?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Для того, чтобы было интереснее сравнивать, мы пока перескочим через 1966 и 1976 годы и посмотрим сразу 1986-й.
Вроде бы не так давно это было, каких-то 30 лет назад и у многих ещё свежи воспоминания.
Как мы увидим, 30 лет назад (как и сейчас) улицы мира отличались между собой не только количество и марками автомобилей, но и культурой организации улично-городского пространства, имеющей во многом не только социально-политические, но и цивилизационные корни.

В то время мировые лидеры автопрома по объёмам производства распределялись в следующим порядке Японии, США, ФРГ, Франции, СССР.
Производство автомобилей в Китае и Индии было ничтожным, зато в Южной Корее росло бешеными темпами.
Трамвайный мир на Западе находился в самой низшей точке своего упадка, а на территории СССР, напротив, достиг своего пика.

Пожалуй, наиболее сильные изменения произошли за эти 30 лет с китайскими улицами.

Траффик на главной улице Пекина в 1986 году:
1986 Beijing1.jpg
Ещё за пять лет до этого легковые автомобили там встречались едва ли не реже автобусов.
Сейчас велосипедисты совершенно вытеснены с магистралей Пекина и других мегаполисов КНР, но лет через 10, когда китайцев начнёт тошнить от одного вида автомобилей, всё вернётся на круги своя и будет как на заглавном снимке. Ведь мудрые китайцы как никто в мире ценят здоровый образ жизни.

В 86-м на улицах китайской столицы ещё встречались такие раритеты:
1986 Beijing3.jpg

А собственный китайский автопром всё ещё символизировали такие древности как Shanghai SH760 (выпуск 1964-1974):


Такие машины полагались чиновникам среднего ранга.

Это Шанхай 1986-го, ныне один из самых автомобилизированных городов мира, запутавшийся в паутине многоуровневых развязок и скоростных трасс:
1986 Shanghai.jpg

Интересно посмотреть, как изменилась главная торговая улица Шанхая за 30 лет.
1986-й:
1986 Shanghai Nanjing Road.jpg

В наше время:
1986 Shanghai Nanjing Road 2012a.jpg

По новейшей моде транспорт убрали и отдали самое популярное место в городе пешеходам. Обратная сторона сверхавтомобилизации, так сказать.

В СССР в 1986 году количество личных легковых автомобилей превысило 13 млн. штук, уровень автомобилизации населения достиг показателей США середины 1920-х гг. Теперь тот период вспоминается как время "свободных улиц".
Производства 2 млн. автомобилей в год было явно недостаточно, чтобы наполнить бескрайние советские просторы, а импорта иномарок не существовало в принципе.
Зато к концу 1986 года трамвайное сообщение в СССР имели 110 городов, троллейбусное – 177. В 11 городах СССР работа метро, в 8 - скоростной трамвай.

Типичный траффик центра Москвы 1986 года чем-то даже напоминает Нью-Йорк того времени, где на Манхэттене каждый второй автомобиль был жёлтым такси:
1986 Москва Маркса.jpg

За последние 10 лет мы уже успели забыть, что такое жить в городе, где нет легального такси! А ведь до конца 2000-х в Москве выросло целое поколение людей, которые на своих улицах никогда не видели жёлтых машин с шашечками!
Но это будет в серии про улицы 1996 года.
Кстати, на снимке видна ещё одна интересная примета позднего советского траффика - маршрутное такси. Тогда это был весьма престижный (да-да!) вид общественного транспорта и прокатиться на РАФике удавалось довольно редко. Вряд ли в 1986-м кто-то мог представить, что через 15 лет жёлтые маршрутки заполонят всё и вся, а жёлтые такси уйдут на 20 лет в небытие.

Тем не менее, в Москве 1986-го (как и 1956-го) движение бывало довольно интенсивным, что хорошо видно на этом снимке из архива ИТАР ТАСС:
1986 Москва, Ленинский пр-т, ИТАР ТАСС.jpg
Но пробок, конечно, не было.

А вот за пределами Москвы до самого конца СССР люди наслаждались чистым воздухом и раздольем почти пустых улиц.
Главная улица Рыбинска-1986:
1986 Рыбинск Владимир Фролов.jpg

Главная улица Курска-1986:
1986 Красная площадь.jpg

Главная улица Пскова-1986:
Псков. Площадь Ленина. СССР, 1986 год.jpg

Главная улица Калинина (Твери)-1986:
1986 Улица Советская. Город Калинин.jpg

В СССР 1986-го исторические улицы не были изуродованы цветастой рекламой и обилием дорожных знаков.
Никольская улица в Москве (ныне пешеходная зона), 1986-м:
1986 Moscow.jpg

Хотя эффект контрастности со снимком 1986 года для Никольской сейчас во многом утрачен, это надо было смотреть 3 года назад, когда она вся была забита автомобилями.

Также для Москвы сейчас более не очевиден контраст со старыми снимками станций метро, которые при СССР не были обстроены со всех сторон торговыми павильонами. После недавнего собянинского погрома нынешний вид станции Красные Ворота стал даже строже, чем вид Кировской в окружении нескольких ларьков на снимке 1986 года:
1986 Москва Кировская.jpg

История наших улиц пошла по кругу!

Некоторые города СССР изменились за 30 лет действительно до неузнаваемости.
Кто узнает в Целинограде 86-го нынешнюю Астану?
1986 Zelinograd.jpg


Разумеется, радикальные изменения затронули все бывшие соцстраны, но некоторые примеры особенно показательны.

На широких проспектах реконструированного Бухареста почти нет наружной рекламы, не считая огромных билбордов, прославляющих "гения Карпат":
A propaganda poster on the streets of Bucharest, 1986.jpg

Бухарест 1980-х вполне можно было бы назвать "европейским Пхеньяном", если бы он одновременно не был "Парижем Балкан"))
Большое количество лицензионных французских автомобилей резко отличало румыские улицы от северо-корейских.

При всей схожести в гигантомании пустых проспектов Бухарест от Пхеньяна отличал всё же более консервативный архитектурный стиль, в котором читался какой-то лёкий французский налёт парадных улиц колониального Алжира:


А вот Восточный Берлин 86-го местами на сразу и отличишь от Западного.
У вокзала на Александплац:
1986 Berlin Bahnhof Alexanderplatz.jpg
КРУПНО

Главная улица Западного Берлина с 1986-го, наверное, не очень изменилась, разве что модельный ряд машин:
1986 Berlin West.jpg

А, для велосипедистов тогда в Берлине ещё не было инфраструктуры, хотя до войны это был крупнейший велосипедный мегаполис мира. Для современного москвича на этом берлинском снимке очень необычной кажется брусчатка, зато совсем родной плитка на тротуаре, рекламный хаос и бесконечный ряд припаркованным машин:
1986 Berlin West Heimstrasse.jpg

В миллионом Турине к 1986-му сумели выжить не только трамваи, но и брусчатка:
1986c TORINO Piazza Repubblica Porta Palazzo.jpg

Эти "тупые" итальянцы так и не поняли, что трамвай мешает автолюбителям, а асфальту в городе нет альтернативы!

США давным давно прошли пик своей автомобилизации и к 1980-м уже поняли, что исторический (деловой) центр города - не место для частных автомобилей. Там хватит места только для общественного транспорта (включая такси), а также для лимузинов самых солидных господ.

Нью-Йорк, 42-я улица, 1986:
1986 Нью-Йорк, 42-я улица.jpg

Где ещё в мире каждая вторая машина на улице будет такси?

Немного в стороне от центральных улиц Нью-Йорк 1986 года была таким:
1986 NY.jpg

В Дублине 1986-го уже появились "вафельницы"!
dv656006
КРУПНО

Торговая улица в старой части Дубая в 86-м:
1986 dubai_gold_souq.jpg

У восточных торговых улиц неповторимый колорит!

Впрочем. некоторые города Запада по части колорита торговых улиц могут поспорить с Востоком.
Невероятный рекламный хаос в центре столицы Гватемалы 86-го:
1986 Guatemala City.jpg

Я думал, что такие "рекламные джунгли" можно встретить только в Гонконге!


Типичный вид центральных улиц в разбогатевшем городе "Третьего мира" Калифа-стрит в Абу-Даби 1986 года:
1986 abu_dhabi_kalifa_st.jpg
КРУПНО

Город строится почти с чистого листа, с широкими магистралями, рассчитанными на всеобщую автомобилизацию. Общественный транспорт не наблюдается. С озеленением в этих бетонно-асфальтовых джунглях напряжёнка (потом всё-таки немного появится, от избытка денег).

Вообще, любой автомобилизированный мегаполис "Третьего мира" норовит превратить главные улицы в автомагистрали, рассекающие городское пространство.
В центре Куала-Лумпура 1986-го уже полноценный хайвей с разделительным отбойником как у нас на МКАДе:
1986 Kuala Lumpur Dayabumi and Pos Malaysia HQ. Jalan Sambanthan.jpg

Или вот типичная манильская "авеню" 86-го:
1986 Manila Senator Gil Puyat Avenue2.jpg
Видно, что город сам нищий и убогий, но какая автодорожная инфраструктура!

На втором манильском снимке видна колоритная транспортная изюминка Филиппин - маршрутки "джипни":
1986 Manila Senator Gil Puyat Avenue.jpg

Характерный уличный вид в не самом богатом Каире в 1986 году:
1986 Cairo2.jpg

Хотя, обратите внимание, здесь и улицы как таковой уже нет.

А это траффик столицы очень бедной страны "Третьего мира" — города Дакка 1986 года:
1986 dhaka.jpg

Я всегда стараюсь найти снимки Южной Азии, чтобы почувствовать, насколько сильно могут отличаться улицы (во все времена!) от некоего "мирового стандарта". Тут дело не только в деньгах или их отсутствии, но также в менталитете, традициях.
И ещё забавно думать, что этот дичайший хаос перенаселённой Дакки отражает самый новейший писк рафинированной европейской урбанистической моды — концепцию т.н. "неразделённого уличного пространства", при которой не должно быть тротуаров и светофоров, а пешеходы, автомобили и велосипедисты должны двигаться вперемежку.
При этом в самой Дакке спустя 30 лет пришли к довольно жёсткому разделению уличного пространства в связи с возросшей интенсивностью двиэения.

Пакистанский Лахор 86-го из той же культуры:
1986 Lahore.jpg

100 лет назад ареал рикши (ешё не вело- и не мото-, а бегового) охватывал половину мира — от Южной Африки до Японии. Потом он неуклонно сокращался, но во время Второй мировой велорикши стали весьма популярны, например, в Париже и Варшаве. Сегодня даже моторикши ассоциируется почти исключительно с Южной и Юго-Восточной Азией, однако в последние годы велорикши стали возвращаться на улицы европейский городов как прогулочно-туристический транспорт. В Москве летом их тоже можно встретить.

Буду благодарен читателям за любые замечания и дополнения.

P.S. В надежде на продолжение серии сделал для неё специальный тег urban evolution.

Comments

( 25 comments — Leave a comment )
vovo555
Dec. 16th, 2016 05:39 am (UTC)
Замечательный пост! Растрогало почти до слез, спасибо!
visualhistory
Dec. 16th, 2016 05:54 am (UTC)
Рад, что Вам понравилось!
vovo555
Dec. 16th, 2016 06:49 am (UTC)
Очень!
potapov_tlt
Dec. 16th, 2016 05:58 am (UTC)
спасибо!
kirill_moiseev
Dec. 16th, 2016 05:59 am (UTC)
Туристическая улица Дубая похожа на нынешнюю манаму в Бахрейне

http://kirill-moiseev.livejournal.com/46973.html
taurus_ek
Dec. 16th, 2016 07:39 am (UTC)
Все-таки "жёлтых" такси в Советском Союзе не было, см., например "Три тополя на Плющихе". Из специальных таксишных цветов были только (довольно редко) "красные шапочки" - Волги с красной крышей. (Дежурная эстрадная шутка: "Красная шапочка, а где твой серый волк?" - "Вон, с другим шофером ругается!")
visualhistory
Dec. 16th, 2016 07:41 am (UTC)
Чего? С 1972 года все такси в СССР красили в бледный лимонно-желтый цвет, ещё на заводе.
aleksvk
Dec. 16th, 2016 08:34 am (UTC)
"Красные шапочки" - это прошедшие капремонт и перекрашеные "Волги".
В Москве, по крайней мере.
visualhistory
Dec. 16th, 2016 08:43 am (UTC)
Да, это был очень коротенький эпизод в конце 60-х, хотя и оставивший след в памяти.
gordeich74
Dec. 16th, 2016 08:47 am (UTC)
Да вроде как в Москве нигде так не красили.
aleksvk
Dec. 16th, 2016 08:39 am (UTC)
KL с этого ракурса изменился не сильно :)

https://goo.gl/maps/qCBASw3QKWD2



Edited at 2016-12-16 08:40 am (UTC)
zensong
Dec. 16th, 2016 08:40 am (UTC)
Ну, насчёт чистого воздуха в промышленных городах СССР это Вы, как бы помягче сказать, вводите в заблуждение. Чего только стоит "чистый химический воздух" моей родной Перми, металлургических Свердловска, Челябинска, Красноярска и др., угольного Кузбасса, химического Омска и т.д. Везде была сложная экологическая обстановка.
Michael Antonov
Dec. 28th, 2016 11:08 am (UTC)
Как и насчет мудрых китайцев - любителей ЗОЖ.
gordeich74
Dec. 16th, 2016 08:45 am (UTC)
Ростов-на-Дону в 1986-м - ВАЗ-2110 посереди троллейбусного рая :)
kneiphof
Dec. 16th, 2016 08:46 am (UTC)
Благодарю за продолжение отличной серии! Однако вот с этим - "Трамвайный мир на Западе находился в самой низшей точке своего упадка" - не могу согласиться!

Апогей проавтомобильной и антитрамвайной политики на западе - это позднее 60-е - ранние 70-е. Не без исключений, конечно (в ФРГ пару трамвайных систем закрыли в 80-е), но в общем перелом наметился уже в первую половину 70-х. Например тогда под давлением общественности во многих городах были отменены одиозные проекты строительства "городских автобанов", например "автомаршрут правого берега Сены" в Париже. Тогда же начали создавать пешеходные зоны, ограничивать автомобилепользование в центрах городов и т.д.

Большинство ликвидациий трамваев (как отдельных линий, так и целых систем) - это тоже поздние 60-е. В 70-х это стало редкостью (опять же, не без исключений), а в 80-х фактически начался "трамвайный ренессанс". В 1981 в Утрехте открыли новый скоростной трамвай, хотя эта система и была не совсем городским трамваем. Зато открытый в 1985 трамвай в Нанте стал первой полноценной трамвайной системой нового поколения.

Тогда же, во второй половине 70-х, заявило о себе движение велосипедистов, требовавших улучшения велоинфраструктуры и безопасности для велосипедистов.
visualhistory
Dec. 16th, 2016 09:06 am (UTC)
Да, у меня есть полная хронология по открытиям и закрытиям трамваев и даже хотел написать про первые ласточки возрождения (Калгари и Нант), но решил не усложнять текст.
aleksvk
Dec. 16th, 2016 09:08 am (UTC)
По датировке пекинских фото тоже есть вопросы:
1. В кадре - ГАЗ-24-10, они тольк-только появились в 1986
2. В 1986 с Китаем вроде как только начали налаживать отношения, а тут в кадрах и жигули, и волги...
visualhistory
Dec. 16th, 2016 09:18 am (UTC)
Не, отношения с Китаем были нормализованы в 1982 году, в 1986-м уже вовсю торговали.
aleksvk
Dec. 16th, 2016 09:45 am (UTC)
На самом деле, в 1982 ничего нормализовано не было, были только первые шаги с нашей стороны. А реальная нормализация началась уже при Горбачёве.
visualhistory
Dec. 16th, 2016 09:21 am (UTC)
Датировка пекинского снимка отсюда: http://documents.tips/documents/568bf13d1a28ab893392762b.html
gordeich74
Dec. 16th, 2016 09:29 am (UTC)
Я опечатался - КРОМЕ как в Москве нигде так не красили :)
ivchleb
Dec. 16th, 2016 11:12 am (UTC)
Фото Ростова-на-Дону точно не 1986 г. - на троллейбусе реклама моторного масла Mobil , и между 2 и 3 троллейбусом ВАЗ 2110 строит..
visualhistory
Dec. 16th, 2016 11:26 am (UTC)
ОК, уберу.
mike_bruin
Dec. 17th, 2016 12:49 pm (UTC)
Эх, были времена, когда, как в Курске, можно было широченную улицу спокойно переходить где угодно и как угодно, хоть по диагонали.
Спасибо за пост!
( 25 comments — Leave a comment )

Profile

visualhistory
visualhistory

Latest Month

December 2017
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      

Tags

free counters



История и современность

Locations of visitors to this page

История и современность
Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner