?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Действительно, очень любопытный сюжет. При этом сразу вспомнилась эта фотография.

Оригинал взят у ymorno_ru в Приезд учительницы в деревню: что на самом деле изображено на картине

«Приезд учительницы в деревню» Художник Маковский В.Е.


Картина Владимира Маковского "Приезд учительницы в деревню" (1897) — типичная жанровая картина конца 19 века. Картина как–бы проста и понятна, но весь культурный контекст, связывавшийся у первоначального зрителя с изображенным, давно уже утерян. Мы видим, что изображено на картине, но не можем догадаться, что подразумевается помимо изображенного и что нам об этом думать. Попробуем разобраться.


На первый взгляд, картина оптимистична. Мы видим двор крестьянской усадьбы в Южной России (тополь, наряд бабы слева, характерная форма кровли). Во дворе за столом сидит только что приехавшая (телегу с ее вещами еще не успели разгрузить) учительница в типичном для "барышни" городском наряде. Учительницу, по всей видимости, принимают хорошо — баба в ярком народном костюме уже растопила самовар, принесла фаянсовые чайник и чашку (для крестьян это парадные предметы), глиняную крынку с чем–то (молоко?), малопонятные фрукты или овощи. Какие–то личности, высунувшиеся из дома, с любопытством разглядывают учительницу; хмурый мужик куда–то ведет лошадь. Сияет летнее солнце. Но учительница, симпатичная и хорошо одетая молодая женщина, находится в оторопи, ничему не радуется, да и вообще выглядит так, как будто бы ее отправили на каторгу.

В общем, можно подумать, что капризная городская девица по глупости и вздорности не умеет радоваться травке, солнышку, свежей еде и прочим идиллическим прелестям деревенской жизни.

Что это всё значит на самом деле? Начнем со школы и положения сельских учителей. На 1897 год основым типом сельской школы была одноклассная школа с двух — или трехлетним) курсом. В половине случаев эта школа была земской (побольше зарплата, поменьше молитв), в половине — церковно–приходской (обратная ситуация). Одноклассной школа была в том смысле, что в ней была одна классная комната, и учитель одновременно занимался с детьми всех лет обучения. В школе учили чтению и письму, Закону Божию и чтению на церковно–славянском языке, арифметике; Закон Божий преподавал священник, а все остальные предметы — один учитель. Учителя получали приблизительно 240 рублей в год, как рабочий невысокой квалификации, меньше фельдшера в земской больничке, меньше волостного писаря. Но, кроме жалованья, учителям полагалось еще и бесплатное жилище (по умолчанию комната и кухня) с бесплатным отоплением.



В учителя брали равно мужчин и женщин, причем платили им одинаковое жалованье; это было весьма благородно для той эпохи, когда женщина обычно получала в два и более раза меньше мужчины за одинаковую работу (относится даже к учительницам гимназий). На момент написания картины женщин в профессии было чуть меньше половины. Сельские (их называли народными) учителя не являлись чиновниками, и для них закрыта всяческая карьера — ближайший начальник, инспектор народных училищ, приходившийся в среднем на сто школ, был уже чиновником с высшим образованием.

Образовательный ценз для народных учителей был невысоким. Кто–то (больше мужчины) заканчивал специализированные учебные заведения — учительские семинарии, это 6–летнее образование с курсом ниже среднего. Кто–то (исключительно женщины) заканчивал гимназию и сдавал на звание учительницы простой дополнительный экзамен; с начала 20 века в гимназиях появлялись добавочные 8–е классы, доучивавшие девочек именно на звание учителя начальной школы. Брали, при условии сдачи особого экзамена, и выпускников разных других учебных заведений с 6–летним и более курсом. Даже выпускники двухклассной (то есть 5–летней) начальной школы могли быть принимаемы в учителя при нехватке более компетентных кандидатов.

Итак, народные учительницы происходили из самых разных слоев общества и имели различный образовательный статус. Что же тогда происходит на нашей картине? Почему именно эта учительница такая смурная?



«В сельской школе» Художник Маковский В.Е.


Для начала, надо понять, что перед нами женщина, одетая по моде городского среднего класса: блузка сложного покроя, кружевное жабо, шляпка — это наряд "барышни". Учительница, выбравшаяся из крестьян, никогда не стала бы одеваться так замысловато. Мы видим, несомненно, бывшую гимназистку (или, как минимум, выпускницу епархиального училища).

Но какая сила могла занести гимназистку в деревню? И тут мы подбираемся к сути картины.

Молодым женщинам среднего и высшего класса в ту эпоху было очень сложно найти себе мужа. Дело в том, что по правилам стратифицированного общества мужчины могут жениться "по горизонтали" (то есть на равных) и "вниз" (то есть на невестах ниже себя по социальному статусу), а вот женщины могут выходить замуж только "по горизонтали" и "вверх". Поскольку общество устроено как пирамида, и каждый высший социальный слой имеет заметно меньше членов, чем примыкающий к нему низший, то потенциальных невест "снизу" много, а потенциальных женихов "наверху" мало. А женихов "по горизонтали", среди равных, всегда оказывается меньше, чем невест — кто–то уже нашел себе невесту "снизу", а кто–то не особенно хочет жениться.

Напомним, что брак в том мире был для женщины решением всех жизненных проблем — он давал и социальный статус, и доход, и занятие (разумеется, занятие матери и домохозяйки), и доступ к сексу и деторождению. Для мужчины же брак давал всего лишь одну возможность — иметь законных наследников, все остальные опции были доступны в равной мере и женатым, и холостым; более того, доступ к сексу для мужчины после вступления в брак только ухудшался. Соответственно, мужчина нуждался в браке меньше, чем женщина. Как результат, брак во всех случаях, когда это было возможно, сопровождался доплатой со стороны женщины — приданым.

Но в эпоху 5% доходности многолетних накоплений и многодетности скопить на значимое (то есть дающее значительный для новой семьи постоянный доход) приданое для каждой из дочерей могла только очень и очень обеспеченная семья. Всем остальным приходилось как–то устраивать в жизни дочерей–бесприданниц. И тут на помощь приходила гимназия. Восьмилетнее обучение обходилось в 600–800 рублей (если девочка при этом жила дома), и вложиться в учебу было куда умнее, чем покупать на эти деньги белье или сервизы, которые все равно не произведут на жениха большого впечатления. Разумеется, гимназистка, при прочих равных, была много более привлекательной невестой, чем необразованная девица — она имела хорошо поставленную речь, читала книжки, могла написать письмо, умела поддержать беседу, даже знала немного по–французски.

Семьи из среднего, а иногда и из самых верхов низшего класса сдавали дочерей в гимназии вперебой. Министерство народного просвещения относилось к женским гимназиям безразлично — если местная инициатива имелась и был платежеспособный спрос, то почему бы и не открывать их там, где о том попросили. Спрос же имелся и непрерывно возрастал, и с 1890–х годов начался быстрый рост числа женских гимназий. К 1913 году в число мальчиков и девочек, учащихся в средних учебных заведениях, сравнялось. Мужские гимназии выпускали будущих студентов, чиновников, старших служащих в больших фирмах — а женские тем временем выпускали будущих невест.




Но, увы, по описанным выше причинам женихов все равно недоставало. Чем больше становилось невест–гимназисток, тем меньшее преимущество давала гимназия на брачном рынке. Грубо говоря, на четырех выпускниц гимназии приходились максимум три доступных для брака выпускника гимназии. Кто–то нашел себе необразованную, но имевшую приданое купеческую дочку, кто–то поступил в студенты или в офицеры (первым не разрешалось жениться вовсе, вторым до 29 лет), кто–то предпочел остаться холостяком. Век невесты–бесприданницы был недолог — 23–24 года, и ты вылетаешь с брачного рынка.

И вот тогда семье приходилось решать, что делать с дочкой, вероятность выйти замуж для которой стремительно уменьшается с каждым днем. Разумеется, те, кто мог себе позволить содержать незамужнюю дочь до конца дней в семье, так и поступали. Но многие и так отдавали дочерей в гимназии на последние деньги. Как пристроить в жизни неудачливую девушку? Увы, работы в городе для женщины со средним образованием было мало. Секретарш и машинисток в 1897 году еще не было. Продавщицы были великой редкостью, а платили им копейки. Разумеется, гимназистки могли стать домашними учительницами и гувернантками, но и этих завидных мест резко не хватало. Пойти и заняться простым физическим трудом человек со средним образованием в ту эпоху не мог — это было такое падение, что уж лучше сразу перейти к проституции. Последней опцией для тех, кто не смог найти ничего лучшего, и была должность сельской народной учительницы. То, что мы видим на картине — это итог крушения всех жизненных планов и надежд молодой женщины, чем и объясняется ее унылый внешний вид.

Сельское учительство оказывалось для женщины жизненным тупиком, выбраться из которого было очень и очень сложно. Денег платили ровно столько, что на деревенский вкус можно жить припеваючи, а вот накопить на то, чтобы выбраться из деревни, никогда не удавалось. Связь с городской культурой с годами терялась, и учительницы постепенно дичали — выписать ежедневную газету, толстый журнал, и купить за год 5–6 книжек стоило 40–50 рублей, то есть было для них уже малодоступным. Круг общения сужался до земского доктора, фельдшера и волостного писаря — учительница не могла общаться с "низшими" крестьянами (а помещики, по той же причине, не могли общаться с учительницей), что сводило шансы на замужество к нулю. И наконец, бытовые и гигиенические условия деревенской жизни для всякого выходца из среднего класса, у которого не было дома барского типа и прислуги, казались ужасными. Огромные сложности с мытьем, необходимость прилюдно справлять нужду на огороде (а вы думали, что у крестьян тогда были туалеты?) — все это ежедневно напоминало бедной учительнице, что ее жизнь по существу является каторгой.

Итак, наша картина совсем не про идиллию деревенской жизни, которую не умеет оценить вчерашняя горожанка. Сюжет ее куда более суровый. Полотно рассказывает нам о мире жестких гендерных отношений, в котором девушка, не сумевшая найти себе к 25 годам мужа, должна была убираться на обочину жизни.




См.также:

Маковский Константин Егорович. Русский художник

Маковский «Крах банка»: что на самом деле изображено на картине

Кому на Руси пить хорошо?

Школьная форма в России: от царских указов до полной анархии






Comments

( 39 comments — Leave a comment )
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
oldporuchik
Dec. 1st, 2016 09:59 am (UTC)
Насколько мне известно, 8-й класс женской гимназии позволял работать только ДОМАШНЕЙ учительницей.
http://oldporuchik.livejournal.com/80993.html
wazawai_n2
Dec. 1st, 2016 09:59 am (UTC)
«о мире жестких гендерных отношений»

Каких ещё «гендерных»? Половых.

Нашли новое модное слово... И тычут, и тычут!
oldporuchik
Dec. 1st, 2016 10:00 am (UTC)
Они хочут свою образованность показать, поэтому говорят о непонятном
(no subject) - wazawai_n2 - Dec. 1st, 2016 10:01 am (UTC) - Expand
половое/гендерное - Michael Antonov - Dec. 6th, 2016 04:50 am (UTC) - Expand
Re: половое/гендерное - wazawai_n2 - Dec. 7th, 2016 06:52 am (UTC) - Expand
enki_clever
Dec. 1st, 2016 10:50 am (UTC)
Непонятно, чему может научить человек, у которого мозгов нет.
alexanderdikiy
Dec. 1st, 2016 11:44 am (UTC)
Да это сборный портрет большинства блогерш. Вот что значит реализм.
dubovskiy
Dec. 1st, 2016 12:12 pm (UTC)
Не такие уж жёсткие и непоколебимые были ограничения и правила. Известны случаи, когда московская дворянка вышла замуж за крестьянина (история крестьянского поэта Гервасия Псальмова) или когда помещики-меценаты оплачивали сельским учительницам культурно-образовательные поездки по Европе, строили в сёлах школы, содержали преподавательский персонал и оплачивали обучение крестьянских детей. Меценатство среди купцов и владельцев помещичьих усадеб на рубеже 19 и 20 веков было в моде.
tkachenkobob
Dec. 1st, 2016 03:57 pm (UTC)
Учительница
Я не такая - я жду трамвая
https://pp.vk.me/c637319/v637319820/1fa9c/df0jJKo1dRc.jpg
antipodus65
Dec. 1st, 2016 06:53 pm (UTC)
Очередные еврейско-коммунистические советские бредни.
"Потому что я хочу в уборную,А уборных в России нет!"

Этот отвратительный автор (а таких, пишущих заметки по истории России, много, в том числе и сетевых газетах) под ником cfvxfncrbq видимо считает, что и рядом с зданием школы не было туалета, и учительница на переменах восседала пописать среди учеников и учениц "на огороде" в школьном дворе. А утром садилась "по большому" рядом с хозяином дома, в котором она жила.
Дурак видимо не знает (в силу своего интересного происхождения, возможно) - а скорее это сделано специально - что учитель-учительница жил(а) в здании школы, где была его (её) квартира, то есть комната с кухней. Рядом с школой могла быть баня, да и была, конечно, как рядом с каждой избой, или он(она) могли ходить в баню к соседям. По субботам.
И ещё несёт какой-то бред про замужества!
И ещё несёт советскую бредятину про обучение в начальных школах "Закону Божию и чтению на церковно–славянском языке" - всё это обучение было чисто номинальным.

Дурак не знает, что такое "церковно-приходская школа". А это просто школа, где зарплату и содержание учителя оплачивает местный приход, и всё!!! К собственно церкви эта школа не имела никакого отношения!!! Пора бы эту простую вещь понять.

И школы тогда назывались училищами. То есть это были начальные школы с обучением 5-6 лет. За это время ученики проходили два класса. Это были совершенно нормальные начальные школы, ничем особенным от современных начальных школ отличающиеся, и дававшие примерно такое же, как сейчас, начальное образование.

Таких "просветителей", как этот cfvxfncrbq, нужно бы давить в колыбели. Будь прокляты все эти дегенераты!


Edited at 2016-12-01 06:58 pm (UTC)
kon_pihto
Dec. 2nd, 2016 01:48 am (UTC)
1."К собственно церкви эта школа не имела никакого отношения!!" - ну да, конечно... ;-) "Определением Временного правительства от 20 июня 1917 г. были переданы почти все церковно-приходские школы из введения Святейшего Синода в ведение Министерства народного просвещения" - ну конечно, Святейший Синод был чем-то вроде общества любителей хорового пения - в церквах :-)
2."То есть это были начальные школы с обучением 5-6 лет" - угу, как же... ;-) " В 1884 году изданы «Правила о церковно-приходских школах», по которым создавались одноклассные (2-годичные) и двухклассные (4-годичные, с начала XX века — 3-годичные) церковно-приходские школы". Кстати, мой дед окончил как раз одноклассную школу, а лишний год в двухклассной школе поучиться не удалось, работать на своей земле надо было.

Школота, марш учить матчасть, нефиг на халяву деньги за "ботопосты" получать! :-)
А то также, как в журнале у Хумуса, жидко обделаетесь...

Edited at 2016-12-02 01:48 am (UTC)
(no subject) - antipodus65 - Dec. 2nd, 2016 08:28 am (UTC) - Expand
(no subject) - kon_pihto - Dec. 2nd, 2016 08:36 am (UTC) - Expand
(no subject) - antipodus65 - Dec. 2nd, 2016 08:46 am (UTC) - Expand
kon_pihto
Dec. 2nd, 2016 02:15 am (UTC)
Цель обучения в церковно-приходских школах определялась первым параграфом Закона о школах, в котором говорилось: "Школы сии имеют целью утверждать в народе православное учение веры и нравственности и сообщать первоначальные полезные знания", И далее в девятом параграфе : " ... приходские школы нераздельно с церквью должны внушать детям любовь к Церкви и богослужению, дабы посещение церкви и участие в богослужении сделались навыком и потребностью сердца учащихся. В воскресные и праздничные дни учащиеся должны присутствовать при богослужении, а способные, но по надлежащей подготовке, должны участвовать в церковном чтении и пении. Ежедневные занятия начинаются и оканчиваются молитвою".
antipodus65
Dec. 2nd, 2016 08:34 am (UTC)
О как конь весело гарцует, выхаживает!
creaze
Dec. 2nd, 2016 06:08 am (UTC)
> учительница не могла общаться с "низшими" крестьянами

А она не могла плюнуть на эти правила стратифицированного общества и выйти за мужика? Ну, когда уже окончательно ясно, что всё, вот он — тупик. Ну чё товару портиться-то? Типа, крестьянки ж тоже живут, детей рожают?

Или даже в сравнении с сельской учительницей жизнь крестьянская была таким адом, что лучше старой девой помереть или выйти за вон того чахоточника-писаря?
kon_pihto
Dec. 2nd, 2016 08:12 am (UTC)
"Или даже в сравнении с сельской учительницей жизнь крестьянская была таким адом, что лучше старой девой помереть или выйти за вон того чахоточника-писаря?" ню-ню...
А как быстро вы подоите корову? А - квашня у вас всегда всходит? И хлеб в печи у вас обычно хорошо получается, не подгорает? А... можно вам задать ещё несколько десятков вопросов о "жизни крестьянской" - но я думаю, что не стоит зря тратить время. Верно? ;-)
чё сказать-то хотел? - creaze - Dec. 2nd, 2016 09:35 am (UTC) - Expand
Re: чё сказать-то хотел? - kon_pihto - Dec. 2nd, 2016 09:42 am (UTC) - Expand
Re: чё сказать-то хотел? - tornado_84 - Dec. 13th, 2016 06:37 am (UTC) - Expand
(no subject) - akk123 - Dec. 6th, 2016 12:04 pm (UTC) - Expand
(no subject) - wazawai_n2 - Dec. 7th, 2016 06:55 am (UTC) - Expand
hohoho_bear
Dec. 2nd, 2016 11:55 am (UTC)
На самом деле оригинал - здесь
antipodus65
Dec. 2nd, 2016 03:45 pm (UTC)
Вот пост о жаловании учителей в РИ, если кому интересно. Как было в реальности, а не в изложении урода cfvxfncrbq.

Жалование учителей до 17-года
http://southklad.ru/forum/viewtopic.php?t=2996
gena_t
Dec. 3rd, 2016 05:21 pm (UTC)
Ну там ведь по вашей ссылке примерно так и написано. Учитель начальной школы 25 рублей в месяц, за год получается 300. Но там все не только деревенские учителя, может в городах платили чуть больше, а в деревнях чуть меньше.
(no subject) - antipodus65 - Dec. 3rd, 2016 06:36 pm (UTC) - Expand
(no subject) - gena_t - Dec. 3rd, 2016 06:47 pm (UTC) - Expand
antipodus65
Dec. 3rd, 2016 06:57 pm (UTC)
Кстати, автор негодяйского текста об этой картине некто "Игорь Ерохов
Россия, Санкт-Петербург". Как и ожидалось, видимо еврей и советский инженер.
wazawai_n2
Dec. 7th, 2016 06:56 am (UTC)
Ну ты-то точно не инженер...
(no subject) - antipodus65 - Dec. 7th, 2016 05:32 pm (UTC) - Expand
snyders
Dec. 3rd, 2016 09:32 pm (UTC)
к след. посту про Дега, "Comments disabled".
capibara
Dec. 4th, 2016 09:58 am (UTC)
вот да. мне кажется, там есть подпись, и она не похожа на дега.
(no subject) - snyders - Dec. 4th, 2016 01:21 pm (UTC) - Expand
czerjoszyn
Dec. 5th, 2016 03:42 am (UTC)
Сюжет этой картины перекликается с сюжетом фильма "Одна", снятом на киностудии "Ленфильм" в 1931 году. И там, и здесь суть этого сюжета такова: не успела выйти замуж до окончания института -- всё, поезжай работать в глухую провинцию.
Page 1 of 2
<<[1] [2] >>
( 39 comments — Leave a comment )

Profile

visualhistory
visualhistory

Latest Month

December 2017
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      

Tags

free counters



История и современность

Locations of visitors to this page

История и современность
Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner