?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

В СССР 1955 году завершился очередной раунд борьбы за власть в высшем партийном руководстве. Дуумвират Маленков-Хрущев распался и последний получил единоличное лидерство.

Маршал Николай Булганин и первый секретарь ЦК КПСС Никита Хрущёв на митинге в Кашмире во время визита в Индию. РИА Новости, фото Анатолий Гаранин, 1955:


Маленков же в феврале был подвергнут критике и смещён с должности председателя Совета Министров, назначен министром электростанций, однако сохранил за собой должность члена Президиума ЦК КПСС.

На этом снимке 1955 года уже экс-премьер Георгий Маленков (в центре) с Анастасом Микояном (слева) на коктейльной вечеринке в посольстве США (фотограф Leonard Mccombe):


Хотя до 20 съезда ещё целый год, на парадах пока по-прежнему висят портреты Сталина:

Высокое разрешение

Тем не менее, в стане уже чувствуются перемены, название которым дала вышедшая в том же 1955-м повесть Ильи Эренбурга "Оттепель". Руководство СССР выступило за прекращение гонки вооружений и нормализацию отношений с Западом. Фактически закончилась самая мрачная фаза "Холодной войны" (1946-1954).
В Советский Союз стали чаще наведываться западные журналисты и фотографы.
Один из них, Эдвард Кларк, сделал фоторепортаж о зимнем Ленинграде 1955 года:


В 1955-м страна переживала Целинную эпопею - кампанию по освоению земель северного Казахстана, на которую были брошены десятки тысяч молодых людей из западной части страны.

Целинники готовят обед у полевой кухни. Исаак Тункель, 1 мая 1955:


В то время молодёжь было принято направлять туда, где хотело её видеть правительство. Выпускники даже самых престижных ВУЗов были обязаны ехать по распределению в глухие сельские районы учителями, врачами и агрономами.

Студенты МГУ на фотосессии, Евгений Умнов, 1955:


1955 год стал исключительно важной вехой в истории советского автомобилестроения. Прежде всего, именно 1955-й можно считать годом рождения знаменитой "Волги" ГАЗ-21. Хотя прототип был создан ещё в 1954-м, а массовое производство началось лишь летом 1957-го.

1-й экспериментальный образец 21-й "Волги" на шоссе Горький-Москва. Апрель 1955 года:
1-й экспериментальный образец 21-й Волги на шоссе Горький-Москва. Апрель 1955 года.jpg

Прежде чем поставить на конвейер, новый автомобиль долго тестируют. Летом 1955-го три "волги" совершают автопробег по дорогам СССР, о котором рассказывает журнал "Огонёк":
1955 Волга Июль n28.jpg

Другим шедевром советского автодизайна 1955 года стал междугородный автобус ЗИС-127. На этом снимке 1955 г. ещё опытный образец:


Разумеется, не обошлось без влияния стилистики американских "грейхаундов". К сожалению, этих красавцев в СССР будет выпущено ничтожно мало, всего 851 штука.

Зато другой автобусной новинке 1955 года будет уготована очень долгая жизни и по-настоящему массовое производство.
Опытный образец ЛАЗа появился в конце 1955-го:
1955 Опытный образец ЛАЗа появился в конце 1955-го.jpg

Однако основу советского автопрома по-прежнему составляет производство грузовиков, как более полезных для народного хозяйства. В то время грузовики заодно выполняли роль общественного транспорта ввиду дефицита автобусов. Теперь это кажется диким нарушением всех норм безопасности, а тогда чуть ли не вся страна ездила в кузовах.

Колхоз им. Мичурина Алма-Атинской области, 1955:
1955 Колхоз им Мичурина Алма-Атинской области.jpg

Колонна могучих МАЗов в фильме "Дело Румянцева" 1955 года:
1955 Дело Румянцева.jpg

На городских улицах и в полях в 1955-м ещё трудятся сотни тысяч стареньких ЗИСов и "полуторок":
1955 Уборка.jpg

Грузовик был любимой игрушкой мальчишек. Кадр из того же фильма "Дело Румянцева" 1955 года:
1955 Кадр из фильма Дело Румянцева.jpg

17 июня 1955 года свой первый полёт первый советский реактивный авиалайнер Ту-104:
Первый полёт Ту-104 совершил 17 июня 1955 года.jpg

К 1955 году в основном завершилось восстановление советских городов, разрушенных в годы войны.
Возрождённый Севастополь ужи сияет своим белым камнем, но ещё нет ни одного деревца!
1955_gaz m-20 pobeda.jpg

1955 год принёс настоящую революцию в градостроительстве.
Постановление № 1871 ЦК КПСС и СМ СССР от 4 ноября 1955 года «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве» завершило эпоху советского монументального классицизма и открыло эру массового индустриального домостроения.
У западных стран была заимствована концепция дешевого типового пятиэтажного дома, которыми к тому времени уже вовсю застраивались окраины Парижа, Рима, Мадрида, Хельсинки и других европейских городов.

Виталий Лагутенко — советский инженер-строитель, автор проекта жилых домов серии К-7 (неофициально называемых хрущевками) на снимке Семёна Фридлянда:
Виталий Лагутенко — советский инженер-строитель, автор проекта жилых домов серии К-7 (неофициально называемых хрущевками) Фридлянд.jpg

Но массовое строительство хрущевок будет развернуто только в 1956-м, а пока 90% жилфонда русских городов составляют деревянные дореволюционные постройки, как на этом виде Астрахани из фильма 1955 года:
1955 Астрахань.jpg

Так выглядели старые жилые кварталы большинства советских городов:
1955 Астрахань2.jpg

В Лениграде в 1955 году наконец-то открылось метро, первую линию которого строили очень долго.
Станция Технологический институт. Эскалаторный зал. Цветное фото Б. Уткина и Л. Зиверта, 1955:
1955 Станция Технологический институт Эскалаторный зал. Цветное фото Б. Уткина и Л. Зиверта2.jpg

В 1955-м СССР начинает новый этап в освоении Арктики.
1955 Арктика Пе-8 СССР Н-562.jpg

Экспедиция "Северный Полюс СП 3", летчик Бабенко и начальник станции Трешников, фото Яков Рюмкин, 1955:


Аэролог Канаки в Арктике, 1955:
1955 Арктика СП 3 аэролог Канаки.jpg


Как одевались советские граждане в том году?
Владивосток на снимке Семёна Фридлянда 1955 г.:


Детский сад на Сахалине, фото Семёна Фридлянда, 1955:


Зимняя детская одежда на снимке Галины Санько 1955 г.:


Школьная форма 1955-го:
1955_shkola.jpg

Сочинский пляж-1955 (из архива Виктора Трофимовича Лаптева):
1955_Sochi_Primorskaya4.jpg

Отдыхающие в подмосковном санатории "Михайловское", Семён Фридлянд, 1955:


В результате успехов послевоенного восстановления страны советские граждане стали более лучше питаться.

В 1955 году Госторгиздат выпустил замечательную книгу "Кулинария" тиражом 500 000 экземпляров:
Кулинария - Госторгиздат, 1955г. Выпущена тиражом 500 000 экземпляров.jpg

Кстати, дефицита в советских магазинах тогда не было от слова СОВСЕМ. В свободной продаже было всё, начиная от деликатесов и заканчивая представительскими автомобилями ЗИМ. Дефицит появится значительно позже.

Все серии проекта "20 век в цвете":
1901, 1902, 1903, 1904, 1905, 1906, 1907, 1908, 1909, 1910, 1911, 1912, 1913, 1914, 1915, 1916, 1917, 1918, 1919, 1920, 1921, 1922, 1923, 1924, 1925, 1926, 1927, 1928, 1929, 1930, 1931, 1932, 1933, 1934, 1935, 1936, 1937, 1938, 1939, 1940, 1941, 1942, 1943, 1944, 1945, 1946, 1947/СССР-1947, 1948, 1949, 1950/СССР-1950, 1951, 1952/СССР-1952, 1953/СССР-1953/США-1953, 1954/СССР-1954, 1955/СССР-1955, 1956, 1957, 1968, 1959, 1960, 1961/СССР-1961, 1962, 1963/СССР-1963, 1964, 1965/СССР-1965, 1966, 1967, 1968, 1969, 1970, 1971, 1972, 1973/СССР-1973, 1974, 1975, СССР-1975, 1976, 1977, 1978, 1980, 1981/СССР-1981, 1982, 1983,1984/СССР-1984, 1985 , 1986, 1987, 1988, 1989/СССР-1989, 1990, 1991, 1992, 1993, 1994/РФ-1994, 1995, 1996, 1996, 1997, 1998, 1999/РФ-1999.

Comments

( 24 comments — Leave a comment )
skif_tag
Oct. 15th, 2015 11:40 am (UTC)
Дефицит был, приличную одежду люди везли из Москвы и т.д. Другое дело, что структура дефицита было иной. В принципе дефицит - непременный атрибут плановой экономики. Просто по определению.
visualhistory
Oct. 15th, 2015 12:04 pm (UTC)
Да и рыночной тоже. В Штатах бывали очереди и за бензином, и за бесплатным супом.
skif_tag
Oct. 15th, 2015 12:46 pm (UTC)
Конечно. Рынок сам по себе не гарант. Но при плановой он запрограммирован априори.
Вот, кстати, вспомнил - недавно просматривал старые письма бабушки-дедушки примерно этого времени, середины 50-х. Обсуждали покупку первого телевизора. Заказывали родственникам в Киев, ближе нигде купить нельзя было. Понятно, что это не предмет первой необходимости, но просто такой фактик. А спустя 20 лет уже на моей памяти так же заказывали катушечный "Маяк-203"...
kot_begemott
Oct. 20th, 2015 12:19 pm (UTC)
А ещё через 15 лет я обзванивал магазины "Культтовары" всех городков в пределах 100 км от Москвы чтобы найти проигрыватель винила "Корвет-001". Нашёл только в Клину...
visualhistory
Oct. 20th, 2015 12:48 pm (UTC)
А я на днях обзванивал все московские магазины, чтобы найти детские тетрадки по логопедии. Нашёл только в одном месте, самовывоз из МО...
bardsplav
Oct. 15th, 2015 10:28 pm (UTC)
Фигня. При капитализме дефицит тоже присутствует. На свой велосипед, довольно распространённом модели, как сезон - с барабанным боем детали и запчасти ищу. Шин нужного типоразмера на мой мотоцикл в стране просто нет - нужно на заказ из-за рубежа по конским ценам. В сентябре нужный мебельный винт искал - пять магазинов крепежа обошёл. Постоянно сталкиваюсь с тем что у коммерсов чего-то нет, что есть - не надо, никто ни за что не отвечает, всюду бездарность и вопиющая некомпетентность и многое нужно так же доставать. Так что не надо ля-ля.
Josef Kats
Oct. 15th, 2015 11:41 am (UTC)
дефицита в советских магазинах тогда не было от слова СОВСЕМ. В свободной продаже было всё, начиная от деликатесов и заканчивая представительскими автомобилями ЗИМ. ---------------- Вопрос - где не было? В крупных городах - безусловно. На том же Сахалине, который тут на фото был, завались было икры, крабов, морских гребешков и прочей экзотики, но с мясопродуктами были затруднения, допустим. В Таллинне, судя по газетам, наблюдался, почему-то, дефицит детских резиновых сапог (Неясно, в городе, было предприятие, выпускавшее их еще с двадцатых годов, куда вдруг делась его продукция). Но тотальной унылости ассортимента, который подкрался позднее, действительно, не было. 1955-65 годы в СССР - единственный, наверное, период, который я способен примерить на себя.
visualhistory
Oct. 15th, 2015 12:03 pm (UTC)
При этом в Англии карточки на продукты отменили полностью лишь в 1954 году, а во Франции дешевенький 2CV можно было купить лишь по записи, отстояв в очереди несколько месяцев. Так что не всё в мире так однозначно))
welteislehre
Oct. 15th, 2015 12:38 pm (UTC)
Короче, пока народу после войны было мало - все было нормально.
Как только начался всплеск рождаемости и быстрый рост населения - начался дефицит.
У Довлатова того же:

Как известно, все меняется. Помню, работал я в молодости учеником
камнереза (Комбинат ДПИ). И старые работяги мне говорили:
- Сбегай за водкой. Купи бутылок шесть. Останется мелочь - возьми
чего-то на закуску. Может, копченой трески. Или еще какого-нибудь говна.
Проходит лет десять. Иду я по улице. Вижу - очередь. Причем от угла
Невского и Рубинштейна до самой Фонтанки. Спрашиваю - что, мол, дают?
В ответ раздается:
- Как что? Треску горячего копчения!
(Deleted comment)
welteislehre
Oct. 15th, 2015 11:39 pm (UTC)
Это Довлатов-то романтик советского времени?
carmaglot
Oct. 15th, 2015 02:07 pm (UTC)
Вообще-то Арктика и Антарктика - это разные вещи. Точнее, разные полушария :-)
Ваша подпись - "В 1955-м СССР начинает активное освоение Антарктиды."
Причем на оригинальной подписи к фото идет речь про Северный полюс.
visualhistory
Oct. 15th, 2015 04:14 pm (UTC)
Да, спасибо, исправил.
oldneo
Oct. 15th, 2015 02:40 pm (UTC)
Дома хранится издание "Кулинарии" 1961 года. В предисловии написано, что первое издание действительно 1955 года. Раритет.
bardokin
Oct. 15th, 2015 03:17 pm (UTC)
Арктики. Анатарктида с другой стороны:-)))
visualhistory
Oct. 15th, 2015 04:11 pm (UTC)
ОК, исправил.
nazaroff
Oct. 15th, 2015 04:36 pm (UTC)
Экспедиция "Северный Полюс СП 3", летчик Бабенко и начальник станции Трешников, фото Яков Рюмкин, 1955:
А что за вертолет на этом фото?
visualhistory
Oct. 15th, 2015 04:43 pm (UTC)
Очевидно, МИ-4.
alek_morse
Oct. 15th, 2015 10:24 pm (UTC)
// 1-й экспериментальный образец 21-й "Волги" на шоссе Горький-Москва. Апрель 1955 года //

Не заметил различий с серийной машиной. Внешне - точно такая же.
visualhistory
Oct. 15th, 2015 10:29 pm (UTC)
А их и не было, только решетка такая появилась не сразу, а во второй серии.
kaschey_lp
Oct. 19th, 2015 06:43 pm (UTC)
Для времени своего появления "Волга" ГАЗ-21 - очень современный и остромодно-стильный автомобиль.
tito0107
Oct. 19th, 2015 08:45 am (UTC)
"Хотя до 20 съезда ещё целый год, на парадах пока по-прежнему висят портреты Сталина"
Именно потому, что до 20 съезда еще год, они и висят.
tito0107
Oct. 19th, 2015 08:53 am (UTC)
Дефицита не было, не в последнюю очередь, потому, что очень многие виды продукции изготовлялись артелями.
alenagrishina
Nov. 1st, 2017 08:35 pm (UTC)
Отличные фото, умели люди радоваться
Татьяна Говенко
Jan. 2nd, 2019 06:13 am (UTC)
Браво ! Это страна через 10 лет после войны !!!
( 24 comments — Leave a comment )

Profile

visualhistory
visualhistory

Latest Month

June 2019
S M T W T F S
      1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30      

Tags

free counters



История и современность

Locations of visitors to this page

История и современность
Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner