?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Оригинал взят у vikond65 в Давай, машинист, потихонечку трогай...
15 сентября 1830 года в Англии была открыта первая в мире железная дорога с вокзалами и регулярным движением пассажирских поездов. Двухколейная "железка", соединившая Манчестер с Ливерпулем, имела длину 56 километров и обслуживалась восемью локомотивами, сконструированными Джорджем Стефенсоном. При этом, что интересно, все паровозы были разные.

Праздник открытия дороги слегка омрачила гибель 60-летнего парламентария Уильяма Хаскиссона, приглашенного в качестве почетного гостя. Хаскиссон зачем-то решил перебежать дорогу перед движущимся составом и угодил под колеса, став первой жертвой механического средства передвижения.

Тем не менее, англичане не побоялись ездить по рельсам, и уже за первые три месяца на поездах прокатились почти 72 тысячи человек, а чистый доход железнодорожной компании составил 14 с половиной тысяч фунтов. Такой финансовый успех побудил многих предпринимателей вкладывать средства в строительство паровозов, вагонов и рельсовых путей. В Англии начался "железнодорожный бум".



При постройке дороги потребовалось сделать глубокую выемку в горной гряде Эйдж Хилл. На этой гравюре изображено прохождение через нее первого поезда.

view_of_the_railway_across_chat_moss_from_burys_liverpool_and_manchester_railway_1831_-_artfinder_267570_full_1024x836

Еще одним серьезным препятствием был семикилометровый участок зыбких торфяных болот Чет Мосс. Для укладки рельсового пути на них пришлось насыпать длинную дамбу.

Railway_Office,_Liverpool,_from_Bury's_Liverpool_and_Manchester_Railway,_1831_-_artfinder_267569

Ливерпульский вокзал, рисунок 1831 года. Cразу за вокзалом железная дорога уходит в тоннель.

Coaches_etc_employed_on_the_Railway,_from_Bury's_Liverpool_and_Manchester_Railway,_1831_-_artfinder_8928

Локомотив и вагоны первой железной дороги. Нижние, как несложно догадаться, служили для перевозки домашних животных. Обратите внимание, что вагон под номером 4 представляет собой обычную карету на платформе.

1830

Подлинные вагоны не сохранились, но в английских музеях выставлено несколько очень точных и качественных копий.

lancashire_witch

Самый ранний паровоз, ходивший по Ливерпуль-Манчесткерской дороге был построен в 1827 году и назывался "Ланкастерская ведьма". От него остались только чертежи и рисунки.

PA7C0523

Частично препарированный макет наиболее знаменитого паровоза Стефенсона "Ракета" образца 1929 года, выставленный в Британском железнодорожном музее. Этот паровоз также курсировал между Ливерпулем и Манчестером. В нише на заднем плане - статуя основоположника железнодорожного транспорта.

Stephenson's_rocket_reproduction_beamish

А это действующая реплика "Ракеты".

rocket

В 1830 году Стефенсон усовершенствовал "Ракету", присвоив фактически новому паровозу то же название (во избежание путаницы его иногда называют "Ракета-2"). Этот локомотив сохранился до наших дней и выставлен в Британском инженерно-техническом музее, хотя некоторые детали (например, шатуны) утрачены.Обратите внимание, что ведущие колеса паровоза деревянные.

87b1f778441994bcf8a0dbe08d45b775a1b8bc9f

По образцу второй "Ракеты" с некоторыми изменениями в том же 1830 году был сделан паровоз "Нортумбриан".

Planet_locomotive_engraving_by_William_Miller_after_J_Kindar

Чертеж паровоза "Планета" - наиболее совершенного локомотива Стефенсона из всех построенных к моменту открытия Ливерпуль-Манчестерской дороги.
Planet_replica

Современная ходовая реплика "Планеты".

Интересно, а у нас когда-нибудь сделают действующую копию первого русского паровоза Черепановых, построенного в 1834 году? Ведь это одна из тех вещей, которыми Россия вполне может гордиться.

Recent Posts from This Journal

Comments

( 11 comments — Leave a comment )
varandej
Feb. 12th, 2016 06:51 pm (UTC)
До чего же они смешные, эти паровозы первого поколения :)
А я думал, подлинник "Ракеты" сохранился.
Интересно, сохранились ли какие-то постройки той дороги в аутентичном виде? Где, например, старейшее в мире здание вокзала.

Макеты паровоза Черепановых стоят в каждом крупном городе Урала, может где и действующая реплика есть. Но я всё-таки считаю, что тут слава несколько раздута - Черепановы ведь не были изобретателями с нуля, перед изобретением Демидов их на стажировку в Англию отправлял.

По мне так более серьёзная вещь - первые в мире танкеры и теплоходы, ходившие по Волге на рубеже 19-20 веков. Один из первых трёх однотипных теплоходов (то ли "Скиф", то ли "Сармат") ведь до 1970-х лежал в затоне под Нижнем Новгородом...
Dennis P
Feb. 12th, 2016 07:37 pm (UTC)
старейшее в мире здание вокзала
Где, например, старейшее в мире здание вокзала...

В Манчестере, Англия.

Liverpool Road Station.

https://en.wikipedia.org/wiki/Manchester_Liverpool_Road_railway_station
varandej
Feb. 12th, 2016 08:36 pm (UTC)
Re: старейшее в мире здание вокзала
Спасибо!
kneiphof
Feb. 12th, 2016 07:41 pm (UTC)
Самый старый вокзал - вот https://en.wikipedia.org/wiki/Manchester_Liverpool_Road_railway_station

Хотя на Майорке есть вокзал 17 века. Это не опечатка, во время постройки железноц дороги (рубеж 19-20 веков, не помню точно) приспособили под вокзал старое здание.

Самый старый об'ект паровозной инфраструктуры на европейском континенте - небольшой старый цех центральных железнодорожных мастерских в Мехелене (Бельгия), построенный в 1837 году как часть станции Мехелен, открытой в 1835 году. Сама оригинальная станция не сохранилась.

Но и от железных дорог допаровозной эпохи кое-что сохранилось. Например сохранилось довольно много об'ектов конки Линц-Будевайс (Чешские Будейовицы)
varandej
Feb. 12th, 2016 08:38 pm (UTC)
Спасибо, как всё разобрано... Манчестер всё-таки интереснейший город Англии после Лондона, кто бы что ни говорил. Родина индустриальной эпохи - это важнее для мировой истории, чем все замки, соборы и кромлехи.
kneiphof
Feb. 12th, 2016 11:03 pm (UTC)
У индустриальной эпохи много "малых родин" :) Помимо текстильного Манчестера это и тяжелопромышленный Бирмингем с окрестностями (Айронбридж), и угольные шахты Англии и Уэльса, и покрывающие Великобританию сети каналов и железных дорог. Так что на изучение наследия промышленной революции в Великобритании человеку, наверное, потребуются годы.

Кстати, насчет самых старых вокзалов. Совсем забыл, что в Бельгии еще не так давно (ну, относительно - еще где-то десять лет назад) функционировал небольшой вокзал 1837 года постройки. Т.е. тогда это был самый старый вокзал в мире, продолжавший использоваться по прямому назначению. Он расположен в поселке Мелле (фактически пригород Гента) на железнодорожной линии Мехелен-Дендермонде-Гент, открывшейся в 1837 году. Этот вокзал оставался последней сохранившейся оригинальной постройкой линии. К сожалению сейчас вокзал закрыт (станция функционирует как остановочная платформа без вокзала) и никак не используется. К счастью он охраняется как памятник истрории, так что снести не должны, но вид у него совсем нежилой, и, одним словом, печальный (последний раз его видел пару месяцев назад).



Edited at 2016-02-12 11:04 pm (UTC)
astrolom2015
Feb. 12th, 2016 06:54 pm (UTC)
Очень интересно, спасибо.
kneiphof
Feb. 12th, 2016 07:46 pm (UTC)
Неточность. Это была первая в мире железная дорога с регулярным пассажирским сообщением на паровозной тяге. Первая в мире железная дорога с регулярным пассажирским сообщением (разумеется, на конной тяге) начала действовать в 1807 году. Она соединяла Суонси и Мамблз в Уэлсе.
kneiphof
Feb. 12th, 2016 08:01 pm (UTC)
Неточность. Это была первая в мире железная дорога с регулярным пассажирским сообщением на паровозной тяге. Первая в мире железная дорога с регулярным пассажирским сообщением (разумеется, на конной тяге) начала действовать в 1807 году. Она соединяла Суонси и Мамблз в Уэлсе.
yadren_fei
Feb. 13th, 2016 01:56 pm (UTC)
Интересно, а какой смысл вкладывался в слово - Ракета, в первой половине 19 века? Какое оно тогда имело значение?
visualhistory
Feb. 13th, 2016 02:00 pm (UTC)
Сигнальные ракеты были известны ещё в Средние Века. Да и как зажигательное средство при штурме крепостей. Так что смысл не особенно отличается от современного.
( 11 comments — Leave a comment )

Profile

visualhistory
visualhistory

Latest Month

October 2019
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Tags

free counters



История и современность

Locations of visitors to this page

История и современность
Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner