?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Снова сравниваем улицы городов мира по старым цветным снимкам. На сей раз отправляемся на 70 лет назад, в 1946 год.
Прошлый раз (1986 год) пост открывал снимок велосипедного траффика в Пекине, а теперь перед нами вторая (после Амстердама) "велосипедная столица" Европы — Копенгаген в июле 1946 года:



Посмотрите какая идиллия: у велосиипедистов уже есть своя выделенная дорога (не могу назвать её "дорожкой").  Рядом гужевой транспорт и трамвай — торжество идей экологической урбанистики!
И, разумеется, никто не спешил там менять старую добрую брусчатку на асфальт, как в СССР к тому времени начали делать даже в небольших городах.
Обратите внимание: брусчатка для велосипедистов также удобна, как и асфальт!
Постараюсь в ближайшее время сделать отдельный пост с цветными снимками Копенгагена 1946 года. А пока ещё один:




Вот это настоящий Европейский Город!

Стокгольм 46-го вполне под стать Копенгагену, но побогаче, конечно:


Тут уже успели-таки положить асфальт.

Велосипедная идиллия в шведском городе Готенбург, 1946:


И тут заасфальтировали.

На главной улице Осло 1946 г. неожиданно много машин:


Но и велосипедисты присутствуют, как и во всех городах Скандинавии.

А вот англичане и шотландцы велосипед почему-то не очень жаловали.
Что-то велосипедистов на видно на главной улице Эдинбурга, зато совершенно невероятная концентрация двухпалубных трамваев:


Трамваи уйдут с Princes Street в 1956 году, чтобы триумфально вернуться в 2010-м.

Великобританя с 1937 года занимала второе место в мире по производству автомобилей, но судя по снимкам их было не слишком много в 1940-е гг.  на улицах британских городов. Наверное, львиная часть шла на экспорт. В доминионы и колонии, прежде всего.

В 1946 г. Англия выпустила 219 тыс. легковых и 148 тыс. других типов автомобилей. Для сравнения, в том же году во всей Испании насчитывалось 72 тысячи частных автомобилей, а в СССР — несколько сотен.
За весь 1946 год СССР выпустил 6289 легковых автомобилей.

Лондон 1946 года:


Велосипедистов совсем не видать.

В целом в Европе 1946 г. трамвай оставался главным видом общественного транспорта.

ДТП в Женеве, 1946:


Странно, что на этом снимке не видно ни одного велосипедиста — в послевоенной Швейцарии это было очень популярное средство передвижения.

В Праге 1946-го живёт трамваями, другого транспорта (включая велосипеды) почти не видно:
1946 Prag2.jpg

Трамвай по Вацлавской площади ходил до декабря 1980 г. В настоящее время рассматриваются планы возвращения трамвая по так называемому «выделенному» маршруту.

На главной пражской площади всё же присутствует несколько авто:
1946 Prag10.jpg

А у вокзала их вообще куча:
1946 Prag14.jpg

Видно, что старушку-Прагу успели уже порядком заасфальтировать:
1946 Prag5.jpg

Вот какие моральные принципы мешали жителям тёплой Праги массово ездить на велосипедах, как это делали (и делают сейчас) в гораздо более холодной Скандинавии?
Зато теперь Прага принадлежит велосипедистам! В городе ныне сотни километров велотрасс.

Типичная уица Дрездена 1946-го:
1946 Dresden Altstadt.jpg

Впрочем, так выглядели сразу после войны улицы всех крупных городов Германии.
Машины и велосипеды куда-то все исчезли и вся транспортная нагрузка легла на трамвай, который оказалось довольно легко оживить даже в полностью разрушенном городе. Даже в стёртой с лица Земли ядерным взрывом Хиросиме трамвай продолжал ходить с минимальным перерывом.

Улицы Берлина в 46-м:
1946_Berlin4.jpg

Потсдамер-плац ещё не снесён под ноль:
1946 Potsdamer Platz.jpg

Главная улица в западном секторе Берлина возвращается к жизни, 1946:
1946_Berlin.jpg

Улица Горького — парадная магистраль Москвы на репродукции цветного снимка И. Шагина 1946 г.:
1946 Moscow.jpg

Разумеется, этот поток автомобилей и широченная асфальтовая улица — абсолютно нетипичный вид советского траффика в первые послевоенные годы, когда даже в крупных областных центрах автомобиль можно было увидеть только где-нибудь у здания Обкома. Однако же данный открыточный вид наглядно показывает тот идеал социалистического города, к которому будут стремится советские градостроители все последующие десятилетия: широкие асфальтовые магистрали, монументальные здания, озеленение тротуаров, умеренность и лаконичность наружной рекламы.

Типичный вид главной улицы в областном центре СССР конца 1940-х на примере г. Владимира:
1_1_1_Plastik PVH_130x40 cm._1 cht

Совсем другой мир был по ту сторону Атлантики.

Таймс-сквер в Нью-Йорке в сентября 46-го:
1946 NY Times Square September 20th 1946.jpg
КРУПНО

Неоновое зарево на нью-йоркском Бродвее 46-го:


Кстати, именно в 1946 году на Манхэттене закрылась последняя трамвайная линия. Автомобилям не хватало места на улицах.
Зато ещё ходили дабл-деккеры!

5-я авеню в Нью-Йорке, 1946:


Даже удивительно, что в послевоенном Нью-Йорке встречалось такое автостарьё.

Вот он, нью-йоркский траффик 1946-го во всей красе:
1946 NY.jpg
КРУПНО

В США 1940-х гг. велосипед считался исключительно детской игрушкой и взрослому человеку садиться на него было просто неприлично. Соседи засмеют.

Бульвар Голливуд в Лос-Анджелесе 46-го, обратите внимание, что уже появилась двойная сплошная полоса:


Здесь нет вопроса, кто главный на улице — Его Величество Автомобиль! И где они тут увидели "бульвар"?))

Несмотря на засилие автомобилей, Лос-Анджелесе 46-го всё ещё оставался трамвайным городом:


Старая Гавана уже 1946 году забита американскими автомобилями:
1946 Havana.jpg

Парадокс: уровень автомобилизации нищей Кубы тогда был на порядок выше, чем богатейшей европейской Швеции.

Велосипедами, в Гаване, очевидно брезговали:


Бразильский мегаполис Сан-Паулу в 46-м был реально крут, жаль не видно траффика:
1946 Sao Paulo by Thomaz Farkas.jpg

Теперь перенесёмся в Азию.
Не смотря на целое десятилетие военных бедствий, Шанхай к 1946-му оставался самым крутым городом Востока, настоящим "китайским Нью-Йорком"!
Пока не Севере Красная Армия Мао Цзэдуна готовилась к наступлению на гоминьданоцев, в Шанхае царил деловой ажиотаж.
В городе работали троллейбусные и трамвайные системы:
1946 Shanghai by Alan Larson2.jpg

Работающий с 1914 года шанхайский троллейбус является на сегодня старейшим в мире. Так он выглядел в 46-м:
1946 Shanghai by Alan Larson Daxin Department Store building.jpg

Всего за несколько месяцев после ухода японцев в Шанхай успели завести кучу новых американских автомобилей:
1946 Shanghai View from Cathay Mansions.jpg
КРУПНО

После 1949 года автомобиль в Шанхае надолго станет большой редкостью.

Типично азиатский транспорт представляли многочисленные рикши:
1946 Shanghai Bubbling Well Rd2.jpg
КРУПНО

Они (рикши) исчезнут вскоре после прихода красных как символ капиталистической эксплуатации человека.

Главной товарно-транспортной артерией в Шанхае была река:
1946 Shanghai by Alan Larson.jpg

Такая крутизна Шанхая объяснялась тем, что на протяжении нескольких десятилетий он был фактически колонией европейцев, которые создали в нём собственный анклав с правами экстерриториальности.
А вот в Пекине такого не было, поэтому почувствуйте разницу.

Американский корреспондент Дмитрий Кессель посетил китайскую столицу в 1946 году и сделал замечательный фоторепортаж.
Главная магистраль города:


Следы вестернизации встречаются на каждом шагу: асфальт, трамвай, велосипеды:


Вот такой был традиционный пекинский траффик до прихода европейских колонизаторов:
1946 Peking Kessel09.jpg

В 1946-м он, как видим, всё ещё встречался, но уже, скорее, как местная экзотика.

Смотрится исключительно колоритно, но те же велосипеды и лошади в изобилии наблюдались в Копенгагене (первое фото поста):


Островок европейской урбанистики в старом Пекине — ж.д. вокзал:


Смотрите, как всё заасфальтировали!

Всё-таки мир полон парадоксов! В жаркой Гаване никто не ездил на велосипедах, а в холодном заснеженном Пекине — ездили:
1946 Peking Kessel07.jpg

Кто будет после этого говорить, что велосипед как-то связан с климатом?

Comments

( 28 comments — Leave a comment )
hecrow
Dec. 18th, 2016 07:29 pm (UTC)
КГАМ
visualhistory
Dec. 18th, 2016 07:33 pm (UTC)
Сам такой!
don_shaman
Dec. 18th, 2016 07:45 pm (UTC)
Супер, спасибо большое. Предыдущему комментатору срочно выпить йаду.
Павел Волков
Dec. 18th, 2016 07:57 pm (UTC)
я буду говорить. я проездил на велике все лето и осень, но зимой прекратил это делать так как на обочинах дороги лежит глубокий снег.
visualhistory
Dec. 19th, 2016 04:51 am (UTC)
Я прошлой зимой самокат только в январе не использовал, ездил 11 месяцев. Это в Москве. Правда, в эту зиму всё гораздо хуже. Но это самокат.
aleksvk
Dec. 18th, 2016 07:59 pm (UTC)
Вы на велосипедах слегка зациклились. В послевоенной Европе у людей не было денег на автомобили, поэтому на великах и рассекали. Как только массово появились относительно доступные автомобили - интерес к велосипеду угас. А потом резко подорожало топливо, и велосипед снова обрёл некоторую популярность.
Что касается Гаваны - это же был процветающий курорт, многие небедные американцы покупали там недвижимость, они на машинах и ездили. Ну и туристы. А у местной голытьбы и на велосипед денег не было.
Так что велосипед надо не с климатом увязывать, а с благосостоянием. Климат - во вторую очередь. Ну, и мода ещё.
Про траффик в Великобритании - в 1946 году бензин был по карточкам. Машины были, а топлива не было.
amyatishkin
Dec. 18th, 2016 08:52 pm (UTC)
+1
В Англии и в 50-х автомобиль доступен только среднему классу.
aadomingo
Dec. 18th, 2016 08:57 pm (UTC)
Интересно, что Германия и фольксваген за 4000 дойчмарок решили эту вопрос раньше англичан.
aleksvk
Dec. 18th, 2016 09:51 pm (UTC)
Там ФВ помогала ещё россыпь кабиненроллеров подешевле. Ну не хотел немец на велике рассекать, хоть тресни :)
visualhistory
Dec. 19th, 2016 04:48 am (UTC)
Нет, до войны в Берлине было несколько сот тысяч велосипедистов.
aleksvk
Dec. 19th, 2016 07:44 pm (UTC)
Честно говоря, беглый осмотр берлинских фото большого количества велосипедистов не выявил. Но не верить Вам оснований нет, так что пусть будут :)
И почему-то я уверен на 100%, что большинство владельцев великов аккуратно вносили свои ежемесячные пять марок в расчёте в скором времени получить KdF Wagen. Только в первый год таких набралось 170 тыс.
pa3_the_dog
Dec. 18th, 2016 08:06 pm (UTC)
 0 W I'ԢeFmt*iǵp#uPFEx7Ŵ38y~ͨ-V2d
Чтоб тебе всю жизнь по брусчатке ездить, на велосипеде.
Сперва по Васильевскому спуску съедь, а потом проедь по асфальтированной набережной.
И повтори потом, что брусчатка - "так же удобна"

какие моральные принципы мешали жителям тёплой Праги массово ездить на велосипедах
======================
А проедь по пражским холмам из конца в конец.
В том числе, и по любимой "удобной" брусчатке

Знаток !

Edited at 2016-12-18 08:18 pm (UTC)
(no subject) - mr_mong - Dec. 18th, 2016 08:46 pm (UTC) - Expand
visualhistory
Dec. 19th, 2016 04:47 am (UTC)
Re: брусчатка для велосипедистов также удобна, как и асф
Ой, то-то я смотрю в современной Праге сотни (!) километров велодорожек: http://www.minskcyclingclub.com/sites/velosport/files/news/praha_bike_tours-_minsk_cycling_club.jpg
Наверное, они все свои холмы срыли, да?

Edited at 2016-12-19 05:54 am (UTC)
pa3_the_dog
Dec. 19th, 2016 07:06 am (UTC)
брусчатка для велосипедистов также удобна
За последние полсотни лет, если кто не знает, придуманы такие вещи, как многоскоростная передача и амортизаторы(в вилках и задние)

А теперь покажите-ка мне многотысячное ежедневное велосипедное движение в этом старинном городе(кроме набережной).

"Пока в интернете восторженные туристы пели оды чешским властям, проложившим сотни километров велодорожек, в Праге закончили установку монумента всем велосипедистам, трагически погибшим на дорогах города."

Сам-то, сколько километров велосипедом проезжаешь ?
aadomingo
Dec. 18th, 2016 08:19 pm (UTC)
Даже удивительно, что в послевоенном Нью-Йорке встречалось такое автостарьё.

Производство легковых автомобилей было прекращено в Штатах в феврале 1942-го и возобновилось только в конце 1945-го, весь 1946 еще наблюдался сильный дефицит, а возвращавшиеся с войны GI давали за подержанные машины тройную цену против 1941 года. Кстати, долларовые цены на авто после войны уже не вернулись.

Edited at 2016-12-18 08:20 pm (UTC)
bordyrikamen
Dec. 18th, 2016 09:06 pm (UTC)
велосипед как-то связан с климатом?
В Пекине сегодня снежный покров 0 см и +8. Идите катайтесь никто не держет же.
_karma_coma_
Dec. 18th, 2016 10:30 pm (UTC)
брусчастка для велосипедов удобнее асфальта? вы, должно быть, шутить изволите
virtualwhiskers
Dec. 18th, 2016 11:31 pm (UTC)
Самокаты - минус, детские коляски с маленькими колесами - минус, дамы на шпильках - вообще катастрофа...
visualhistory
Dec. 19th, 2016 04:43 am (UTC)
Мда, "брусчастка для велосипедов удобнее асфальта", где же Вы в посте нашли эту фразу?
virtualwhiskers
Dec. 19th, 2016 08:06 am (UTC)
Ваша правда, она выглядит так:
"Обратите внимание: брусчатка для велосипедистов также удобна, как и асфальт!"
Что никоим образом не отменяет ее, гм, натянутости.
visualhistory
Dec. 19th, 2016 09:19 am (UTC)
Не смешите меня, я всё детство проездил на даче на велике по гравию, без особого напряга. А нормальная брусчатка - вообще идеальное покрытие для велосипеда.
_karma_coma_
Dec. 22nd, 2016 07:12 am (UTC)
во-первых, гравий и брусчатка -- это всё же "немного" разные вещи :-)

а во-вторых, скажу вам как круглогодичный велосипедист, что для велосипеда хуже брусчатки покрытия не существует
virtualwhiskers
Dec. 18th, 2016 10:37 pm (UTC)
Простите, откуда такая зацикленность на брусчатке? "Люди, излишне увлеченные чем бы то ни было - хоть женщинами, хоть наукой, хоть марками, - сродни наркоманам и не вполне хомо сапиенс сапиенсы"
gyrates
Dec. 19th, 2016 04:29 am (UTC)
Месье в технологической отсталости и дефиците находит очарование прошлого. Малоэтажное строительство - ах, какая линия горизонта. Брусчатка - умеют же люди ценить красоту, не то что богомерзкий асфальт. Да и велосипеды, похоже, воспринимает не по тогдашним временам (доступно по деньгам и не надо карточки на бензин доставать), а по нынешним (есть машина в гараже, но выпендрюсь на велике, типа я весь экоактивист, а на самом деле пусть коллеги обзавидуются пятнадцати скоростям и дизайнерским шинам).
pa3_the_dog
Dec. 19th, 2016 07:10 am (UTC)
а на самом деле пусть коллеги обзавидуются
Вот, кстати, да : я, до работы добираюсь за 1:10...1:20(летом/зимой), велосипедом. Ездил бы машиной - убивал бы от часа-сорока до двух

Брусчатка - умеют же люди ценить красоту
=============================
А сколько можно попилить на этой брусчатке !
Ведь материал, на сегодня - дороже, а работа по укладке - СИЛЬНО дороже.

Edited at 2016-12-19 07:13 am (UTC)
calendulae
Dec. 19th, 2016 07:34 am (UTC)
Re: а на самом деле пусть коллеги обзавидуются
Брусчатка лежит раза в три дольше асфальта, после чего её можно переложить. "Ямочный" ремонт брусчатку визуально не портит. Для магистральных улиц брусчатка зло, для центров городов, и мест где надо скорость ограничивать - самое то. Так же, не следует путать брусчатку ("кирпичики") с булыжниками ("черепушки"). Булыжная мостовая - это для фильмов про пролетариат, ищущий себе оружие )

Edited at 2016-12-19 07:34 am (UTC)
Michael Antonov
Dec. 28th, 2016 11:21 am (UTC)
= Обратите внимание: брусчатка для велосипедистов также удобна, как и асфальт! =

Обратил.
Трэш увидел, удобства нет.
( 28 comments — Leave a comment )

Profile

visualhistory
visualhistory

Latest Month

April 2018
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     

Tags

free counters



История и современность

Locations of visitors to this page

История и современность
Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner