?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Не так давно у нас был пост Звезда ленд-лиза номер 1, об американском полноприводном грузовике Studebaker модели US6, который поступал по ленд-лизу в СССР в 1942-45 гг. Всего было поставлено около 190 тыс. машин, что лишь немногим меньше совокупного производства всего советского автопрома за все военные годы.
Мощные и выносливые "Студики" основной "рабочей лошадкой" Красной Армии на пути к Берлину. Они стали одним из символов той эпохи и по праву заслужили право называться "грузовиком Победы".
К сожалению, по условиям ленд-лиза СССР должен был вернуть после окончания войны всю уцелевшую технику американцам. А те не собирались делать красивых жестов и дарить обескровленной и разрушенной стране столь нужные ей (и абсолютно ненужные самим США) автомобили. Делать нечего, грузовики и джипы отправлялись на сборные пункты в Архангельске и Мурманске, где американцы тут же пускали их под пресс и грузили на свои корабли уже в виде металлолома. Глядя на такое непотребство, советские люди всё-таки заныкали часть ленд-лизовской техники, в том числе порядка 60.000 Студеров. Цифра не Бог весть какая, но в народном хозяйстве они очень пригодились, исправно работая по 10-15 лет и более.
Встречал в Сети утверждение, что эти "заныканные" грузовики были спрятаны подальше от посторонних глаз в глухих колхозах, однако внимательное изучение фотодокументов показывает, что это не так. "Студики" до конца 1950-х в немалых количествах разъезжали по Москве и другим крупным городам СССР, на виду у американцев. Но те, очевидно, не стали устраивать по этому поводу скандала.
Этот пост посвящен легендарным Студебеккерам на дорогах послевоенного СССР.

В целом машину довольно легко опознать в общем автопотоке даже на фоне весьма похожих по дизайну ГАЗ-51: три оси, высокие Г-образные крылья, очень широкий передний бампер. Тем не менее, иногда можно перепутать издалека с грузовиком GMC который тоже поставлялся в СССР в годы войны. Так что поправьте, если где перепутал.

На въезде в Москву, 1947:
1947 На въезде в Москву.jpg

Москва, пл. Маяковского, 1947:
1947 ноябрь Площадь Маяковского.jpg

Москва, 1947:
Москва Студебеккер 1947 Thomas D. Mcavoy.jpg

Москва, 1947:
Москва Студебеккер на автозаправке 1947.jpg

Москва, 1948:
1948 Москва. Вид на Колпачного переулка с ул. Чернышевского (Покровку)..jpg

Москва, Земляной вал, 1952:
Москва  Земляной вал - Воронцово Поле 1952.jpg

Москва, Кутузовский, 1956:
1956 frid10243lg.jpg

На высоком разрешении видно сразу два Студера, хотя один может быть и GMC.

Москва, пл. Лермонтова, 1957:
1957 Лермонтова пл..jpg

Здесь мы видим самодельный автобус (барбухайку) на базе Студера.

Москва, 1958:
1958 Moscow.jpg

Теперь другие места в Союзе.

Норильский автобус на шасси грузовика Studebаker US 6, послевоенные годы:
Норильский автобус на шасси американского грузовика Studebаker US 6.jpg

Алтайский край, 1946-47:


Баку, 1947:


Тбилиси, 1947:
1947 Тбилиси.jpg

Краснодар, заготовка шпал, 1948:
Краснодар. Заготовка шпал, 1948 год.jpg

Саратов, 1948:
1948 Саратов.jpg


Рыбинск, технический осмотр автомашин, 1950:
1950 Рыбинск Технический осмотр автомашин.jpg

Минск, улица Московская, 1953:
1953 Минск. Улица Московская.jpg

Минск, Велосипедный завод, грузовики GMC и Студебекер, 1954:
1954 Минск Велосипедный завод, грузовики GMC и Студебекер.jpg

Таллин, 1954:


Минск. пл. Якуба Коласа, 1956:
1956 Минск. Площадь Якуба Коласа. Идет активная застройка.jpg

Студер или GMC?

Тула, пл. Восстания, 1956:
1956 Тула Пл. Восстания2.jpg

Витебск, 1950-е:
1950е Витебск12.jpg

Импровизированный школьный автобус, 1950-е:


Омск, мельница, 1950-е:
Омская мельница ГИАОО, фотофонд, фонд М.В. Горохова..jpg

Ржев, 1960-е:
Ржев 1960е18.jpg

Как я уже писал выше, иногда попадаются похожие на "Студер" другие ленд-лизовские грузовики.

Загорск, 1947 год:
1947 Загорск.jpg

Что за машины?

Минск, 1948-49. Грузовик GMC и американский грейдер:


Ташкент, 1953:
1953 Tashkent Navoi st.jpg

Студер там или не Студер?


Немного снимков не по теме поста, но про Студер.

Подписано как "Американские грузовики Студебеккер на складе командования Красной Армии":
Американские грузовики Студебеккер на складе командования Красной Армии..jpg

В годы войны:
Studebaker US6.jpg

Рига, 1982, уже клубный ретро-автомобиль:
Рига 1982.jpg

Рижский автомузей, экспонат был задействован на заводе по производству сухого молока в Аизпуте до конца 1980-х годов:
Рижский автомузей экспонат был задействован на заводе по производству сухого молока в Аизпуте до конца 1980-х годов.jpg

Парад Победы, 1945:
1945 Парад Победы.jpg

БМ-13Н "Катюша" на современном параде в Москве:
БМ-13Н Катюша.jpg

Эта машина заслужила отдельного памятника.

Сейчас набираю такой же пост по американским джипам на дорогах послевоенного СССР. Уже есть немало, но буду рад ссылкам от читателей.
Да и этот пост можно дополнять.

Comments

( 21 comments — Leave a comment )
oldpapuas
Nov. 23rd, 2015 05:21 pm (UTC)
Studebaker US6 выпускался в 13 вариантах исполнения. Скорее всего, на фото один из вариантов - или U1, или U2. Бо наиболее известен вариает U3, нам тогда не на что было ставить "Катюши". Мы тут с одним местным спецом вчера рубились на эту тему. Бо он один из вариантов "студера" выдаёт за - "испытания ГАЗ-63 начались в 1942-1943 году". Но почему-то - с кабиной от "студера". Эта легенда ушла даже в сериал "Красной Звезды" о нашем автопроме, и в годы Войны в частности.


Edited at 2015-11-23 05:22 pm (UTC)
finish12
Nov. 23rd, 2015 06:05 pm (UTC)
Все таки нет худа без добра(ну или добра без худа)... Оставь нам американцы все эти сотни тысяч "Студеров", да ещё и продолжали бы поставлять и после войны, не было бы тогда у нас ни МАЗа, ни КАМАЗа, ни КрАЗа... Прочно бы мы сели на иглу американского автопрома...
techwork
Nov. 23rd, 2015 07:38 pm (UTC)
они и оставили - все эти легенды о том что большинство машин американцы пустили под пресс не более чем легенды.
morved
Nov. 24th, 2015 08:44 am (UTC)
С чего бы это вдруг? До войны зарубежные автопроизводители из кожи лезли чтобы СССР покупал у них автомобили, но это не помешало созданию ГАЗа и перестройке ЗИСа и ЯАЗа. А с учетом того дифицита грузовиков который был в послевоенном СССР они бы кардинально ничего не изменили.
finish12
Nov. 24th, 2015 05:58 pm (UTC)
Напомните, когда Советский Союз начал массовый выпуск грузовиков с колесной формулой 6х6?
А американцы вполне себе могли занять эту нишу на нашем авторынке уже в 1945. Они действующую армию в условиях войны, смогли полностью обеспечить парком грузовиков меньше, чем за 2 года. А тут в мирное время. А если бы ещё и завод построили? Но с комплектующими из-за океана? Или Европы?
Все таки, не очень умные эти буржуи заокеанские...) Такой шанс упустили)))
morved
Nov. 25th, 2015 07:29 am (UTC)
З'їсть-то він з'їсть, тільки хто ж йому дасть!

С концессиями СССР обжегся еще в 20-е и вероятности появления завода тем более с комплектующими из-за рубежа равна нулю. Да и сомневаюсь что американское правительство будет спокойно смотреть как какой-то автопроизводитель будет укреплять военную мощь СССР чай мы не гитлеровкая Германия с ее Опелем и Фордом.

Вообще американцам за свои полноприводные грузовики нужно французов благодарить на деньги которых они и освоили их серийное производство еще до войны. Иначе так бы и воевали на коммерческих грузовиках малоприспособленных для условий войны.

=Они действующую армию в условиях войны, смогли полностью обеспечить парком грузовиков меньше, чем за 2 года. А тут в мирное время.=

В военное время (не важно война WWII или холодная) обеспечить армию как раз проще - вот в мирное довоенное время у них это не получалось.

Ну и не забывайте что на территории США не прошла самая страшная из всех войн, не было эвакуации промышленности и не было нужды обеспечивать многомиллионную армию (светские автозаводы кто полностью кто частично были переключены на выпуск танков самоходок и тягачей, а также до кучи минометов, касок и прочего), и в этих условиях постановка в массовое производство Зис-151 спустя всего 2 года после того как это задание было передано заводу вызывает уважение.
idealist_t
Nov. 23rd, 2015 06:18 pm (UTC)
Очень интересно. Не знал, что студеры так долго работали.
kaschey_lp
Nov. 23rd, 2015 07:13 pm (UTC)
http://www.plam.ru/tehnauka/avtonashestvie_na_sssr_trofeinye_i_lendlizovskie_avtomobili/index.php - могучий портал в аккурат по теме. Подсел на чтение в там надолго.
visualhistory
Nov. 23rd, 2015 07:17 pm (UTC)
Спасибо, читал конечно.
francis_maks
Nov. 23rd, 2015 07:25 pm (UTC)
Дед хвалил. Отличная машина.

privalovsky
Nov. 23rd, 2015 08:07 pm (UTC)
Интересно, где именно сделано заглавное фото поста с памятниками Ленину и Сталину?
dennis22b
Nov. 23rd, 2015 09:50 pm (UTC)
Москва, пл. Лермонтова, 1957:Здесь мы видим самодельный автобус (барбухайку) на базе Студера.-Очень даже может быть что это ПАРМ списанный. Было где то у меня скан фото 60-х-у нас в Киеве Студер тягач, А насчет других иномарок-когда жил в Кривом Рогу-85-87 годы-рядом была автобаза-техничкой там был Додж 3/4-почему запомнил-Моделист-конструктор вышел с рассказом про Додж 3/4))).
visualhistory
Nov. 23rd, 2015 09:52 pm (UTC)
Будет у меня и про Додж отдельный пост.
dennis22b
Nov. 23rd, 2015 10:11 pm (UTC)
Кстати-на фото за рижским Студером послевоенный БМВ 500-й серии-в те то времена такой достать в Союзе это был прям подвиг-их же ограниченной серий выпустили.
evmeny
Nov. 24th, 2015 11:25 am (UTC)
В Ташкенте полстапервый
evmeny
Dec. 4th, 2015 11:50 am (UTC)
Chevrolet G7107 на улице послевоенного Омска

evmeny
Dec. 4th, 2015 01:00 pm (UTC)
Послевоенный Омск, Любинский проспект (ул. Ленина)
visualhistory
Dec. 4th, 2015 01:34 pm (UTC)
Спасибо!
vashu11
Apr. 5th, 2018 07:00 am (UTC)
// заныкали часть ленд-лизовской техники, в том числе порядка 60.000 Студеров.

Источник цифры не подскажете?
visualhistory
Apr. 6th, 2018 03:22 pm (UTC)
Сам вычислял, исходя из нескольких доступных цифр и процентов.
vashu11
Apr. 6th, 2018 09:21 pm (UTC)
Интересно. Пока я сам накопал только такие цифры -

htt ps://www.twi rpx.com/file/525674/ стр19 называется цифра возвратов по лендлизу до конца 45го 1.3 миллиона долларов - книга вообще отличная. Там же называется цифра в 1,140,000 Non-combat vehicles всего переданных по ленд-лизу.

В "Меморандум, касающийся оценки ленд-лизовских товаров, находившихся в распоряжении СССР после, окончания военных действий против Японии с конца лета 1945 г." (ht tp://fb 5.onl ine/b/603500/read#t24) количество оставшихся у союза авто оценивается в - 559,543, примерно половина.

На зарубежный форумах упоминают про уничтожение ht tps://forum.axis history.com/viewtopic.php?t=214523
// The point of either giving back or destroying or paying for those trucks and planes is that is what the agreement said when it was agreed to.

К концу войны Студебеккеров поставили немного больше 150 000 штук. Минус потери и износ - получаем что ваши 60 тыс. это по крайней мере половина уцелевших.

Буду очень благодарен, если сможете поделиться своими источниками и прикидками.
( 21 comments — Leave a comment )

Profile

visualhistory
visualhistory

Latest Month

October 2019
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Tags

free counters



История и современность

Locations of visitors to this page

История и современность
Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner