visualhistory (visualhistory) wrote,
visualhistory
visualhistory

Categories:

Эпоха Студебеккеров: "грузовик Победы" на дорогах послевоенного СССР

Не так давно у нас был пост Звезда ленд-лиза номер 1, об американском полноприводном грузовике Studebaker модели US6, который поступал по ленд-лизу в СССР в 1942-45 гг. Всего было поставлено около 190 тыс. машин, что лишь немногим меньше совокупного производства всего советского автопрома за все военные годы.
Мощные и выносливые "Студики" основной "рабочей лошадкой" Красной Армии на пути к Берлину. Они стали одним из символов той эпохи и по праву заслужили право называться "грузовиком Победы".
К сожалению, по условиям ленд-лиза СССР должен был вернуть после окончания войны всю уцелевшую технику американцам. А те не собирались делать красивых жестов и дарить обескровленной и разрушенной стране столь нужные ей (и абсолютно ненужные самим США) автомобили. Делать нечего, грузовики и джипы отправлялись на сборные пункты в Архангельске и Мурманске, где американцы тут же пускали их под пресс и грузили на свои корабли уже в виде металлолома. Глядя на такое непотребство, советские люди всё-таки заныкали часть ленд-лизовской техники, в том числе порядка 60.000 Студеров. Цифра не Бог весть какая, но в народном хозяйстве они очень пригодились, исправно работая по 10-15 лет и более.
Встречал в Сети утверждение, что эти "заныканные" грузовики были спрятаны подальше от посторонних глаз в глухих колхозах, однако внимательное изучение фотодокументов показывает, что это не так. "Студики" до конца 1950-х в немалых количествах разъезжали по Москве и другим крупным городам СССР, на виду у американцев. Но те, очевидно, не стали устраивать по этому поводу скандала.
Этот пост посвящен легендарным Студебеккерам на дорогах послевоенного СССР.

В целом машину довольно легко опознать в общем автопотоке даже на фоне весьма похожих по дизайну ГАЗ-51: три оси, высокие Г-образные крылья, очень широкий передний бампер. Тем не менее, иногда можно перепутать издалека с грузовиком GMC который тоже поставлялся в СССР в годы войны. Так что поправьте, если где перепутал.

На въезде в Москву, 1947:
1947 На въезде в Москву.jpg

Москва, пл. Маяковского, 1947:
1947 ноябрь Площадь Маяковского.jpg

Москва, 1947:
Москва Студебеккер 1947 Thomas D. Mcavoy.jpg

Москва, 1947:
Москва Студебеккер на автозаправке 1947.jpg

Москва, 1948:
1948 Москва. Вид на Колпачного переулка с ул. Чернышевского (Покровку)..jpg

Москва, Земляной вал, 1952:
Москва  Земляной вал - Воронцово Поле 1952.jpg

Москва, Кутузовский, 1956:
1956 frid10243lg.jpg

На высоком разрешении видно сразу два Студера, хотя один может быть и GMC.

Москва, пл. Лермонтова, 1957:
1957 Лермонтова пл..jpg

Здесь мы видим самодельный автобус (барбухайку) на базе Студера.

Москва, 1958:
1958 Moscow.jpg

Теперь другие места в Союзе.

Норильский автобус на шасси грузовика Studebаker US 6, послевоенные годы:
Норильский автобус на шасси американского грузовика Studebаker US 6.jpg

Алтайский край, 1946-47:


Баку, 1947:


Тбилиси, 1947:
1947 Тбилиси.jpg

Краснодар, заготовка шпал, 1948:
Краснодар. Заготовка шпал, 1948 год.jpg

Саратов, 1948:
1948 Саратов.jpg


Рыбинск, технический осмотр автомашин, 1950:
1950 Рыбинск Технический осмотр автомашин.jpg

Минск, улица Московская, 1953:
1953 Минск. Улица Московская.jpg

Минск, Велосипедный завод, грузовики GMC и Студебекер, 1954:
1954 Минск Велосипедный завод, грузовики GMC и Студебекер.jpg

Таллин, 1954:


Минск. пл. Якуба Коласа, 1956:
1956 Минск. Площадь Якуба Коласа. Идет активная застройка.jpg

Студер или GMC?

Тула, пл. Восстания, 1956:
1956 Тула Пл. Восстания2.jpg

Витебск, 1950-е:
1950е Витебск12.jpg

Импровизированный школьный автобус, 1950-е:


Омск, мельница, 1950-е:
Омская мельница ГИАОО, фотофонд, фонд М.В. Горохова..jpg

Ржев, 1960-е:
Ржев 1960е18.jpg

Как я уже писал выше, иногда попадаются похожие на "Студер" другие ленд-лизовские грузовики.

Загорск, 1947 год:
1947 Загорск.jpg

Что за машины?

Минск, 1948-49. Грузовик GMC и американский грейдер:


Ташкент, 1953:
1953 Tashkent Navoi st.jpg

Студер там или не Студер?


Немного снимков не по теме поста, но про Студер.

Подписано как "Американские грузовики Студебеккер на складе командования Красной Армии":
Американские грузовики Студебеккер на складе командования Красной Армии..jpg

В годы войны:
Studebaker US6.jpg

Рига, 1982, уже клубный ретро-автомобиль:
Рига 1982.jpg

Рижский автомузей, экспонат был задействован на заводе по производству сухого молока в Аизпуте до конца 1980-х годов:
Рижский автомузей экспонат был задействован на заводе по производству сухого молока в Аизпуте до конца 1980-х годов.jpg

Парад Победы, 1945:
1945 Парад Победы.jpg

БМ-13Н "Катюша" на современном параде в Москве:
БМ-13Н Катюша.jpg

Эта машина заслужила отдельного памятника.

Сейчас набираю такой же пост по американским джипам на дорогах послевоенного СССР. Уже есть немало, но буду рад ссылкам от читателей.
Да и этот пост можно дополнять.
Tags: 1940-е, 1950-е, Авто-мото, Грузовики, Культовое, СССР в фото
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 21 comments