?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Конка (конно-железная городская дорога, конный трамвай) является одним из старейших в мире видов общественного городского транспорта наряду с омнибусом ("конным автобусом").
Первая в мире конка появилась в американском городе Балтимор в 1828 году, она была каретного типа. В Европе каретные конки первыми ввели австрийцы в 1830-е гг., они же создали в 1837 году первую европейскую конку вагонного типа. Для сравнения, в Париже конка была пущена только в 1853 или 1855 году.
В России первая конка появилась в Петербурге, сначала грузовая (1860), а затем и пассажирская (1863). В Москве конный трамвай открылся в 1872 году, в Казани - 1875, Одессе - 1880, Харькове и Риге - 1882, Тифлисе - 1883. Последнюю конку Российской империи открыли аж в 1915 году в г. Нежин Черниговской губернии. Как ни удивительно, но одну конку открыли даже в СССР, в уральском Ирбите в 1926 году.
Хотя конка считается предшественником электрического трамвая, обе системы во многих городах продолжали работать параллельно на протяжении нескольких лет. В Нижнем Новгороде конку умудрились создать через 12 лет после появления там электрического трамвая (наверное, единственный случай в мире).
На территории СССР последние конки закрылись к 1930 году, в зарубежных странах кое-где дотянули до 1950-х. В настоящее время историческая конка продолжает действовать в режиме общественного транспорта только в одной стране мира (в столице Острова Мэн городе Дуглас).
Под катом предварительный список систем конного трамвая на территории в послевоенных границах СССР.
Буду благодарен за любые уточнения и дополнения.

Конка в Санкт-Петербурге.jpg

ИТАК, ГДЕ И КОГДА У НАС БЫЛА КОНКА:



Абинская, станица (1914-1919)
Баку (1882 или 1889-1924)
Балдоне - Икшкиле (1920е-1941), для обслуживания курортников
Белгород-Днестровский (1904-1930)
Бердичев (1892-1921)
Вильнюс (1893-1916)
Воронеж (1891-1922)
Гагра (1903-1918), шла от гостиниц до купален на берегу моря.
Ереван (1906-1918)
Ирбит (1926-1933)
Казань (1875-1900)
Каунас (1893-1926 или 1929)
Кёнигсберг, ныне Калининград (1881-1901)
Киев (1891-1894)
Кишинёв (1888-1914)
Крымская, станица (1921-1932)
Львов (1880-1909)
Минск (1892-1928)
Могилёв (1910-1920)
Москва (1872-1912)
Нежин (1915- примерно до 1925)
Нижний Новгород (1908- 1918)
Николаев (1897-1921)
Одесса (1880-1923)
Поти (1905-1932)
Псков (1909-1911)
Ревель, ныне Таллин (1888-1919)
Рига (1882-1909)
Ростов Великий, грузовая (1902-1921)
Ростов-на-Дону (1887-1902)
Самара (1895-1917)
Санкт-Петербург (1863-1917)
Саратов (1887-1909)
Харьков (1882-1918 или 1919)
Ташкент (1901-1913)
Тифлис (1883-1910)
Тула (1888-1919)



Планирую ещё пост или два по фотоистории конки.

Кстати, по сведениям за 1890 год протяжение конных железных дорог составляла:

США — 8955,8 км.
Германия — 1286 км.
Россия — около 600 км.
Голландия — 592 км.
Франция — 508 км.
Бельгия — 404 км.
Англия — 343 км.
Италия — 223 км.
Австро-Венгрия — 222 км.
Дания — 61 км.
Швейцария — 28 км.

Интересная цифра по США, да? В этой стране конкой обзавелись даже городки, где насчитывалось только 250 жителей.

Comments

( 28 comments — Leave a comment )
bloginmydreams
Nov. 21st, 2015 04:46 pm (UTC)

огромное спасибо!

vikond65
Nov. 21st, 2015 04:49 pm (UTC)
Первая европейская конка "вагонного" типа появилась в Австро-Венгрии в 1837 году, а "каретного", как в Балтиморе, - на несколько лет раньше.
http://vikond65.livejournal.com/262934.html
visualhistory
Nov. 21st, 2015 05:29 pm (UTC)
Спасибо, не знал!
vikond65
Nov. 21st, 2015 05:37 pm (UTC)
Не за что :)
Josef Kats
Nov. 21st, 2015 07:59 pm (UTC)
Оменная подборка, спасибо!
Josef Kats
Nov. 21st, 2015 06:22 pm (UTC)
Стоит упомняуть конку в дачном местечке Балдоне. Открыта то ли в начале 20 века, то ли в 1920, почила в Бозе в 1941 году.
Главный прикол, впрочем, заключался в том, что линия включала в себя еще и ...паромную переправу http://transit.parovoz.com/masstransit/?ID=517
Josef Kats
Nov. 21st, 2015 06:23 pm (UTC)
В 1938 году одна из Берлинских газет написала, что это единственный в Европе конный поезд!
Вот, что писала В. Вилеруша в своей книге "Gājens":
В Икшкиле долгие годы было то, чего не было ни у одной другой волости- конный трамвай. Его называли "trulītis". Каждый год его сдавали в аренду на торгах и летом пасажиров было хоть отбавляй. На поезде можно было доехать до вокзала Икшкиле и почти каждый поезд поджидал трамвайчик.
Два маленьких вагончика с открытыми окошками, влекомые лошадьми, ехали вниз к берегу реки, где у усадьбы, была переправа. Люди и лошади переправлялись на пароме на другую сторону и там их уже пожидали вагончики, в них впрягали лошадей и поездка продолжалась уже в прекрасном лесу на 11-12 километров до Балдоне.
Плата была не высокой, потому как пасажиров было всегда много, даже дети могли часто кататься. Некоторые смельчаки даже катались, прицепившись сзади.
Останавливался такой трамвайчик у каждого дома, по надобности.
Он курсировал вплоть до 1941 без перерыва. Во время войны немецкая армия демонтировала рельсы.
visualhistory
Nov. 21st, 2015 06:29 pm (UTC)
Никогда не слыхал про населённый пункт с таким экзотическим названием))
Где-то в Прибалтике?
Josef Kats
Nov. 21st, 2015 06:49 pm (UTC)
Да, это недалеко от Риги. Линия связывала Балдоне с Икшикле - местом начала немецкой колнизации края в конце 12 века (руины замка и церкви присутствуют).
visualhistory
Nov. 21st, 2015 06:53 pm (UTC)
Спасибо! Век живи, век учись))
Я как раз сейчас изучаю информацию о всяких малоизвестных конках, которые выпали из общей истории транспорта. В Поти и Гаграх, например.
Josef Kats
Nov. 21st, 2015 07:59 pm (UTC)
Да, я тоже, почему-то, подумал, что наверняка где-нибудь в портовых городах "южных морей" наверняка были какие-то малоизвестные системы...
spupper
Nov. 22nd, 2015 04:15 pm (UTC)
В Гаграх конка шла от купален, мимо гостиниц, до пристани у крепости Абаата. Построена в 1902 г., разобрана в 20-х.

Edited at 2015-11-22 04:16 pm (UTC)
visualhistory
Nov. 22nd, 2015 04:29 pm (UTC)
Спасибо за уточнение! А про 1902 г.- это достоверно?
spupper
Nov. 22nd, 2015 05:22 pm (UTC)
Не могу точно утверждать, что это была уже конка, но пути были в работе уже к апрелю 1902 г. В одном из источников указано:
- Мы проехали в вагонетке по Дековиллевской железной дороге к устью реки Гагрипши в трех верстах от Гагр (рассказчик жил в гостинице, которая стояла у крепости Абаата).
spupper
Nov. 22nd, 2015 05:26 pm (UTC)
Кстати, эти пути продолжались и вглубь Жоэкварского ущелья, но чтобы туда ходила конка, не слышал. Скорее всего это была товарная ветка к мастерским. Такая же ветка выходила прямо на старую пристань (см. фото Прокудина-Горского), а также к складам, стоявшим на месте нынешнего Комсомольского парка.
visualhistory
Nov. 22nd, 2015 05:54 pm (UTC)
Неужели это рельсы конки, а не лодочной тележки?
http://www.veinik.by/foto/1601-1700/1697l.jpg
spupper
Nov. 22nd, 2015 06:44 pm (UTC)
На схеме Гагринской Климатической станции, предположительно 12-13 г.г, видно, что эта ветка составляет с основной (вдоль шоссе) и другими ветками, о которых писал выше, единую систему.

Но пассажирская конка, видимо, ходила только от ванн у Гагрипшского ущелья до домов рабочих в начале Жоэкварского ущелья, где сейчас ж/д мост (в этом месте конка есть на старом фото), т.к. закругление ответвления к пристани (также видно на одном из старых фото) отходит со стороны Жоэкварского ущелья, а не со стороны ванн. Поэтому, скорее всего, к пристани идет товарная ветка от мастерской в глубине Жоэкварского ущелья.

Кстати, от пристани были ответвления вдоль берега влево (к дому фелюжников), и вправо (вокруг крепости Абаата, мимо складов, соединялась с путями в ущелье). Эти пути видны и на фото П.-Г.

С пристани по ним везли все грузы, которые поднимали с фелюг. Все суда, которые заходили в Гагры, вставали на рейд, не походя к короткой пристани. Люди и грузы перегружались на фелюги и только таким образом доставлялись на берег.
visualhistory
Nov. 22nd, 2015 07:17 pm (UTC)
Понятно, спасибо за столь подробную информацию!
c_bright
Nov. 21st, 2015 08:46 pm (UTC)
Гердауэн - ныне Железнодорожный Калининградской области. Рельсы до сих пор сохранились.
visualhistory
Nov. 21st, 2015 08:48 pm (UTC)
Интересно, а есть ли ссылка на какой-нибудь текст об этой конке?
Josef Kats
Nov. 21st, 2015 10:56 pm (UTC)
А это была именно конка, а не узкоколеная дорога в соседний город? Чисто теоретически - куда там в Гердауэне было ездить даже в лучшие-то годы?
anonim12
Nov. 21st, 2015 09:25 pm (UTC)
Почему в списке нет Киева?
visualhistory
Nov. 21st, 2015 09:40 pm (UTC)
Я первый раз слышу о киевской конке, но сейчас добавлю, конечно.
anonim12
Nov. 21st, 2015 09:48 pm (UTC)
Ха, человек, интересующийся ГЭТ, историю киевского трамвая знать обязан.
visualhistory
Nov. 21st, 2015 09:52 pm (UTC)
Да, прокол. Но киевская конка появилась всего за год до трамвая и исчезла так быстро, что о ней мало кто помнит.
anonim12
Nov. 21st, 2015 09:56 pm (UTC)
Тем не менее. Полезное чтиво http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=4719396
Коротко здесь - http://www.mashke.org/kievtram/texts/11august.html

Edited at 2015-11-21 10:26 pm (UTC)
visualhistory
Nov. 21st, 2015 10:44 pm (UTC)
Спасибо!
linkotema
Nov. 22nd, 2015 07:10 am (UTC)
дддддааааа
Ох. А я так многое и не знала, оказывается!
( 28 comments — Leave a comment )

Profile

visualhistory
visualhistory

Latest Month

October 2019
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Tags

free counters



История и современность

Locations of visitors to this page

История и современность
Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner