?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Конка (конно-железная городская дорога, конный трамвай) является одним из старейших в мире видов общественного городского транспорта наряду с омнибусом ("конным автобусом").
Первая в мире конка появилась в американском городе Балтимор в 1828 году, она была каретного типа. В Европе каретные конки первыми ввели австрийцы в 1830-е гг., они же создали в 1837 году первую европейскую конку вагонного типа. Для сравнения, в Париже конка была пущена только в 1853 или 1855 году.
В России первая конка появилась в Петербурге, сначала грузовая (1860), а затем и пассажирская (1863). В Москве конный трамвай открылся в 1872 году, в Казани - 1875, Одессе - 1880, Харькове и Риге - 1882, Тифлисе - 1883. Последнюю конку Российской империи открыли аж в 1915 году в г. Нежин Черниговской губернии. Как ни удивительно, но одну конку открыли даже в СССР, в уральском Ирбите в 1926 году.
Хотя конка считается предшественником электрического трамвая, обе системы во многих городах продолжали работать параллельно на протяжении нескольких лет. В Нижнем Новгороде конку умудрились создать через 12 лет после появления там электрического трамвая (наверное, единственный случай в мире).
На территории СССР последние конки закрылись к 1930 году, в зарубежных странах кое-где дотянули до 1950-х. В настоящее время историческая конка продолжает действовать в режиме общественного транспорта только в одной стране мира (в столице Острова Мэн городе Дуглас).
Под катом предварительный список систем конного трамвая на территории в послевоенных границах СССР.
Буду благодарен за любые уточнения и дополнения.

Конка в Санкт-Петербурге.jpg

ИТАК, ГДЕ И КОГДА У НАС БЫЛА КОНКА:



Абинская, станица (1914-1919)
Баку (1882 или 1889-1924)
Балдоне - Икшкиле (1920е-1941), для обслуживания курортников
Белгород-Днестровский (1904-1930)
Бердичев (1892-1921)
Вильнюс (1893-1916)
Воронеж (1891-1922)
Гагра (1903-1918), шла от гостиниц до купален на берегу моря.
Ереван (1906-1918)
Ирбит (1926-1933)
Казань (1875-1900)
Каунас (1893-1926 или 1929)
Кёнигсберг, ныне Калининград (1881-1901)
Киев (1891-1894)
Кишинёв (1888-1914)
Крымская, станица (1921-1932)
Львов (1880-1909)
Минск (1892-1928)
Могилёв (1910-1920)
Москва (1872-1912)
Нежин (1915- примерно до 1925)
Нижний Новгород (1908- 1918)
Николаев (1897-1921)
Одесса (1880-1923)
Поти (1905-1932)
Псков (1909-1911)
Ревель, ныне Таллин (1888-1919)
Рига (1882-1909)
Ростов Великий, грузовая (1902-1921)
Ростов-на-Дону (1887-1902)
Самара (1895-1917)
Санкт-Петербург (1863-1917)
Саратов (1887-1909)
Харьков (1882-1918 или 1919)
Ташкент (1901-1913)
Тифлис (1883-1910)
Тула (1888-1919)



Планирую ещё пост или два по фотоистории конки.

Кстати, по сведениям за 1890 год протяжение конных железных дорог составляла:

США — 8955,8 км.
Германия — 1286 км.
Россия — около 600 км.
Голландия — 592 км.
Франция — 508 км.
Бельгия — 404 км.
Англия — 343 км.
Италия — 223 км.
Австро-Венгрия — 222 км.
Дания — 61 км.
Швейцария — 28 км.

Интересная цифра по США, да? В этой стране конкой обзавелись даже городки, где насчитывалось только 250 жителей.

Comments

visualhistory
Nov. 21st, 2015 05:29 pm (UTC)
Спасибо, не знал!
vikond65
Nov. 21st, 2015 05:37 pm (UTC)
Не за что :)

Profile

visualhistory
visualhistory

Latest Month

November 2019
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Tags

free counters



История и современность

Locations of visitors to this page

История и современность
Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner