visualhistory (visualhistory) wrote,
visualhistory
visualhistory

Categories:

Афганистан 1961 года на страницах "Огонька"

Оригинал взят у nikolaeva в СССР и Афганистан. Что-то заело...


"Мы видели, как не один раз когти сокола
Терзали тело афганца..." (древняя афганская газель)

"Нет, афганский народ не позволит, чтобы когти хищника терзали его тело. Он все равно знает, кто его друг, а кто враг. Он не позволит, чтобы ядовитые атомные грибы закрыли солнце, сияющее в безоблачном небе Афганистана. Порукой тому - прочная советско- афганская дружба".

Это журнал "Огонёк" за декабрь 1961 года. Очерк о том, как наши метростроевцы строят трансафганскую магистраль.



"Саланг... Так называется перевал, где живут и работают метростроевцы. Здесь находится самая высокая точка дороги, которая прокладывается через Гиндукуш.
Ещё выше, в горы, дорогу вести уже нельзя: снежные лавины сделают её зимой непроходимой. Поэтому метростроевцы пробивают здесь туннель через скалы. Длина его будет почти три километра. Он соединит северную и южную части страны...
Работа тяжёлая.
- Но мы не жалуемся, - говорит мне главный специалист на строительстве этой дороги Фёдор Иосифович Болдышев. - Мы ко всему привыкли. К одному никогда не привыкнуть: построена дорога - и никому уже, кроме тебя, не видно, сколько вложено в не труда и сил. Ведь она, ровная и гладкая, бежит себе вдаль, как будто ей так и положено. И кто, проезжая по ней, догадается, что вот здесь пришлось убрать скалу, тут - осушить болото, там - загнать реку в трубы...
Здесь, на Саланге, - продолжает Болдышев, - нет земляных работ. Сплошь скальные породы. Имеем дело только с камнем. Стальные гусеницы машин не выдерживают и стираются о камень.

Сталь не выдерживает...
Скалы и снежные лавины зимой. На высоте трудно дышать... Но люди работают.
Взгляните на карту. От Кушки, на нашей южной границе, через Герат на Кандагар ведется ещё одна дорога, пересекающая страну с севера на юго-восток.
На берегу горной реки Кабул строится крупнейшая с стране ГЭС. В Джелалбадской долине прокладывается оросительный канал. В горах скоро забьются фонтаны нефти. Современный автоматизированный хлебокомбинат в Кабуле. Авторемонтный завод, автобусы и машины. Строительство в Кабуле. Сооружение огромного аэропорта в столице, который уже сейчас стал главными воротами в Афганистан. Борьба с холерой и другими страшными болезнями. С саранчой и вредителями хлопка. Все это помощь советского народа дружественному афганскому народу..."





Вот таким был Афганистан в 1961 году.

Эти фотографии сделал мой отец, Владимир Николаев, текст тоже его. Думаю, и в страшном сне никому тогда не могло присниться совсем близкое будущее афганской земли.

А я, листая эти страницы, думала о том, сколько ещё таких грандиозных, решающих для экономики других стран строек было осуществлено руками наших работяг?

Я попала первый раз в Египет куда раньше всех туристических потоков. Мы с мужем путешествовали по городам. И везде к нам подбегали люди и, узнав, что мы из России, бросались благодарить. Старички пытались даже поцеловать руку. Со всех сторон слышалось:"Асуанская ГЭС, Асуанская ГЭС... Спасибо!!!"

А что потом? А потом "что-то заело"... Так во всяком случае написано под фотографией молодых инженеров, опубликованной в том же номере "Огонька".








Tags: 1960-е, Афганистан, Огонёк
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • День Победы

    Всех читателей поздравляю с Днём Победы! Может быть, так даже лучше, без юбилейных фанфар и давки привычных массовок, а тихо, в узком семейном кругу,…

  • Туристический альбом позднего СССР

    В последнее время я стал редко делать посты по историческим снимкам, потому что давно не удаётся найти ничего интересного, а меня в океане…

  • На вирусном фронте без перемен

    Несколько дней увидел это в ленте и подумал, что фейк - на самом деле кадр из чернобыльской зоны отчуждения. Но после того, как фотка прославились на…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments