visualhistory (visualhistory) wrote,
visualhistory
visualhistory

Category:

1955 год в цвете. СССР — страна на подъёме

В СССР 1955 году завершился очередной раунд борьбы за власть в высшем партийном руководстве. Дуумвират Маленков-Хрущев распался и последний получил единоличное лидерство.

Маршал Николай Булганин и первый секретарь ЦК КПСС Никита Хрущёв на митинге в Кашмире во время визита в Индию. РИА Новости, фото Анатолий Гаранин, 1955:


Маленков же в феврале был подвергнут критике и смещён с должности председателя Совета Министров, назначен министром электростанций, однако сохранил за собой должность члена Президиума ЦК КПСС.

На этом снимке 1955 года уже экс-премьер Георгий Маленков (в центре) с Анастасом Микояном (слева) на коктейльной вечеринке в посольстве США (фотограф Leonard Mccombe):


Хотя до 20 съезда ещё целый год, на парадах пока по-прежнему висят портреты Сталина:

Высокое разрешение

Тем не менее, в стане уже чувствуются перемены, название которым дала вышедшая в том же 1955-м повесть Ильи Эренбурга "Оттепель". Руководство СССР выступило за прекращение гонки вооружений и нормализацию отношений с Западом. Фактически закончилась самая мрачная фаза "Холодной войны" (1946-1954).
В Советский Союз стали чаще наведываться западные журналисты и фотографы.
Один из них, Эдвард Кларк, сделал фоторепортаж о зимнем Ленинграде 1955 года:


В 1955-м страна переживала Целинную эпопею - кампанию по освоению земель северного Казахстана, на которую были брошены десятки тысяч молодых людей из западной части страны.

Целинники готовят обед у полевой кухни. Исаак Тункель, 1 мая 1955:


В то время молодёжь было принято направлять туда, где хотело её видеть правительство. Выпускники даже самых престижных ВУЗов были обязаны ехать по распределению в глухие сельские районы учителями, врачами и агрономами.

Студенты МГУ на фотосессии, Евгений Умнов, 1955:


1955 год стал исключительно важной вехой в истории советского автомобилестроения. Прежде всего, именно 1955-й можно считать годом рождения знаменитой "Волги" ГАЗ-21. Хотя прототип был создан ещё в 1954-м, а массовое производство началось лишь летом 1957-го.

1-й экспериментальный образец 21-й "Волги" на шоссе Горький-Москва. Апрель 1955 года:
1-й экспериментальный образец 21-й Волги на шоссе Горький-Москва. Апрель 1955 года.jpg

Прежде чем поставить на конвейер, новый автомобиль долго тестируют. Летом 1955-го три "волги" совершают автопробег по дорогам СССР, о котором рассказывает журнал "Огонёк":
1955 Волга Июль n28.jpg

Другим шедевром советского автодизайна 1955 года стал междугородный автобус ЗИС-127. На этом снимке 1955 г. ещё опытный образец:


Разумеется, не обошлось без влияния стилистики американских "грейхаундов". К сожалению, этих красавцев в СССР будет выпущено ничтожно мало, всего 851 штука.

Зато другой автобусной новинке 1955 года будет уготована очень долгая жизни и по-настоящему массовое производство.
Опытный образец ЛАЗа появился в конце 1955-го:
1955 Опытный образец ЛАЗа появился в конце 1955-го.jpg

Однако основу советского автопрома по-прежнему составляет производство грузовиков, как более полезных для народного хозяйства. В то время грузовики заодно выполняли роль общественного транспорта ввиду дефицита автобусов. Теперь это кажется диким нарушением всех норм безопасности, а тогда чуть ли не вся страна ездила в кузовах.

Колхоз им. Мичурина Алма-Атинской области, 1955:
1955 Колхоз им Мичурина Алма-Атинской области.jpg

Колонна могучих МАЗов в фильме "Дело Румянцева" 1955 года:
1955 Дело Румянцева.jpg

На городских улицах и в полях в 1955-м ещё трудятся сотни тысяч стареньких ЗИСов и "полуторок":
1955 Уборка.jpg

Грузовик был любимой игрушкой мальчишек. Кадр из того же фильма "Дело Румянцева" 1955 года:
1955 Кадр из фильма Дело Румянцева.jpg

17 июня 1955 года свой первый полёт первый советский реактивный авиалайнер Ту-104:
Первый полёт Ту-104 совершил 17 июня 1955 года.jpg

К 1955 году в основном завершилось восстановление советских городов, разрушенных в годы войны.
Возрождённый Севастополь ужи сияет своим белым камнем, но ещё нет ни одного деревца!
1955_gaz m-20 pobeda.jpg

1955 год принёс настоящую революцию в градостроительстве.
Постановление № 1871 ЦК КПСС и СМ СССР от 4 ноября 1955 года «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве» завершило эпоху советского монументального классицизма и открыло эру массового индустриального домостроения.
У западных стран была заимствована концепция дешевого типового пятиэтажного дома, которыми к тому времени уже вовсю застраивались окраины Парижа, Рима, Мадрида, Хельсинки и других европейских городов.

Виталий Лагутенко — советский инженер-строитель, автор проекта жилых домов серии К-7 (неофициально называемых хрущевками) на снимке Семёна Фридлянда:
Виталий Лагутенко — советский инженер-строитель, автор проекта жилых домов серии К-7 (неофициально называемых хрущевками) Фридлянд.jpg

Но массовое строительство хрущевок будет развернуто только в 1956-м, а пока 90% жилфонда русских городов составляют деревянные дореволюционные постройки, как на этом виде Астрахани из фильма 1955 года:
1955 Астрахань.jpg

Так выглядели старые жилые кварталы большинства советских городов:
1955 Астрахань2.jpg

В Лениграде в 1955 году наконец-то открылось метро, первую линию которого строили очень долго.
Станция Технологический институт. Эскалаторный зал. Цветное фото Б. Уткина и Л. Зиверта, 1955:
1955 Станция Технологический институт Эскалаторный зал. Цветное фото Б. Уткина и Л. Зиверта2.jpg

В 1955-м СССР начинает новый этап в освоении Арктики.
1955 Арктика Пе-8 СССР Н-562.jpg

Экспедиция "Северный Полюс СП 3", летчик Бабенко и начальник станции Трешников, фото Яков Рюмкин, 1955:


Аэролог Канаки в Арктике, 1955:
1955 Арктика СП 3 аэролог Канаки.jpg


Как одевались советские граждане в том году?
Владивосток на снимке Семёна Фридлянда 1955 г.:


Детский сад на Сахалине, фото Семёна Фридлянда, 1955:


Зимняя детская одежда на снимке Галины Санько 1955 г.:


Школьная форма 1955-го:
1955_shkola.jpg

Сочинский пляж-1955 (из архива Виктора Трофимовича Лаптева):
1955_Sochi_Primorskaya4.jpg

Отдыхающие в подмосковном санатории "Михайловское", Семён Фридлянд, 1955:


В результате успехов послевоенного восстановления страны советские граждане стали более лучше питаться.

В 1955 году Госторгиздат выпустил замечательную книгу "Кулинария" тиражом 500 000 экземпляров:
Кулинария - Госторгиздат, 1955г. Выпущена тиражом 500 000 экземпляров.jpg

Кстати, дефицита в советских магазинах тогда не было от слова СОВСЕМ. В свободной продаже было всё, начиная от деликатесов и заканчивая представительскими автомобилями ЗИМ. Дефицит появится значительно позже.

Все серии проекта "20 век в цвете":
1901, 1902, 1903, 1904, 1905, 1906, 1907, 1908, 1909, 1910, 1911, 1912, 1913, 1914, 1915, 1916, 1917, 1918, 1919, 1920, 1921, 1922, 1923, 1924, 1925, 1926, 1927, 1928, 1929, 1930, 1931, 1932, 1933, 1934, 1935, 1936, 1937, 1938, 1939, 1940, 1941, 1942, 1943, 1944, 1945, 1946, 1947/СССР-1947, 1948, 1949, 1950/СССР-1950, 1951, 1952/СССР-1952, 1953/СССР-1953/США-1953, 1954/СССР-1954, 1955/СССР-1955, 1956, 1957, 1968, 1959, 1960, 1961/СССР-1961, 1962, 1963/СССР-1963, 1964, 1965/СССР-1965, 1966, 1967, 1968, 1969, 1970, 1971, 1972, 1973/СССР-1973, 1974, 1975, СССР-1975, 1976, 1977, 1978, 1980, 1981/СССР-1981, 1982, 1983,1984/СССР-1984, 1985 , 1986, 1987, 1988, 1989/СССР-1989, 1990, 1991, 1992, 1993, 1994/РФ-1994, 1995, 1996, 1996, 1997, 1998, 1999/РФ-1999.
Tags: 1950-е, 20 век в цвете, Авто-мото, Автобусы и троллейбусы, Автопром СССР, СССР в фото
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 24 comments