?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Кстати, сегодня сделал отдельный тег по Симферополю, хотя постов о нём в базе блоге пока маловато.

Оригинал взят у crimeahistor в К 100-летию Симферопольского трамвая
31 июля (13 августа по новому стилю) 1914 года в губернском городе Симферополе была торжественно открыта трамвайная линия. И это был уже третий по счету (после Севастополя и Евпатории) трамвай полуострова.

Симферополь Поворот с улицы Ефремова на улицу Ленина.jpg



Интересно, что в отличие от первых двух своих «сестер» симферопольский электрический транспорт (впрочем, также как и ранее городские электрические лампочки) появился при помощи частного капитала. И причем самое интересное - не отечественного, а иностранного (!).
А все началось тремя годами ранее, когда в 1911 году был заключен тайный договор городской управы с двумя бельгийскими подданными. Последние внесли деньги в уставной капитал нового предприятия, образовав «Бельгийское анонимное общество симферопольских электрических трамваев и освещения».

здание трамвайного депо

В 1912 г. на ул. Гаспринского начала свою деятельность невиданная дотоле контора — «Управление трамваев и освещения Бельгийского анонимного общества в г. Симферополе»
Линия трамвая бельгийского "Анонимного общества симферопольских электрических трамваев и освещения" была открыта для пробного движения в июне 1914 г.. Регулярное сообщение заработало - 31 июля(13 августа по новому стилю) 1914 года. Первый трамвай с весёлым перезвоном покатил от железнодорожного вокзала к центру города. Это сугубо местное событие совпало с другим, эпохальным и трагическим — началом первой мировой войны.
Вообще сам трамвайный парк полностью состоял из восстановленных и отремонтированных трамваев. Грубо говоря, в Симферополь свозили из Европы трамвайный б\у и на месте "тюнинговали".

original (2)

Пассажирами в первый день были только зажиточные горожане, так как билет стоил достаточно дорого - 10 копеек в один конец "безъ пересадки". Но тому было оправдание, уже началась Первая мировая война, и весь сбор пошёл, как было написано на трамвайном билете, "въ пользу семействъ запасныхъ и ратниковъ ополчена призванныхъ на войну и учащихся городск. начальн. школъ". Позже стоимость поездки на трамвае снизилась до 3 копеек.
В период революции и гражданской войны трамвай почти не работал.
После гражданской трамвайное движение вновь открылось только 12 марта 1924 года и проработало до ноября 1941 года.

трамвай по Пушкинской

За три года немецко-фашисткой оккупации, гитлеровцы разграбили город. В частности — полностью вывезли в Германию Симферопольский авторемонтный завод, всё ценное оборудование локомотивного депо, всё сколько-нибудь пригодное оборудование заводов, фабрик, электростанции. Новые хозяева вывезли в Германию также трамвайный контактный медный провод и металлические части вагонов — на переплавку.
Иногда, по рельсам города курсировала чудовищная колесница - трамвай в человеческой упряжке: на сиденьях открытого вагона — самодовольные нацисты, в сбруе — заключённые из местного концлагеря, который находился в районе совхоза «Красный»…

К моменту освобождения Симферополя в 1944 году даже не существовало электростанций, контактной сети, подвижного состава и большей части путей. Так симферопольскому трамваю пришлось пережить свое третье рождение. Полностью движение было восстановлено 2 декабря 1946 г.

трамвай (50-е гг.)

Однако мене чем, через 20 лет - 9 октября 1965 г. городское трамвайное управление перестало существовать, как самостоятельное предприятие и в качестве трамвайного парка вошло в состав Крымского трамвайно-троллейбусного управления. Последний симферопольский трамвай прошёл по городу 30 ноября 1970 г. По одной из версий - депо закрыли по причине загруженности городских дорог. Городские власти, таким образом, сделали ставку на троллейбус, который всего за несколько лет полностью вытеснил своего старшего «рогатого» брата с городских улиц.

Первый троллейбус и последний трамвай на перекрестке в центре Симферополя
Симферопольский трамвай-1

Подвижной состав был передан в Евпаторию, последний крымский город, где сохранился трамвай. Кстати именно там сегодня можно увидеть практически раритетные и чудом сохранившиеся вагоны немецкой «Готы» из Симферопольского депо. Ну а на территории бывших ремонтных мастерских и трамвайного управления – сегодня новостройки…

образец городского трамвая в музее истории Симферополя

Comments

( 6 comments — Leave a comment )
kneiphof
Nov. 19th, 2015 08:37 am (UTC)
Интересный материал. Вот только в участии бельгийского капитала в строительстве трамвая нет ничего удивительного. Бельгийцы были трамвайными магнатами в мировом масштабе (буквально - от Бразилии до Китая). Я сам работал с архивами бельгийских "анонимных трамвайных обществ" в Брюсселе. Вот правда по симферопольскому трамваю материлы не попадались (зато попадались по Киеву, Казани и еще паре городов, уже не помню точно, каких).
visualhistory
Nov. 19th, 2015 08:44 am (UTC)
Меня больше заинтересовала информация о 26 трамвайных вагонах из Кёнигсберга, которые в 1946 году передали в Симферополь. При том, что в самом Калининграде к 1950 году удалось восстановить лишь 20% трамвайного парка.
kneiphof
Nov. 19th, 2015 09:07 am (UTC)
Перечитал пост - не увидел такой информации...

Как добирусь к выходным до своей домашней библиотеки - посмотрю, есть ли в литературе упоминание о таком факте.
visualhistory
Nov. 19th, 2015 09:09 am (UTC)
Информация отсюда: http://vkrimea.blogspot.ru/2010/02/blog-post_12.html
visualhistory
Nov. 19th, 2015 09:10 am (UTC)
Кёнигсбергские трамваи ходили в Симферополе до 1968 года.
nkps
Nov. 19th, 2015 07:42 pm (UTC)
Жалко, конечно. Не только в нынешние "рыночные" времена уничтожается трамвай. При "плане" рельсовые погромы происходят резче и жестче.

Представляется, что как раз в 70-х гг. автолоббизм был весьма силен.
( 6 comments — Leave a comment )

Profile

visualhistory
visualhistory

Latest Month

October 2019
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Tags

free counters



История и современность

Locations of visitors to this page

История и современность
Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner