?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

В Кабуле был трамвай!

Для большинства людей эта новость вряд ли вызовет интерес, но для тех, кто интересуется историей транспорта и особенно трамвая, это настоящее открытие: в Кабуле когда-то был трамвай!
В стране, где отродясь не было железнодорожного транспорта (крупнейшая страна без железных дорог).
Правда, трамвайчик тот был паровым, узкоколейным и ходил из Кабула в "дворцовый" район Даруламан, который тогда ещё, по всей видимости, не входил в состав афганской столицы.
Общая длина пути составляла 7 км.

История его появления мне не известна, но в 1923 году система уже действовала:


Конечно, принципиальной разницы между трамваем и городской узкоколейной ж.д. нет. Поэтому как вам больше нравится. Лично мне нравится считать это паровым трамваем))


Три маленьких паровоза были приобретены у фирмы Henschel в Германии.

Снимок 1939 года:
1930 short-lived narrow gauge railway which ran for 7 km between Kabul and Darulaman.jpg

По всей видимости, система просуществовала недолго. Скудные источники утверждают, что она была демонтирована в 1940-е гг.
На снимке 1938 года вагон выглядит уже заброшенным:
1938 short-lived narrow gauge railway which ran for 7 km between Kabul and Darulaman.jpg

Два паровозика Henschel 0-4-0T до сих пор хранятся в музее Кабула.

Если кто знает подробности, отпишите, плиз!

Кстати, в Википедии есть статья Железнодорожный транспорт в Афганистане, но она больше о планах прошлого и настоящего.

Recent Posts from This Journal

Comments

( 9 comments — Leave a comment )
varandej
Jan. 18th, 2016 08:25 pm (UTC)
Это действительно интересно! По степени парадоксальности достойно междугороднего троллейбуса Ургенч-Хива, пущенного в 1990-е годы.

Но справедливости ради, железные дороги в Афганистане всё-таки есть, их строят на севере Узбекистан, Таджикистан и Туркмения для своих нужд - линия от приграничного Хайратона доходит уже чуть ли не до Мазари-Шарифа.
visualhistory
Jan. 18th, 2016 09:00 pm (UTC)
Это уже новая информация))
Если бы не война, китайцы бы там за пару лет понастроили магистралей.
varandej
Jan. 18th, 2016 09:01 pm (UTC)
Всемогущие китайцы...
visualhistory
Jan. 18th, 2016 09:04 pm (UTC)
Они уже начинают выползать из своей скорлупы и скоро изменят этот мир))
Josef Kats
Jan. 19th, 2016 08:57 am (UTC)
Похоже на тот паровой "трамвай" который действовал в Иеруслаиме в 1917-18. По сути - фельдбан, приспособленный для гражданских нужд.
(Ну и на острове Сааремаа тоже)
kneiphof
Jan. 19th, 2016 11:15 am (UTC)
Очень интересно! Я правда грешным делом подумал, что это бельгийских рук дело. На самом деле представить себе "Анонимное общество кабульских трамваев" с юридическим адресом на одной из главных улиц Брюсселя совсем не сложно.

Интересно, что написано на вагонах? Есть тут специалисты по пушту?
Josef Kats
Jan. 19th, 2016 11:48 am (UTC)
Кстати, как вообще получилось, что Бельгия стала тогда меккой трамвайных оффшоров?
kneiphof
Jan. 19th, 2016 06:23 pm (UTC)
Очень интересный вопрос! Правда полноценный ответ потребовал бы проведения исследования на уровне диссертации, но попробую описать ситуацию в общих (самых общих!) чертах.

Прежде всего - экономический фактор. В 19 веке Бельгия была фактически второй индустриальной страной мира. Я конечно имею ввиду не ВВП, а хронологию. Несколько утрируя можно сказать, что почти все, что первый раз в истории внедрялось в Великобритании, второй раз внедрялось в Бельгии. Индустриализация Бельгии началась даже еще до независимости, в эпоху Об'единенного Королевства Нидерландов (1815-1830). Дальше - больше. К последней четверти 19 века у Бельгии была мощная промышленность, в то время как внутренний спрос был практически исчерпан. Например к тому времени Бельгия уже имела практически самую плотную сеть железных дорог в мире, а в дополнение к ней быстро строилась сеть междугородных трамваев. В то же время были накоплены большие капиталы. В Бельгии была развитая финансово-банковская система, в которой доминировали учреждения, которые сейчас называют холдингами. Такая раняя "холдингизация" вообще являлась уникальной особенностью бельгийской экономики в то время. Самый важный из них, банк Сосьете Женераль, владел контрольным пакетом акций множества компаний, и таким образом контролировал большой и важный сегмент бельгийской экономики.

То есть с одной стороны имеем производственные мощности, с другой - капитал, с третьей - невозможность инвестировать этот капитал в своей стране по причине исчерпания внутреннего спроса. Решение проблемы? "Экономический империализм!" Да, практически по Марксу выходит.

Можно еще добавить и ноу-хау. В 19 веке в Бельгии было хорошее техническое образование, бельгийские инженеры высоко котировались.

Что касается конкретно трамвайных "анонимных обществ" (кстати, "анонимное" в данном контексте значит просто "акционерное"), то существовало три основных компании: компания Эдуарда Эмпена, компания Эдуарда Отле и " Взаимная компания трамваев". Все они были организованы по принципу холдингов. Для эксплуатации трамваев в отдельных городах создавались дочерние компании (анонимное общество казанского трамвая, анонимное общество неаполитанского трамвая, анонимное общество ташкентского трамвая и так далее), контрольный пакет акций которых принадлежал одному из вышеперечисленных холдингов.

Кстати, трамваями дело не ограничивалось. Например компании Эмпена принадлежало восемьдесят процентов акций парижского метрополитена! Ну и железные дороги бельгийцы тоже по всему миру строили. Буквально - от Бразилии до Китая.

Также бельгийцы занимались угледобычей и металлургией (Донбасс в начале 20 века называли десятой провинцией Бельгии), нефтедобычей, в том числе в Австро-Венгрии (Галиции), Румынии и Российской Империи (существовало, например "анонимное общество грозненских нефтяных приисков"), электрогенерацией (многочисленные " анонимные общества городского освещения", нередко совмещенные с трамвайными).

Можно сказать, что в 19 веке Бельгия была эдаким "европейским экономическим тигром". Подорвала ее процветание Первая Мировая война и ее последствия (хотя были и другие факторы), в том числе и русская революция (нужно ли уточнять, что акционеры " анонимного общества грозненских нефтяных приисков" или "одесского трамвая" после 1917 года оказались в положении "обманутых вкладчиков"?). Бельгийская экономика, конечно, восстановилась, но вернуть себе былое международное влияние уже не смогла...

Вот такая занимательная (надеюсь) экономическая история.
kneiphof
Jan. 19th, 2016 08:04 pm (UTC)
Кстати, интересно было бы составить список стран и территорий, лишившихся железнодорожного транспорта (в широком смысле слова, включая трамвай, фуникулеры и т.п.)

На ум приходят следующие примеры:

Афганистан
Исландия (была промышленная узкоколейка в порту)
Кипр
Ямайка. Вообще, в карибском регоине таких островов должно быть много.
Сан-Марино
Гавайи
( 9 comments — Leave a comment )

Profile

visualhistory
visualhistory

Latest Month

October 2019
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Tags

free counters



История и современность

Locations of visitors to this page

История и современность
Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner