?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Как сообщат СМИ, кинорежиссёр и депутат Госдумы от «Единой России» Станислав Говорухин назвал слово «россиянин» отвратительным и отметил, что жители России много веков называли себя русскими. Об этом Говорухин сказал в эфире «Россия 24», комментируя предложение о создании закона о российской нации.

«Россиянин — само слово отвратительно. Может оно и прижилось, но «россиянка», «россияне» даже чисто лингвистически отвратительно звучит. Но вполне возможно, что мы были много веков русским народом, а теперь станем россиянами», — сказал Говорухин.


Прочитал и задумался. Кажется, я сам себя ни разу в жизни не назвал "россиянином".  Национальность — русский, nationality — "гражданин РФ".
Никогда до сих пор не пытался сформулировать своего отношения к слову "россиянин", но подсознательно оно всегда почему-то вызывало раздражение.
"Офицеры, Россияне, пусть свобода воссияет"....

Comments

( 94 comments — Leave a comment )
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
pav605
Nov. 17th, 2016 11:46 am (UTC)
Да. Россияне, марсиане, инопланетяне....
uspppeerm
Nov. 17th, 2016 11:56 am (UTC)
Ну тут надо разделять нация-национальность. Вот товарищ буквально только что написал:

=Вот вы, наверное удивитесь, но мне эта инициатива очень понравилась. Я сейчас расскажу почему.
Сейчас есть постоянная путаница в понятиях "национальность" и "нация". Введение же юридического понятия "Российская нация" позволит четко разграничить эти понятия. Тогда, например я, смогу идентифицировать себя как "русского россиянина". А те, кто утратил по тем или иным причинам свою национальную идентичность останется быть просто "россиянином". Мы сможем больше не слышать этот лютый бред, типа "я русский армянин (еврей, немец, чукча)". Теперь все будет четко и понятно - армянин и россиянин. Все граждане страны, таким образом, станут равны между собой, объединившись в одной политической нации. И при этом никому не придется теперь отказываться от своей национальности. И русские перестанут испытывать когнитивный диссонанс от многочисленных "русских ***** происхождения", которые по сути заставляют их называть себя "русский русский" или "русский русского происхождения", что, согласитесь, и звучит дико и нормам русского языка противоречит.
Замечательная, одним словом, инициатива.=
http://urgor.livejournal.com/1002510.html

Я и сам почти сразу так подумал, но только не в смысле "понравилось", а в смысле некоего оправдания инициативы что ли. Ибо пока не понятно что и кто за этой движухой кроется.
visualhistory
Nov. 17th, 2016 12:01 pm (UTC)
Да понятноЮ что кроется. Раз есть "российская нация" в границах РФ, то проблема "самого большого разделённого народа в мире" вроде как бы снимается сама собой.
(no subject) - uspppeerm - Nov. 17th, 2016 12:14 pm (UTC) - Expand
skif_tag
Nov. 17th, 2016 11:57 am (UTC)
А каков был процент инородцев "тогда" и "теперь"?. Какой процент нерусских россиян с современной России? И тут же тенденция к росту, и росту серьёзному...
raymond_babbitt
Nov. 17th, 2016 12:11 pm (UTC)
А татары что, теперь уже не русские что ли? Что за "нерусские" в России?

— Вот этот мой приближённый — поляк, вот немец. Вон стоят два генерала — они грузины. Этот придворный — татарин, вот финн, а там крещёный еврей.
— Тогда где же русские? — спросил Кюстин.
— А вот все вместе они и есть русские.
(no subject) - vikond65 - Nov. 17th, 2016 02:09 pm (UTC) - Expand
(no subject) - raymond_babbitt - Nov. 17th, 2016 04:26 pm (UTC) - Expand
(no subject) - vikond65 - Nov. 17th, 2016 04:35 pm (UTC) - Expand
(no subject) - raymond_babbitt - Nov. 17th, 2016 06:59 pm (UTC) - Expand
grohotailo
Nov. 17th, 2016 12:10 pm (UTC)
Вспомни пьяного Баруха Эльцина, который по телевизору гундел "даарагия рассияне". Брр! Как вспомню, так вздрогну!
visualhistory
Nov. 17th, 2016 12:11 pm (UTC)
Да, вот-вот! Как раз хотел написать, что от слова "россияне" за версту несёт пьяным Ельциным.
(no subject) - lupus_1 - Nov. 17th, 2016 12:17 pm (UTC) - Expand
(no subject) - svputilov - Nov. 17th, 2016 03:36 pm (UTC) - Expand
(no subject) - vikond65 - Nov. 17th, 2016 02:36 pm (UTC) - Expand
(no subject) - drug_n_a_ro_d_a - Nov. 17th, 2016 06:20 pm (UTC) - Expand
(no subject) - vikond65 - Nov. 17th, 2016 06:30 pm (UTC) - Expand
(no subject) - idelle_m - Nov. 28th, 2016 07:38 pm (UTC) - Expand
lupus_1
Nov. 17th, 2016 12:10 pm (UTC)
Нормальное слово. Веет от него чем-то из петровских времен.
visualhistory
Nov. 17th, 2016 12:12 pm (UTC)
А в петровские времена точно было такое слово?
(no subject) - lupus_1 - Nov. 17th, 2016 12:14 pm (UTC) - Expand
(no subject) - vikond65 - Nov. 17th, 2016 02:40 pm (UTC) - Expand
(no subject) - svputilov - Nov. 17th, 2016 03:37 pm (UTC) - Expand
(no subject) - vikond65 - Nov. 17th, 2016 04:26 pm (UTC) - Expand
(no subject) - visualhistory - Nov. 17th, 2016 04:44 pm (UTC) - Expand
(no subject) - vikond65 - Nov. 17th, 2016 04:56 pm (UTC) - Expand
(no subject) - visualhistory - Nov. 17th, 2016 05:16 pm (UTC) - Expand
(no subject) - svputilov - Nov. 17th, 2016 05:32 pm (UTC) - Expand
(no subject) - vikond65 - Nov. 17th, 2016 06:29 pm (UTC) - Expand
(no subject) - svputilov - Nov. 17th, 2016 07:12 pm (UTC) - Expand
(no subject) - vikond65 - Nov. 17th, 2016 09:06 pm (UTC) - Expand
(no subject) - svputilov - Nov. 17th, 2016 10:28 pm (UTC) - Expand
(no subject) - vikond65 - Nov. 17th, 2016 11:24 pm (UTC) - Expand
(no subject) - svputilov - Nov. 18th, 2016 12:03 am (UTC) - Expand
(no subject) - vikond65 - Nov. 18th, 2016 10:57 am (UTC) - Expand
(no subject) - svputilov - Nov. 18th, 2016 01:06 pm (UTC) - Expand
(no subject) - vikond65 - Nov. 18th, 2016 01:30 pm (UTC) - Expand
(no subject) - svputilov - Nov. 18th, 2016 04:53 pm (UTC) - Expand
(no subject) - vikond65 - Nov. 18th, 2016 09:17 pm (UTC) - Expand
(no subject) - svputilov - Nov. 18th, 2016 11:18 pm (UTC) - Expand
(no subject) - vikond65 - Nov. 18th, 2016 11:33 pm (UTC) - Expand
(no subject) - svputilov - Nov. 19th, 2016 12:57 am (UTC) - Expand
(no subject) - snowlandia - Nov. 17th, 2016 03:31 pm (UTC) - Expand
raymond_babbitt
Nov. 17th, 2016 12:12 pm (UTC)
Понятно, что это сделано, чтобы отделить тех русских, которые живут на Украине, в Казахстане и пр. от России.
visualhistory
Nov. 17th, 2016 12:14 pm (UTC)
У меня тоже такое подозрение. Если мы "российская нация", то русские Новороссии, Казахстана или Прибалтики - для нас уже кто?
(no subject) - calendulae - Nov. 17th, 2016 02:37 pm (UTC) - Expand
pennkoff
Nov. 17th, 2016 12:14 pm (UTC)
Ну пусть Станислав Сергеевич посвящение к "Борису Годунову" прочитает.
svputilov
Nov. 17th, 2016 03:41 pm (UTC)
Карамзин писал "россияне" - но только как высокий синоним слова "русские". Ельцин и его национальная политика изменили значение этого слова и испохабили его.
(no subject) - pennkoff - Nov. 17th, 2016 04:44 pm (UTC) - Expand
(no subject) - svputilov - Nov. 17th, 2016 05:41 pm (UTC) - Expand
(no subject) - svputilov - Nov. 17th, 2016 05:44 pm (UTC) - Expand
(no subject) - pennkoff - Nov. 18th, 2016 06:14 am (UTC) - Expand
(no subject) - svputilov - Nov. 18th, 2016 01:27 pm (UTC) - Expand
(no subject) - idelle_m - Nov. 28th, 2016 07:35 pm (UTC) - Expand
(no subject) - morved - Nov. 17th, 2016 06:17 pm (UTC) - Expand
(no subject) - pennkoff - Nov. 18th, 2016 06:13 am (UTC) - Expand
ab_2
Nov. 17th, 2016 12:32 pm (UTC)
Слово-то хорошее, но запомоенное ельциными-путиными. Лет через сто после прекращения его употребления официальными балаболами будет снова восприниматься нормально.
anvarja
Nov. 17th, 2016 01:15 pm (UTC)
Воспоминания в Царском Селе

О, громкий век военных споров,
Свидетель славы россиян!
Ты видел, как Орлов, Румянцев и Суворов,
Потомки грозные славян,

А. С. Пушкин
visualhistory
Nov. 17th, 2016 01:43 pm (UTC)
Кто устоит в неравном споре:
Кичливый лях, иль верный росс?
Славянские ль ручьи сольются в русском море?
Оно ль иссякнет? вот вопрос.

А.С.Пушкин

Edited at 2016-11-17 01:44 pm (UTC)
leon_rumata
Nov. 17th, 2016 01:34 pm (UTC)
А как называть себя татарвм, чеченцам, бурятам и калмыкам?
Русскими - это будет неправда, да и не захотят они отрекаться от своих корней. Россияне - нормальный компромисс. "Граждане РФ" - то же самое, но длиннее и сухо, официально.

Говорухин, как и все "творцы" - периодически бредит и чушь несет. Еще со времен "России, которую мы потеряли"...
Не стоит к нему относиться чересчур серьезно... Шут - он и есть шут, даже царский...

Edited at 2016-11-17 01:36 pm (UTC)
visualhistory
Nov. 17th, 2016 01:40 pm (UTC)
Согласен, что для кого-то называться "россиянином" удобнее. Но для русских это уже "избыточная" идентичность. Не думаю, что казахи любят называть себя казахстанцами, а таджики - таджикистанцами.
(no subject) - leon_rumata - Nov. 17th, 2016 01:55 pm (UTC) - Expand
(no subject) - vikond65 - Nov. 17th, 2016 02:16 pm (UTC) - Expand
(no subject) - visualhistory - Nov. 17th, 2016 02:18 pm (UTC) - Expand
(no subject) - vikond65 - Nov. 17th, 2016 02:34 pm (UTC) - Expand
(no subject) - morved - Nov. 17th, 2016 06:20 pm (UTC) - Expand
(no subject) - vikond65 - Nov. 17th, 2016 06:45 pm (UTC) - Expand
(no subject) - morved - Nov. 17th, 2016 07:02 pm (UTC) - Expand
(no subject) - vikond65 - Nov. 17th, 2016 08:37 pm (UTC) - Expand
(no subject) - pennkoff - Nov. 18th, 2016 06:15 am (UTC) - Expand
(no subject) - svputilov - Nov. 17th, 2016 03:43 pm (UTC) - Expand
(no subject) - leon_rumata - Nov. 17th, 2016 04:25 pm (UTC) - Expand
(no subject) - svputilov - Nov. 17th, 2016 05:24 pm (UTC) - Expand
(no subject) - leon_rumata - Nov. 17th, 2016 05:41 pm (UTC) - Expand
tabetorv
Nov. 17th, 2016 01:43 pm (UTC)
слово не новое

Да увенчают россияне из злата вылитый твой зрак - это Дмитриев, 1794
Лихая мода, неш тиран, недуг новейших россиян - Пушкин, 1830

visualhistory
Nov. 17th, 2016 01:45 pm (UTC)
Re: слово не новое
Ещё бы понимать, какой смысл поэты тогда вкладывали в слова "россы" и "россияне".
Re: слово не новое - svputilov - Nov. 17th, 2016 03:47 pm (UTC) - Expand
(no subject) - tabetorv - Nov. 18th, 2016 04:34 am (UTC) - Expand
(no subject) - svputilov - Nov. 18th, 2016 12:48 pm (UTC) - Expand
reist2000
Nov. 17th, 2016 02:17 pm (UTC)
Для меня "русские" и "россияне" в старых текстах звучат совершенно нормально - слова-синонимы. Причём "русский" имело два смысла, в зависимости от контекста - русский как принадлежность стране и русский как национальность; никакой серьёзной путаницы не возникало.
(Что-то типа русский (из Российской империи) - русский (по национальности. Сталин - русский (для внешнего потребления, с точки зрения страны) -грузин (с точки зрения малой родины) или я москаль из Москвы / я москаль из Вологды)

А в 1990-е появилась проблема - смыслы разошлись.
1) Русские (как нация) впервые за очень долгий период в огромном и организованном (целыми городами) количестве оказались вне страны.
2) Подъём национализма - т.е. начали акцентировано говорить - мы мол не русские, мы татары.
Расхождение смыслов до конца ещё не оформилось, но имеет место быть.
Поэтому современное "россияне" звучит как криво и нарочито, сразу напоминает о бардаке в нашей стране и сопредельных.

"Не думаю, что казахи любят называть себя казахстанцами,"
Был момент, когда путешествовали вместе с русскими из Алма-Аты. И на границе сказали что-то типа - русские в этот коридор, казахстанцы - в этот. У Алма-Атинцев был вид, как будто их ударили плёткой.
Но, думаю, проблема решится так, что русские (из России) останутся русскими, а всех остальных просто со временем будут звать по стране проживания - латыши, казахстанцы и т.п.
sven_svensen
Nov. 17th, 2016 02:55 pm (UTC)

Был советский, стал россиянин

hotmysl
Nov. 17th, 2016 03:49 pm (UTC)
"О русской идее здесь напоминало только блатное обращеньице "россияне", всегда казавшееся Татарскому чем-то вроде термина "арестанты", которым воры в законе открывают свои письменные послания на зону, так называемые "малявы"." (с)
Пелевин гениален)
(no subject) - antikvap - Nov. 17th, 2016 06:30 pm (UTC) - Expand
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
( 94 comments — Leave a comment )

Profile

visualhistory
visualhistory

Latest Month

October 2018
S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   

Tags

free counters



История и современность

Locations of visitors to this page

История и современность
Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner