, мостовой, жен. Вымощенная дорога, вымощенная часть улицы. Деревянная мостовая. Торцовая мостовая. Асфальтовая мостовая. Сойти с тротуара на мостовую. Итти по мостовой.
Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935-1940.

Торцовая М. была применена в первый раз в начале 20-х годов в России к замощению улиц в С. Петербурге. По предложению академика Гурьева, торцовой мостовой замощены были сначала два участка, на Большой Морской и на Миллионной улицах, а затем, через 6 — 7 лет, часть Невского проспекта и Петергофской дороги. В настоящее время М. этого рода, кроме Петербурга, распространена в больших размерах в Лондоне (неблагоприятные результаты), Париже (весьма большой успех), Берлине, Чикаго и многих других городах Америки. У нас она устраивается из шестигранных деревянных колодок на настиле из досок, сверху осмоленных и расположенных, с промежутками в 6 мм, на поперечных деревянных лежнях. В Петербурге эта система оказалась недолговечной (2 — 4 года). Торцовые М. новейших типов в Лондоне и Париже устраиваются из плоских колодок, получаемых распиловкой лучших досок красной шведской ели. Перед употреблением в дело колодки опускают на 5 минут в расплавленную смесь битума, креозота и глинистого мела. М. эта стелется на слое бетона, а швы заливают битумом и цементным раствором. Поверхность готовой М. посыпают острым гравием. Торцовая М. почти совершенно устраняет шум и сотрясения от проезда и не дает ни пыли, ни грязи. Она представляет малое сопротивление движению, и очистка ее легче, чем при каменной булыжной М. Но, напитываясь водой с органическими веществами, она неудобна в санитарном отношении; гладкая поверхность М. делается скользкой в гололедицу; наконец, вследствие неравномерного состава колодок, она выбивается и покрывается неровностями. За границей торцовые М. новейших систем держатся от 7 до 10 лет.
Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.

Торцовая мостовая
Выстилка проезжей части улицы или моста восьмиугольными в плане обрубками дерева, сплоченными между собой; обычная высота таких обрубков, которые укладывались на песок поверх дощатой основы - 20 см, поперечник - от 30 до 35 см.
(Термины российского архитектурного наследия. Плужников В.И., 1995)
visualhistory
Oct. 14th, 2015 04:21 pm (UTC)
Спасибо за подробную информацию! Чрезвычайно интересно.
Michael Antonov
Oct. 21st, 2015 05:28 am (UTC)
м-м-м
А как же Новгород? Там разве не мостили торцами еще со Средних веков?
amyatishkin
Oct. 21st, 2015 01:08 pm (UTC)
Re: м-м-м
Видимо, составители Б&Е различали простую торцовую мостовую - выложенную из необработанных чурбаков - и мостовую сложной конструкции, набранную из плашек специальной формы.
622529
Oct. 14th, 2015 06:19 pm (UTC)
Я еще застал времена, когда эта самая торцовка считалась лучшим покрытием в гаражах, автомастерских, и механических цехах заводов - в общем там, где была велика вероятность разлива технического масла и прочего мазута..
Бетон масла разъедают, плитка становится очень скользкой..
А дерево стоит себе десятилетиями - и пользователям на нем очень комфортно..
достаточно только опилками лужу засыпать и скребком собрать..
Но на улице эта штука долго не лежит - два-три года и всё..
Ну, если это, конечно, не красная шведская ель ))
bardsplav
Oct. 14th, 2015 10:17 pm (UTC)
В Петербурге торцовая мостовая ещё часто доставляла следующую неприятность: постепенно колодка начинала заныривать вниз. Если под ней была жидкая грязь и человек на неё наступал, его обдавало струёй жидкой грязи.
Японцы в годы оккупации Сахалина замостили торцовками улицы Южно-Сахалинска и Корсакова. Мой отец в годы службы там в середине 70-х застал эти мостовые ещё в добром здравии.

Edited at 2015-10-14 10:20 pm (UTC)
( 10 comments — Leave a comment )

Profile

visualhistory
visualhistory

Latest Month

October 2019
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Tags

free counters



История и современность

Locations of visitors to this page

История и современность
Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner