visualhistory (visualhistory) wrote,
visualhistory
visualhistory

Categories:

100 лет "Святогору" — царь-самолёту Российской империи

Кажется, прошёл незамеченным один интересный 100-летний юбилей.
13 марта 1916 года вышел на испытания гигантский аэроплан авиаконструктора В.А. Слесарева "Святогор" — самый крупный летательный аппарат, построенный в царской России:

13 марта 1916 года вышел на испытания гигантский аэроплан авиаконструктора В.А. Слесарева Святогор - самый крупный летательный аппарат, построенный в царской России.jpg

К сожалению, конструкция его была неудачна, а судьба - незавидна.

Постройка "Святогора" на петроградском авиазаводе Лебедева:
Постройка Святогора на петроградском авиазаводе Лебедева.jpg

Как известно, Святогор это богатырь-великан из древнерусских былин, умерший от натуги, пытаясь на спор с другим богатырем Микулой Селяниновичем поднять суму, в которой была заключена "вся тяжесть земная".
Неизвестно, о чем думал августейший шеф российской авиации великий князь Александр Михайлович, приказавший назвать "Святогором" новый тяжелый бомбардировщик, но это символичное название оказалось пророческим. Несмотря на все усилия Слесарева и огромные денежные средства, вложенные в проект, "Святогор" так и не смог оторваться от земли.
Слесарев, пользовавшийся покровительством великого князя, получил диплом инженера в Германии и считал себя большим знатоком авиации, хотя до постройки "Святогора" ни одного самолета не спроектировал. Создателя "Ильи Муромца" Игоря Сикорского он презрительно называл дилетантом.
Однако никакой диплом не может заменить инженерного таланта и практических навыков. Слесарев ошибочно полагал, что двух моторов общей мощностью всего в 400 лошадиных сил будет достаточно для полетов огромного аэроплана с размахом в 36 метров и массой более шести с половиной тонн.
Вдобавок он применил на "Святогоре" ущербную "немецкую" схему силовой установки с размещением двигателей в фюзеляже и ременными приводами к винтам, укрепленным между крыльями. На испытаниях ремни часто рвались, проскальзывали и не обеспечивали в должной мере передачу мощности от моторов к пропеллерам.
Вот как описывает испытания "Святогора" очевидец этих событий летчик Сергей Никольской:
"В кабину «Святогора» зашли штабс-капитан Горшков (летчик-испытатель, прим. авт.), Слесарев, механик и моторист. Заработали моторы. Штабс-капитан уверенно повел машину.
«Святогор» выкатился из ангара и побежал по аэродрому.
Сперва корабль шел против ветра. Аэродром закончился, а самолет все ехал и не взлетал.
Горшков развернул аппарат по ветру и снова повел его на взлет.
И снова «Святогор» не оторвался от земли.
Четыре раза пробовал Горшков поднять аппарат в воздух. Затем повернулся к Слесареву и попросту объявил ему: Ваша корова не полетит! Позвольте откланяться".
Горшков оказался прав. Все последующие попытки взлета выглядели точно так же. Слесарев заменил ременные передачи цепными, но и это не дало результата - энерговооруженность аэроплана была слишком мала. Все закончилось тем, что в ноябре при очередной пробежке "Святогор" сломал шасси. Поскольку бесперспективность проекта была уже очевидна, денег на ремонт машины не выделили, ее просто оттащили на край летного поля, где она постепенно сгнила.
Судьба самого Слесарева оказалась не менее печальной. В 1921 году в возрасте 37 лет он был застрелен в собственной петроградской квартире. Согласно официальной версии его убила из ревности бывшая любовница некая Ксения Троц.

"Святогор" на Комендантском аэродроме. Размеры машины впечатляют:
Святогор на Комендантском аэродроме.jpg

Разработчики и участники постройки "Святогора" на его фоне. Четвертый справа (в светлом костюме) - В.А. Слесарев.

В общем, никакого превосходства инженерно-конструкторской мысли, а также организации и финансирования НИОКР в "царский" период не просматривается, а успехи дореволюционного авиастроения в сравнении с послереволюционным выглядят, мягко говоря, не очень впечатляюще.
По сути дела единственным большим достижением тогдашнего российского авиапрома являлись четырехмоторные самолеты Сикорского, однако и они уже в 1916 году морально устарели, а ничего более совершенного им на смену создать не удалось.

Источник: http://vikond65.livejournal.com/35175.html

Tags: 1910-е, really big things, Авиация и ракеты, Дореволюционная Россия, Первая Мировая
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Откуда в Москве забирали с диагнозом коронавирус

    Москва наконец попритихла: строгий окрик сверху и страх перед невидимым врагом в разы уменьшил количество людей на улицах и в транспорте. А тут ещё…

  • САБОТАЖ

    Итак, в Москве всё же ввели подобие жесткого карантина (хотя очень неполного, например, без остановки метро). Из дома выходить нельзя кроме крайней…

  • Убийца №1

    Авиаисторик vikond65 был одним из первых блогеров, кто разглядел реальную опасность коронавируса ещё в тот момент, когда многие считали…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 15 comments