?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Наш проект 20 век в цвете был изначально задуман как сравнение "уличной жизни" различных стран на определённый год. Понятно, что такое сравнение в высшей степени условно, но всё же было интересно посмотреть, что из этого получится. Материал собран гигантский (по годам с середины 19 века), но формат для публикации так и не был выбран. Вероятно, в следующем году попробую разные варианты "сравнительной исторической урбанистики".

Пока для примера просто выложу снимки 1955 года.
Смотрим характер автопарка, одежду людей, уличную инфраструктуру.

Шталин-аллея, Восточный Берлин:


Просто клон московской улицы Горького, типичный образец социалистической "парадной архитектуры" - монументальные здания, широкие прямые проспекты, озеленение, минимум автотранспорта.

Сравним со столицей ФРГ Бонном (все снимки в этом посте 1955 года):

1955 bonn_zentrum_hauptbahnhof.jpeg

Понятно, что улицы разные по характеру, но в Бонне, кажется, не было прямого аналога Шталин-аллее.

Гамбург, опять на порядок больше автомобилей, да и людей тоже:
Hamburg, MцnckebergstraЯe

Гавана 1955-го - довольно богатый и высокоразвитый город, заполненный американскими автомобилями:
1955 Havana.jpg

Восточный колорит Гонконга, такая сверхобильная баннерная реклама встречается только в Японии и ещё некоторых странах Восточной Азии:
1955 Hong Kong2.jpg

Вообще, обилие яркой уличной рекламы - одно из главных внешних отличий капиталистических городов от социалистических. Конечно, в старых западно-европейских городах (особенно, в их исторических центрах) наружной рекламой старались не злоупотреблять.

А вот в США всегда любили большие и яркие баннеры.
В центральном Нью-Йорке такие гигантские креативные билборды становились своего рода достопримечательностью:
1955 Jane Russell in Underwater presented by Howard Hughes M.jpg

Таймс-сквер - это апофеоз наружной рекламы:
1955 New York City.jpg

К 1955-му американские города уже несколько десятилетий как полностью автомобилизированы. Дальше просто не куда.
Но ещё не везде успели демонтировать трамвайные системы.
В Лос-Анджелесе трамваи тогда ещё ходили даже по центральным улицам:
1955 LA Brand Boulevard on this the last day of service.jpg

Обращаем внимание и на разметку:
1955 LA Brand Boulevard on this the last day of service2.jpg

С середины 1950-х начинается закат эпохи эстакадного метро в крупных западных городах - его постепенно начинают демонтировать. Этот стальной гремящий колорит останется только в старых фильмах.

Ливерпуль:


Уже никогда потом не будут бегать над улицами Манхэттена поезда:
1955c NY 3rd Avenue Elevated by L Stelter.jpg

3-я авеню Нью-Йорка, это метро было самым старым в мире, после лондонского:
1955c NY 3rd Avenue Elevated by L Stelter A downtown train passing 115th Street.jpg

А здесь уже эстакаду успели срезать, остались одни столбы:
NY Only the pillars remain, looking south from 83rd Street, fall, 1955.jpg

Лондон сразу узнается по фирменным телефонным будкам, которых всё меньше остаётся в современных городах:
1955 London Charing Cross Road.jpg

Ручных тележек с товарами в Лондоне 2001 г. я, например, уже не застал. В 1955-м они были повседневностью, как и во всех европейских городах:
1955 London Covent Garden.jpg

В Москве к 1955-му гужевой транспорт давным давно уже запрещён, а в Лондоне - пожаалуйста:
1955 London Sloane Square.jpg

В Брюгге тоже видим гужевую повозку:
1955 Bruges Luis Marden.jpg

Нормальная сцена для Дублина 1955-го:
1955 Dublin street scene.jpg

Неожиданная сцена на окраине Мадрида, центр которого смахивал в 1955 году на Манхэттен, города так многолики:
1955 Madrid outskirts.jpg

И ведь это один и тот же город, снято в один день:
1955 Madrid Puerta del Sol.jpg

Теперь эта площадь Пуэрто-Дель-Соль после 4 реконструкций почти вся отдана пешеходам.
И дабблдеккеров в Испании давно нет.

И трамвай в Мадриде в 1970-е уничтожили:
1955 Madrid Toledo st.jpg

Кстати, всегда интересно смотреть - асфальт или брусчатка. В Мадриде, как и в Париже или Киеве, например, брусчатка продержалась на центральных улицах очень долго:
1955 Madrid3.jpg

А вот автопарк Мадрида 1955 года выглядит архаичным по сравнению с советским (не говоря уже про любой город Западного полушария).

Наверно, по брусчатке не очень комфортно было ездить редким мадридским велосипедистам:
1955 Plaza Cibeles in Madrid.jpg

Какие же разные улицы даже в пределах одной Европы!
В Женеве засилье велосипедистов:



Снимки стран третьего мира, сделанные 50-60-70 лет назад, частно приподносят сюрпризы.

Я думал, это какой-нибудь очень крутой город Запада, а это марокканский Рабат:
1955 Maroc, Rabat, la Poste.jpg

А это - крутейшая марокканская Касабланка, наследие проклятого французского колониализма:
1955 Casablanca, le Biarritz.jpg

А эти трущубы Третьего мира - французский Марсель всё того же 55-го:
1955 Marseille barracks.jpg

Исторические фотографии часто рушат стереотипы))) В реальности кругом контрасты и не всё так однозначно.

Эфиопская столица для 1955-го выглядит вплоне привычно, причём это вовсе не наследие колонизаторов, как во всех других африканских странах:
Ethiopia Alfred Eisenstaedt5.jpg

Монреаль, как и любой город в Западном полушарии, забит продукцией Детройта:
1955 Monreal.jpg

Опять хаос пёстрой наружной рекламы, но почему-то в ретроспективе это не раздражает, а создаёт приятный колорит))

Самый популярный открыточный вид Парижа, неописуемый шарм от того, что всё вокруг грязное, старое, ободранное, некрашенное:
1955 Montmartre Paris.jpg

В наши дни этот уголок не изменился архитектурно, но там совсем другой колорит.

Но конечно, и у Парижа было много лиц, Елисейские поля лоснились, а машины парковались прямо на тротуаре:
1955 Paris.JPG

Как же разительно европейские машины тогда отличались от американских! Плюс в Западной Европе были популярны скутеры:
1955 Willy Ronis Paris.jpg

Кстати, в Париже брусчатка и сейчас встречатеся весьма часто:
1955-2012 Paris Rue Oberkampf.jpg

А это очарование старой американской провинции, городок Невада в Калифорнии с элементами испанского колониального стиля:
1955 Nevada City California.jpg

Все обочины заставленны машинами, в России такое будет только через 50-60 лет.

А вот в английской провинции амтомобилей тогда было на порядок меньше, чем в американской:
1955 Schoolgirls climb Gold Hill past old abbey walls in Shaftesbury dorsetshire by Kathleen Revis.jpg

Сеул 55-го после военных разрушений и задолго до небоскрёбов:
1955 Seoul_2.jpg

Эти уличные мачты - один из главных элементов исчезнувшей городской культуры прошлого.
Правда, теперь их место занимают мачты ретрансляторов))

Сингапур 55-го кажется очень тихим и бедным, хотя на главных деловых улицах всё было, конечно, иначе:
1955 Singapore.jpg

Токийский торгово-деловой квартал Гинза:
1955 Ginza Tokyo.jpg

Типичный токийский хаос:
1955 Tokyo probably.jpg

А южной и юго-восточной Азии своя фишка - велорикши!
Типичный Банкок 1955 г. с инопланетной Татрой:
1955 Bangkok.jpg

Типично социалистический вид общественного транспорта - троллейбус - на улице новозеландского Крайстчёрча:
1955 Christchurch Trolleybus.jpg

Опять страна социализма - героически восстановленная из пепла Варшава, ни яркой рекламы, ни потока машин:
1955 Варшава.jpg
Кстати, нет дорожной разметки.

Советский трафик 1955 года сильно отличается в завимости от города. В Москве на центральных улицах машин не меньше, чем в Лондоне и Париже:

1955 Москва2.jpg

При этом легковушки выглядели вполне современного для Европы того времени:
1955 frid10259lg.jpg

Что интересно, в Москве 1955-го половину и более уличного траффика составляют грузовики, что было совершенно невероятным для любого западного города:
1955 Фридлянд frid10227lg.jpg
Интересная дорожная разметка.

За пределами Москвы улицы советских городов почти пустые, только общественный транспорт и весьма редкие автомобили. Трамвай находится в зените, хотя в крупнейших городах его уже активно изгоняют с центральных улиц.

Даже в Ленинграде на главном проспект города - одни автобусы, как в современном Пхеньяне:
1955 Невский.jpg
Опять нет дорожной разметки. И как здорово без наружной рекламы!

Владивосток:
1955 Vladivostok, ul.Lenina.jpg
И тут нет разметки.

Орёл:
1955c Орёл ул Ленина трамваи ходили 1898-1973.jpg

Теперь на этой улице в Орле не то что трамваи не ходят, она вообще стала пешеходной причём ещё в 1973 году.

Южно-Сахалинск:
Улица Ленина. Горисполком frid11349lg.jpg
Где дорожная разметка? Да и знаков дорожных практически не видно.

Несмотря на бедность населения в послевоенном СССР, велосипедный транспорт на улицах почти не встречается:
Улица Ленина. Горисполком1.jpg

Хотя вот Фридлянду в Южно-Сахалинске с восьмой попытки удалось поймать в кадр сразу двух велосипедистов на центральной улице!
Улица Ленина. Горисполком2.jpg

Я отобрал для поста лишь малую часть снимков, имевшихся у меня по 1955 году.
Получилось несколько сумбурно, но внимательные читатели, возможно, сделают гораздо больше наблюдений и выводов из этого фотообзора. Например, попытаются найти в нём хоть один подземный переход))
Если такой формат интересен, то буду делать и по другим годам.
Возможно, читатели предложат какие-то идеи, чтобы улучшить подачу материала.




Recent Posts from This Journal

Comments

( 28 comments — Leave a comment )
ser_stepanov
Dec. 30th, 2015 03:57 pm (UTC)
Трёхколесная инвалидка на фотографии с Красной площадью, это что за модель?
ser_stepanov
Dec. 30th, 2015 04:57 pm (UTC)
Нашёл!
Инвалидная мотоколяска СМЗ-С1Л.

http://zabarankoi.ru/node/11528


visualhistory
Dec. 30th, 2015 05:35 pm (UTC)
Да, это она.
subbotin_alex
Dec. 30th, 2015 04:00 pm (UTC)
Очень интересно!
che_ck
Dec. 30th, 2015 04:50 pm (UTC)
что-то у вас сегодня много орфографических ошибок: не куда, обочЕны, прИдложат... спешили, предновогодняя суета?))
А в целом очень интересно)

visualhistory
Dec. 30th, 2015 05:39 pm (UTC)
Спасибо, поправил. Спеллер на работе не работал))
che_ck
Dec. 30th, 2015 05:47 pm (UTC)
ок, поправьте еще "вниманительные читатели" в последнем абзаце))
С наступающим!))
visualhistory
Dec. 30th, 2015 05:48 pm (UTC)
Спасибо, и Вас также!
spam_for_you
Dec. 30th, 2015 05:12 pm (UTC)
Интересно
zegor
Dec. 30th, 2015 05:14 pm (UTC)
Все интересно! С вашего разрешения утащил к себе;)
sergio_vorsin
Dec. 30th, 2015 06:36 pm (UTC)
"Несмотря на бедность населения в послевоенном СССР, велосипедный транспорт на улицах почти не встречается"-потому что велик в СССР-это был почти что предмет роскоши.В школьные годы в нашем классе велосипеды были у двоих (я и ещё один пацан). На 38 человек.
londoncolor
Dec. 30th, 2015 07:09 pm (UTC)
очень интересно, спасибо!
kneiphof
Dec. 30th, 2015 07:21 pm (UTC)
Спасибо огромное!

Буду ждать продолжения серии с величайшим нетерпением! Для меня фотографий такой тематики много не бывает!

В Брюгге понравился "винрарнейший" автобус NMVB. NMVB - это не марка, а оператор, "Национальное общество местных железных дорог". Было основано в 1885 году для строительства и эксплуатации национальной (!) сети междугородных трамваев (оттуда и название), с 1920-х годов эксплуатировало также автобусы. После вмв войны систему междугородных трамваев общей протяженностью, емнип, более трех тысяч километров закрыли за исключением береговой линии. В 1991 году NMVB поделили на фламандскую De Lijn и валлонскую TEC.

Кстати, в 1951 году Брюгге первым из бельгийских городов отказался от трамвая. Тогда городские власти невероятно гордились этим достижением, считая замену трамвая автобусами символом прогресса.






Edited at 2015-12-30 07:23 pm (UTC)
spupper
Dec. 30th, 2015 07:38 pm (UTC)
Мне показалось вид на первом фото больше похож на Ленинский пр-т 70-х.

Edited at 2015-12-30 07:39 pm (UTC)
observer69
Dec. 30th, 2015 09:39 pm (UTC)
>>Даже в Ленинграде на главном проспект города - одни автобусы, как в современном Пхеньяне

Не знаю как в Пхеньяне, а в Сеуле на улицах в центре автобусов больше, чем легковых машин (Январь 2015).
visualhistory
Dec. 30th, 2015 10:10 pm (UTC)
Интересное наблюдение. А не могли бы дать ссылку на соответствующие фотографии?
observer69
Dec. 31st, 2015 02:16 pm (UTC)
Если ссылка на этот пост не пропадёт - попробую подцепить фото в центре Сеула, где на перекрёстке в пяти полосах дороги в одну сторону стоят пять автобусов. И объехать их нет никакой возможности. )))
igor_piterskiy
Dec. 30th, 2015 10:01 pm (UTC)
Прошло 20 лет, и на Кубе даже велосипед стал труднодоступен. Мой приятель там работал в 70-х, рассказывал, как их делили на собраниях трудовых коллективов. Типа лучшему передовику - единственный талончик на велосипед.
visualhistory
Dec. 30th, 2015 10:09 pm (UTC)
Население Кубы за 60 лет увеличилось мало, они по-прежнему используют автопарк 1959 года, за счёт этого "наследства" нищая Куба была чуть ли не на первом месте по автомобилизации среди соцстран аж до 1990-х гг.
alek_morse
Dec. 30th, 2015 11:12 pm (UTC)
Весьма интересно.

Насчёт гужевого транспорта. Ещё в первой половине 1980-х по городским дворам Свердловска ездили телеги (из Цыганского посёлка) и собирали у населения бутылки (стеклотару).
captainl
Dec. 31st, 2015 03:03 am (UTC)
Очень интересно, спасибо!

= С середины 1950-х начинается закат эпохи эстакадного метро в крупных западных городах - его постепенно начинают демонтировать. Этот стальной гремящий колорит останется только в старых фильмах. =

В Чикаго до сих пор гремит через самый центр.

По поводу брусчатки и асфальта в Киеве. Я слышал, что с горок асфальт сползает, в отличие от брусчатки.
evguseek
Dec. 31st, 2015 07:51 am (UTC)
Интересно, спасибо!
буду ждать продолжения, формат мне кажется вполне удачный
tito0107
Dec. 31st, 2015 08:12 am (UTC)
"Эфиопская столица для 1955-го выглядит вплоне привычно, причём это вовсе не наследие колонизаторов, как во всех других африканских странах"
Подозреваю, что два дома, стиль которых напоминает советский конструктивизм построены как раз при итальянцах. Такая архитектура характерна для итальянской Восточной Африки.
kaschey_lp
Jan. 1st, 2016 01:19 am (UTC)
"Типично социалистический вид общественного транспорта - троллейбус" был распространён по всему миру. Всё никак не оборю лень и обстоятельства сделать наконец об этом серию постов (для одного уж больно дофига)
visualhistory
Jan. 1st, 2016 07:27 am (UTC)
Да уж, сравните троллейбусную сеть СССР 1955 года с американской, германской или французской))
kaschey_lp
Jan. 1st, 2016 07:39 am (UTC)
Не в пользу СССР, увы.
sealena
Jan. 5th, 2016 06:23 am (UTC)
Спасибо, очень интересно!
alenagrishina
Nov. 1st, 2017 08:37 pm (UTC)
Спасибо, очень интересно!
( 28 comments — Leave a comment )

Profile

visualhistory
visualhistory

Latest Month

October 2018
S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   

Tags

free counters



История и современность

Locations of visitors to this page

История и современность
Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner