?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Понятно, что вся украина состоит из русских, российских земель, но даже на этом фоне нахождение в её составе Путивля выглядит особой исторической нелепостью. "Украинский Путивль" — это такой же оксюморон, как и "украинский Севастополь".

Оригинал взят у nyka в Путивль наш?..


Два года назад на фоне воссоединения Крыма с Россией в средствах массовой информации остро актуальной была тема, укладывающаяся в вопрос: «А на каком вообще основании Крымский полуостров в 1954 году из состава РСФСР был передан УССР?» Правда, в попытках ответить на этот вопрос историки ломали копья, зубы и вообще всё то, что можно было сломать, и до 2014 года. По понятным причинам, попытки дать однозначный ответ на этот непростой вопрос приводили к упоминанию фамилии Н.С.Хрущёва, и главному обсуждению подвергалась вот эта (как бы официальная) мотивация передачи Крымского полуострова Украине:




(...) учитывая общность экономики, территориальную близость и тесные хозяйственные и культурные связи между Крымской областью и Украинской ССР.



Именно эти пресловутые «общность» и «территориальная близость» и становились камнем преткновения при обсуждении столь щекотливого вопроса. Находились и до сих пор находятся специалисты (или «специалисты»), которые хрущёвский шаг называют здравым и обоснованным. Мол, Крымский полуостров после Великой Отечественной войны был в плачевном состоянии, и только, понимаешь, под юрисдикцией УССР могли в относительно короткие сроки быть проведены необходимые восстановительные работы по превращению Крыма во всесоюзную здравницу. Почему те же работы не могли быть проведены под юрисдикцией РСФСР? – доводы либо не приводятся вовсе, либо выглядят, мягко говоря, неправдоподобно.

На этом фоне при всём накале обсуждения крымского вопроса от 1954 года несколько странным фактом можно считать то, что обсуждение передачи УССР других российских территорий в формате существования Советского Союза практически не ведётся. Будто бы Крым является единственной территорией, которую в своё время отрезали от РСФСР и передали в украинское «пользование».

Безусловно, такой подход к обсуждению понять можно, хотя бы потому что вопрос Крыма имеет существенный резонанс из-за его возвращения в лоно России. А вот другие территории пока остаются под «майданным патронатом».

Но вот повод ли это для того, чтобы забыть о странного рода административно-территориальных решениях советских властей, принятых помимо решения о Крыме? Вовсе не пытаясь оправдывать Хрущёва в плане его «крымской» идеи, этот человек выступил лишь продолжателем целой кампании по составлению мозаики Украинской ССР из территорий различных советских республик. Первые шаги эта весьма мощная кампания начала делать фактически с первых дней существования самой УССР, которая и рождалась благодаря тому, что другие республики частично теряли свои земли и, как следствие, своё население. Больше других потеряла именно Россия.

В этом материале рассматриваются факты передачи Украинской ССР земель Курской области (РСФСР) в 20-е годы прошлого века.

Чуть ниже можно видеть карту Курской области, повествующую о датах установления советской власти в этом регионе России. Однако в данной ситуации карта, представленная в экспозиции одного из краеведческих музеев Курской области, на «Военном обозрении» публикуется отнюдь не с целью демонстрации того, как шагала по соловьиному краю советская власть. Интересна карта очертаниями Курской области на 1917-1918 годы. И в этих очертаниях – не только сразу несколько крупных районов нынешней Белгородской области (включая сам Белгород), но и, что в контексте материала куда более значимо, территории, ныне входящие в состав Украины. Как пример – Путивльский район, административный центр которого, как известно, упоминается ещё в «Слове о полку Игореве».



Судя по «логике» передачи Крыма Украине в 1954 году, передача Путивля и некоторых других курских территорий от РСФСР - Украинской ССР в годы двадцатые, тоже должна обосновываться «территориальной близостью», «общностью экономики» и «культурными связями». Если так, то удивительно, что после росчерка пера тогдашних московских руководителей Украине не отошли вообще все те области РСФСР, которые к её территории (если имеет смысл на момент 20-х годов прошлого века вообще говорить о собственно «украинских» территориях) примыкали. Странно, что «мелочились» районами...



Вот и Хрущёву в 1954 году, должно быть показалось, что подарки в виде Путивля, Мирополья и окрестностей Грайворона – слишком мелки, а потому «в ход» пошла целая Крымская область вместе с населением, мнением которого (и не только крымского) в то время интересоваться было не принято...

Обозначая тот факт, что путивльские земли одним росчерком пера советских партийных деятелей в 20-е годы отошли УССР, возник вопрос, что же по этому поводу говорят в самом Путивле, который ни де-факто, ни де-юре не был «украинским» с момента своего основания в X веке. Учитывая ту майданную истерию, которой сегодня больна Украина, можно было предположить, что и в Путивле успели переиначить историю, вычеркнув из неё любое упоминание о Путивле как о русском городе. Однако, удивительно, но это пока не так. На официальном сайте Путивльской городской рады (горсовета) из истории древнего русского города решили не делать (или ещё не успели) майданное посмешище, а представили все исторические факты с удивительной (для нынешней Украины) объективностью.

Из истории Путивля, опубликованном на упомянутом веб-ресурсе:



В 1500 г. Северский князь Василий Шемяка, которому подчинялись и Путивльские земли, перешёл на сторону великого московского князя Ивана III. Так Путивль оказался в составе Московского государства.

В XVI-XVII веках город является важнейшим оборонительным форпостом на южных рубежах России, входит в систему засечных границ, которые московское государство сооружало для защиты от нашествий татар, турок и других южных народов.

В XVII веке Путивль - один из крупнейших городов России. По размерам территории и численности населения он превосходил такие крупные города того времени, как Псков, Смоленск, Чернигов.



Ну и уж совсем удивительные официальные слова при учёте майданного угара на современной Украине:



В XVII веке Путивль играл чрезвычайно важную роль в отношениях Украины с Россией. Украинские гетманы вступали в дипломатические отношения с Москвой благодаря посредничеству путивльских воевод. Во время Освободительной войны украинского народа 1648-1657 гг. Под руководством Богдана Хмельницкого Путивль был основным центром, через который российское правительство осуществляло военную и экономическую помощь украинскому народу.

В ноябре-декабре 1653 в Путивле находилось российское посольство во главе с боярином В.В. Бутурлиным. Посольство встречал путивльский воевода С. Пушкин - предок знаменитого поэта. Из Путивля посольство выехало в Переяслав, где 8 января 1654 было принято историческое решение о воссоединении Украины с Россией.



Апогей:



Путивльская земля хранит в себе корни русской и украинской культуры, являясь связующим звеном между двумя братскими народами и государствами.



На основании приведённых строк появляется робкая надежда на то, что далеко не все представители местных украинских властей с февраля 2014 года пребывают в дурмане от горевших в Киеве покрышек... Или же всё куда банальнее – и до страницы об истории Путивля на официальном сайте горсовета у майданных «элит» ещё дошли руки? Хочется надеяться на первое, а потому путивльским властям можно сказать СПАСИБО за сохранение исторической правды.

Однако ж под нажимом сумского губернатора в феврале 2016-го в Путивле всё же демонтировали памятник Ленину, видимо, чтобы соответствовать повальной (и в прямом, и в переносном смысле) «декоммунизации». Правда, памятник пока не порушили, а доставили в Спадщанский мемориальный комплекс (по крайней мере, так заявили власти Сумской области). Если говорить проще - "Ленина" отвезли в лес, где и бросили.



Кстати, при передаче Путивльского района в 1925-1926 гг. в состав УССР необходимо учитывать одну немаловажную деталь. На основании архивных документов передача района в состав Украиной ССР проводилась при условии, что район получает статус русской национальной автономии в составе республики (включая ещё несколько таких районов). Просуществовала эта автономия до второй половины 30-х годов, после чего тогдашние партэлиты УССР решили русские национальные автономии тихой сапой упразднить, что декларативно представлялось как шаг по «сближению русского и украинского народов».

Для справки:

С 1920 по 1928 годы в состав УССР были переданы свыше 500 населённых пунктов (городов, сёл, деревень) Курской, Брянской и Воронежской областей, территории так называемого Войска Донского, а также несколько районов Гомельской области, на 1926 год входившей в состав РСФСР.

Такая история...


Алексей Володин

via


Recent Posts from This Journal

Comments

( 46 comments — Leave a comment )
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
diadia_borodaty
Jul. 19th, 2016 07:45 am (UTC)
Следующий пост будет про Юрьев - Дерпт? )))
romanovz
Jul. 19th, 2016 07:50 am (UTC)
Вообще образование всех этих национальных республик дело мерзотное. У нас внутри страны есть свои псевдореспублики.
visualhistory
Jul. 19th, 2016 07:54 am (UTC)
Если эти псевдореспублики до сих пор не упразднили, значит, это кому-то выгодно.
(no subject) - romanovz - Jul. 19th, 2016 08:05 am (UTC) - Expand
(no subject) - visualhistory - Jul. 19th, 2016 08:10 am (UTC) - Expand
(no subject) - romanovz - Jul. 19th, 2016 08:14 am (UTC) - Expand
(no subject) - potapov_tlt - Jul. 19th, 2016 08:17 am (UTC) - Expand
(no subject) - ab_2 - Jul. 19th, 2016 08:19 am (UTC) - Expand
(no subject) - dmitri780726 - Jul. 19th, 2016 08:57 am (UTC) - Expand
(no subject) - visualhistory - Jul. 19th, 2016 09:00 am (UTC) - Expand
slavic_on
Jul. 19th, 2016 07:54 am (UTC)
курск - украинская земля
mikhail_zaikin
Jul. 19th, 2016 08:04 am (UTC)
Курск не может ей быть, ибо город образован много раньше появления на свет Украины.
(no subject) - potapov_tlt - Jul. 19th, 2016 08:17 am (UTC) - Expand
(no subject) - gordeich74 - Jul. 19th, 2016 08:48 am (UTC) - Expand
mikhail_zaikin
Jul. 19th, 2016 08:02 am (UTC)
Прошу прощения, я не читал всю статью целиком, но выскажу мнение:
Как я думаю, создатели СССР умышлено передали большие куски Российской империи в состав УССР, таким образом, что
1. Увеличили долю лояльного к советам рабочего класса на Украине (Донбасс)
2. Увеличили долю русскоговорящего населения, нажевавшего жить в независимой от остальной России Украине (иные территории),
3. Усыпили честолюбие Украинских националистов, создав мощную украинскую республику, а ведь они проиграли до этого войну Польше за право владеть Львовом.
Мне логика творцов СССР понятна.
visualhistory
Jul. 19th, 2016 08:06 am (UTC)
Да, эту идею специалисты озвучили ещё в 1993 году.
(no subject) - ab_2 - Jul. 19th, 2016 08:17 am (UTC) - Expand
(no subject) - gordeich74 - Jul. 19th, 2016 09:15 am (UTC) - Expand
(no subject) - ab_2 - Jul. 19th, 2016 10:28 am (UTC) - Expand
(no subject) - gordeich74 - Jul. 19th, 2016 12:03 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ab_2 - Jul. 19th, 2016 12:09 pm (UTC) - Expand
(no subject) - gordeich74 - Jul. 19th, 2016 03:50 pm (UTC) - Expand
(no subject) - ab_2 - Jul. 19th, 2016 05:41 pm (UTC) - Expand
(no subject) - gordeich74 - Jul. 20th, 2016 03:22 am (UTC) - Expand
dmitri780726
Jul. 19th, 2016 08:12 am (UTC)
Хотелось бы узнать мнение автора блога о Ленина и пользе принесенной им обоим народам!
romanovz
Jul. 19th, 2016 08:15 am (UTC)
Пользе? Серьезно?
(no subject) - dmitri780726 - Jul. 19th, 2016 08:52 am (UTC) - Expand
(no subject) - romanovz - Jul. 19th, 2016 09:08 am (UTC) - Expand
(no subject) - visualhistory - Jul. 19th, 2016 08:52 am (UTC) - Expand
gordeich74
Jul. 19th, 2016 08:54 am (UTC)
Вместо того, чтобы плакать о давно и безвозвратно ушедшем Путивле - поплачьте лучше о пока ещё русских островах Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи. А то, судя по ведущимся переговорам, они скоро перестануть быть исконно русскими.
visualhistory
Jul. 19th, 2016 08:57 am (UTC)
Чего это вдруг "безвозвратно"? Знаете, сколько за 20 лет я слышал сентенций, что "Крым, увы и ах, потерян для России навсегда"?
(no subject) - gordeich74 - Jul. 19th, 2016 09:12 am (UTC) - Expand
mikhail_zaikin
Jul. 19th, 2016 08:54 am (UTC)
Да! Таки Россия не претендует на один город, её удовольворить весь полуостров целиком!
Игорь Рябинин
Jul. 19th, 2016 09:31 am (UTC)

странно что россия ставит себе такие мелкие цели, как Путивль. Аляска, это да. И лозунг бросить типа " Превратили Дальний Восток в жопу, превратим в жопу и Аляску."

mcleod1564
Jul. 19th, 2016 09:55 am (UTC)
Началась пропаганда подготовки очередного крысчанства, ой, сорри, образования очередной "народной республики"...
А чо с Москвы боитесь начать?
:)))
vborgman
Jul. 19th, 2016 11:19 am (UTC)
1. "Как пример – Путивльский район, административный центр которого, как известно, упоминается ещё в «Слове о полку Игореве»."

Задрали уже. Не упоминается он там. На момент написания "Слова..." данный городок на Сейме именовался ПутиМль. ПутиВль же, в котором рыдала Ярославна, находился на Десне, рядом с Новгородом-Северским (уж точно не менее русским городом). Там до сих пор есть селение Путивск и Путивская гора...

2. Посмотрели бы, как голосовали эти "исконно русские" путивляне на всех последних выборах. Уж точно никаких особенно пророссийских настроений сейчас там нет. Это, конечно, не Ромны с Недригайловом, но и не самый лояльный к РФ район области. Лучше всего голосует Середина-Буда и Шостка, которые по записанному нацсоставу намного "украинистее"...
privalovsky
Jul. 19th, 2016 04:27 pm (UTC)
Про упразднение русских автономий властями УССР не совсем правда. Все национальные районы и сельсоветы по всему Союзу были упразднены в конце 1930-х указом центральных властей. Тогда же и украинские автономии в РСФСР были упразднены, и многое другое.
Виталий Волошин
Jan. 3rd, 2017 07:20 pm (UTC)
Эти земли изначально принадлежали Киеву, с того времени, когда в место Москвы суслики по полю бегали
ph098
Nov. 12th, 2017 01:38 am (UTC)
такое ощущение,что украина как раковая опухоль,расползалась по телу больного ссср...
igors1900
Jan. 10th, 2018 12:51 pm (UTC)
путивль
Путивль отошел к Украине тк большинство населения были украинцы ,деления в ссср происходили по языковому принципу ,посмотрите карту распространения укр языка!
igors1900
Jan. 10th, 2018 12:55 pm (UTC)
путивль
путивль отошел к Украине потому что большинство населения составляли украинцы ,посмотрите карту распространения укр языка в ссср в 1920 ,взамен отошли к рсфср территория таганрога и окрестностей не говоря уже о кубани ....
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
( 46 comments — Leave a comment )

Profile

visualhistory
visualhistory

Latest Month

October 2019
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Tags

free counters



История и современность

Locations of visitors to this page

История и современность
Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner