?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Оригинал взят у mayak_parnasa в Выставка «Московское метро — подземный памятник архитектуры» - отчёт.
В музее Архитектуры имени А.В. Щусева открылась выставка рассказывающая о московских подземных дворцах под названием «Московское метро — подземный памятник архитектуры». Посетители могут познакомиться с уникальными материалами из фондов Музея архитектуры – это фотографии разных лет и более 200 графических листов с проектами станций, как реализованными, так и конкурсными. Важным разделом экспозиции стали  фотографии и документы из архива и музея Московского метрополитена, а также материалы из Метрогипротранса – организации, занимающейся проектированием и строительством новых станций.
И.А. Фомин, Н.Н. Андриканис. Проект станции метро «Красные ворота». 1935.
Осуществлен. Перронный зал. Перспектива.
Бумага, карандаш, тушь, акварель.

Выставка акцентирует внимание на первых четырех очередях строительства метро, запущенных с 1935 по 1954 год. Многие станции и павильоны метро возводились по итогам архитектурных конкурсов, при этом победивший проект часто претерпевал изменения в процессе доработки. Экспозиция предоставляет возможность увидеть первоначальные варианты проектов станций метро и их оформление, отличающееся от осуществленного.
Н.А. Алешина. Станция метро «Чертановская». 1983. Осуществлен. Перронный зал. Перспектива.
Бумага, карандаш, тушь, акварель.

15 мая 1935 года в 7 часов утра для москвичей открылись двери первого в СССР метрополитена. В первой очереди было сооружено тринадцать станций. Проезд стоил 50 копеек, а поезда стояли на каждой станции 30 секунд.
Станция метро «Дворец Советов» («ныне «Кропоткинская»). Подземный вестибюль. Вид из аванзала на перронный зал.
Фотография, 1935. Современная печать.

Фотографии представленные на выставке также помогают увидеть как выглядело метро в те далекие годы, ведь с течением времени изменились названия, в угоду политическим ветрам изменялось декоративное украшение станций. Вот интересно, а возможно вернуть пальмы в метро или совсем никак?
Государственная библиотека СССР имени В.И. Ленина и наземный вестибюль станции метро «Улица Коминтерна» (ныне «Александровский сад»). Общий вид с Моховой улицы. Фотография, 1939 г. Современная печать.

Решение о создании метро было приянто на пленуме ЦК ВКП(б) в июне 1931 года. В ноябре того же года на Русаковской улице был заложенпервый опытный участок шахты, которую поначалу разарабатывали лопатами и мотыгами. На этом участке важно было на практике проверить, возможно ли возведение метро в Москве закрытым, «парижским» способом.
Арбатский рынок и наземный павильон станции метро «Арбатская» Филевской линии. Общий вид с площади Арбатских ворот.
Фотографии, конец 1930-х. Современная печать.

Постановление СНК СССР, принятым в мае 1932 года, предписывалось безотлагательно начинать строительство участка от Сокольников до площади Свердлова (Театральной) закрытым способом с закладкой на большую глубину. В марте 1934 года был объявлен конкурс на создание станций первой очереди, к котрому был привлечен широкий круг архитекторов. 25 марта 1934 года в Белом зале Моссовета были представлены все конкурсные предложения. Первая премия не была присуждена, вторую разделили архитекторы И.А. Фомин («Красные ворота») и Н.Я. Колли («Чистые пруды»).
С.М. Кравец. Проект станции метро «дворец Советов» (ныне «Кропоткинская»). 1934. Осуществлен. Наземный павильон. Перспектива.
Калька, карандаш, акварель, аппликация.

Глубина заложения определяла тип конструкции станции - колонный или пилонный. Восемь из девяти станций первой очереди были мелкого заложения – колонные, кроме односводчатой «Библиотеки имени Ленина». Четыре станции глубокого заложения проектировались как пилонные трехсводчатые.
А.Н. Душин, Я.Г. Лихтенберг. Проект станции метро «Дворец Советов» (ныне «Кропоткинская»), 1934. Наземный павильон. Перспектива. Бумага, карандаш, тушь, акварель.

Также выставочное пространство знакомит своих гостей с интерсеными фактами "из жизни" уже привычных станций. Например, для разделения пассажиропотока на станции «Сокольники» используются «палладианские» лестницы. Надеюсь, все успели посетить выставку «Палладио в России»?
Во время Великой Отечественной войны в центральном подземном зале станции был оборудован командный оперативный пункт Народного комиссариата путей сообщения. В 1962 году на станции «Красные ворота» был установлен первый в истории советского метро турникет.
И.А. Фомин, Н.Н. Андриканис. Проект станции метро «Красные ворота». 1935. Перронный зал. Перспектива.
Бумага, карандаш, акварель, белила.

И.А. Фомин, Н.Н. Андриканис. Проект станции метро «Красные ворота». 1935. Наземный павильон. Интерьер нижнего вестибюля.
Бумага, карандаш, акварель, белила.

В годы войны на станции «Чистые пруды» работал аппарат Генерального штаба РККА, станция была закрыта для пассажиров с июня 1941 по апрель 1945 года. В 1930-е годы, при строительстве станции, опасные грунты не позволили осуществить проект центрального подземного зала, поэтому до реконструкции 1971 года имела два коротких аванзала.
А.И. Гонцкевич, С. Сулин. Фрагмент. Проект станции метро «Улица Коминтерна» («ныне «Александровский сад»). 1934. Перронный зал. Перспектива. Бумага, карандаш, тушь, акварель, белила.

Проектирование второй очереди Московского метрополитена началось еще во время сооружения первой. Открытие станций второй очереди состоялось в три этапа в течении полутора лет. 20 марта 1937 года открылось движение на перегоне «Смоленская» - «Киевская», первом открытом участке Московского метрополитена. Здесь же был построен первый в СССР метромост.
И.Г. Таранов, Н.А. Быкова. Проект станции метро «Сокольники». 1934. Подземный вестибюль. Интерьер кассового зала.
Бумага, карандаш, тушь, акварель, белила.

А.Н. Душкин, В.С. Белявский, Н.С. Князев. Фрагмент. Большого академического кинотеатра на площади Свердлова, 1936.
Перспектива с наземным вестибюлем метро «Площадь революции». Бумага, карандаш, тушь, акварель.

Фотография с проекта И.Г. Таранова, Н.А. Быковой здания. Центральной электроподстанции Московского метрополитена. 1934.
Перспектива. Современная печать. Архив А.И. Таранова.

Фотография с проекта И.Г. Таранова, Н.А. Быковой Дома управления метрополитена в Москве. 1940. Фасад на Новокузнецкую площадь.
Эскиз. Современная печать. Архив А.И. Таранова.

А.Г. Сотников. Изразцовая вентиляционная решетка для станции метро» Таганская Кольцевой линии.
1948-1949. Модель. Майолика, эмаль.

Строительство третьей очереди Московского метрополитена началось в 1939 годы и выпало на тяжелейшие годы Великой Отечесвтенной войны. В июне 1941 года строиельство было приостановлено, к этому моменту были построены все тоннели. Возобновили сторительство в 1942 году. К новому 1943 году в Москве открылась новая линия метро. В годы войны строительство метро переходит под контроль Государственного Комитета Обороны СССР.
В.Г. Гельфрейх, И.Е. Рожин. Проект станции метро «Новокузнецкая». 1943. Платформенный зал. Перспектива.
Бумага на картоне, карандаш, тушь, акварель, белила.

Война внесла значительные коррективы в образы станций, утвержденные в 1938 году. Станции получили новое архитектурное и декоративное решение, обусловленное темой народных подвигов и предвосхищение побед над врагом. На станции «Новокузнецкой» на торцевой стене «Фронт и тыл в борьбе против немецких захватчиков» художника Б.В. Покровского, на фоне башен Московского Кремля и танков среди строителей метро – слева и защитников отечества – справа – запечатлены авторы станции И.Г. Таранов и Н.А. Быков. В 1970 годы перронный зал был удлинен, в его южном торце был устроен переход на станцию «Третьяковская», и панно перенесли на лестничную площадку.
В.А. Андреев. Скульптура «Десантник» для перронного зала станции метро «Бауманская». 1940-1944. Модель, тонировка.

В.А. Артамонов. Фрагмент. Проект станции метро «Завод имени Сталина» (ныне «Автозаводская». 1939.
Перронный зал. Перспектива. Бумага, карандаш, акварель.

В. Савостьянов и Л.А. Великжанин. Станция «Павелецкая» Замоскворецкой линии. Южный наземный павильон.
Общий вид. Фотография, 1947. Современная печать.

Фотография с проекта Л.Н. Воронкова станции метро «Стадион имени Сталина» (ныне «Партизанская»). Конец 1930-х.
Перронный зал. Перспектива. Современная печать.

Фотография с проекта И.Г. Таранова двухъярусной станции метро «Киевская». 1947. Макет. Общий вид.
Современная печать. Архив А.И. Таранова.

Жаль, что в нашем метрополитене не появилась такая двухъярусная станция.
В.А. Веснин, А.А. Веснин, С.В. Лященко. Проект станции метро «Киевская» Арбатско-Покровской линии. Конец 1940-х.
Наземный вестибюль. Интерьер аванзала. Бумага, карандаш, акварель, белила.

Сразу после окончания войны, согласно первоначальному плану развития метрополитена, началось строительство четвертой очереди. Станции четвертой очереди имеют подчёркнуто парадный характер отражающий победу Советского государства в Великой Отечественной войне.

А.А. Сорокин. Станция метро «Новослободская» Кольцевой линии. Перронный зал. Смальтовое панно «Мир во всем мире» на торцевой стене. Фотография, 1952. Современная печать.

Обойти вниманием, наверное, самую роскошную станцию Московского метрополитена, просто невозможно. Фотографии, эскизы Павла Корина, проекты Щусева рассказывают о нам о станции "Комсомольская" Кольцевой линии.
А.В. Щусев, В.С. Варанин. Фрагмент. Проект станции метро «Комсомольская» Кольцевой линии. 1949.
Панорама Комсомольской площади с Ленинградским и Ярославским вокзалами и наземным павильоном метро.
Фасады, планы. Бумага, карандаш, тушь, акварель.

П.Д. Корин. Декоративное панно «Дмитрий Донской перед Куликовской битвой», 1950.
Эскиз композиции плафона перронного зала станции метро «Комсомольская» Кольцевой линии.
Картон, тушь, гуашь, белила, масло, золотой порошок, фольга.

Изготовление мозаичного панно «Дмитрий Донской перед Куликовской битвой» для станции метро «Комсомольская» Кольцевой линии. Фотография, 1951. Современная печать. Архив М.В. Евстратовой.

Ф.А. Новиков. Станция метро «Краснопресненская» Кольцевой линии. Перронный зал. Торцевая стена с памятником В.И. Ленину и И.В. Сталину. Фотография, 1949. Современная печать.

И.Г. Петухова, В.П. Качуринец, Н.И. Шумаков. Проект станции метро «Тульская». 1983. Перронный зал. Перспектива.
Бумага, карандаш, тушь, акварель, белила, апликация.

Приходите на выставку, чтобы еще больше узнать о метро, которое мы видим каждый день, но так редко любуемся его декором. Выставка дает нам возможность увидеть каким оно могло бы быть, какие замыслы были у архитекторов и как они воплотлись в жизнь. Нам после выставки очень захотелось прогуляться по этим дворцам Страны Советов и с новыми знаниями спуститься в подземный город. Экспозиция без сомнения будет очень интересна нашим друзьям москвоведам и всем любителям архитектуры нашего города.

К открытию выставки Московский метрополитен выпустил билет который будет действителен до конца работы экспозиции. Ищите в кассах метро.



Выставка продлится до 17 июля 2016 года.

Адрес: ул. Воздвиженка, д.5/25 (по ссылке схема проезда).
Ближайшие станции метро: «Библиотека им. Ленина», «Арбатская», «Александровский сад», «Боровицкая»
Время работы: Залы музея открыты со вторника по воскресенье с 11:00 до 19:00. Касса работает до 18.30.
В четверг – с 13:00 до 21:00. Касса работает до 20:30.
Цена билета: полный - 250 руб, льготный - 100 руб.
Билет даёт право посещения постоянной экспозиции музея и всех временных выставок.
Фото бесплатно. Нельзя фотографировать только постоянную экспозицию.
Подробнее тут.



Comments

( 1 comment — Leave a comment )
ser_stepanov
May. 5th, 2016 05:58 pm (UTC)
Интересно!

А вот современные архитекторы проектируют новые станции Москвы.
Станция Ферганская Кожуховской линии.

Ферганская
( 1 comment — Leave a comment )

Profile

visualhistory
visualhistory

Latest Month

October 2019
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Tags

Page Summary

free counters



История и современность

Locations of visitors to this page

История и современность
Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner