?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Очередная серия в нашем проекте urban evolution.

Сегодня посмотрим  улицы 75 лет назад, в 1941 году.  Мир уже вовсю пылал в огне Второй мировой, а в большинстве городов продолжалась мирная или военная, но более-менее размеренная жизнь.

Летом 1941-го США ещё были невоюющей страной.

Чикаго был вторым городом небоскрёбов после Нью-Йорка:
1941 Chikago Wrigley and Tribune towers.jpg

Трамваю оставалось ходить ещё целых 17 лет, пока его окончательно на сожрали автомобили.
В дали виден автобус дабл-деккер, который исчезнет с улиц, как в Нью-Йорке, сразу после войны.



Нью-Йорк в 1941-м:


Типичный вид улицы в жилых кварталах Нью-Йорка 1941 г.:


Нью-Йоркская брусчатка:


Лос-Анджелес 41-го:


Степень автомобилизации предвоенной Америки можно оценить по этому виду промышленного города Гаррисберг, столицы Пенсильвании:


В Бостоне 1941-го подозрительно мало машин:


В чём дел? не знаю.

Типичный вид американской глубинки, Main Street в городке Каскад, штат Айдахо, 1941:
1941 Main Street of Cascade Idaho RUSSELL LEE.jpg
КРУПНО

Российские райцентры достигнут такого уровня автомобилизации только в начале 21 века.

Негритянский район Нового Орлеана в 41-м, другая Америка:


Сан-Хуан, столица Пуэрто-Рико, 1941:

КРУПНО

Это уже граница двух цивилизаций: штатовской и латино-американской.

Самым богатым городом Южной Америки был Буэнос-Айрес, вот он в 1941-м на снимке Харта Престона (Hart Preston):
1941 Argentina Hart Preston1.jpg

Не знаю как в 41-м, а вот в 1945-м Аргентина была на восьмом (!) месте в мире по уровню жизни. Элита "Первого мира". Какой-нибудь Копенгаген по сравнению с Буэнос-Айресом выглядел просто бедным родственником. Но к середине 1980-х Аргентина скатится по уровню жизни на 90-е место и де факто станет страной "Третьего мира".


Чилийская столица Сантьяго судя по снимкам была в 1941 году весьма современным городом "Первого мира". Вполне на уровне Гаваны и несколько ниже роскошного Буэнос-Айреса.

Да, машины всё-таки будут постарее гаванских:


Трамвай в Сантьяго закроется в 1959-м, через год после чикагского.

Безбрежную асфальтовую ширь проспектов Сантьяго пока не способны заполнить относительно редкие автомобили:


Чем-то даже напоминает предвоенную Москву, которую мы ещё толком не видели в цвете!

Всё-таки местами концентрация достаточно современных американских автомобилей в Сантьяго 41-го внушает:


Ещё один взгляд на сантьягский траффик 41-го:


Военный Лондон 41-го, бензина нет, значит нет и машин:


Поэтому трамвай в трудные военные времена незаменим, как и велосипед.
Но после войны благодарные лондонцы показали трамваю на дверь: в 1952-м закрылся последний маршрут.

Парадная улица Унтер-ден-Линден в Берлине 1941-го:


Она же при вечернем освещении:


Этим огням не долго осталось гореть.

Гамбург 1941-го вполне можно принять за Нью-Йорк или Чикаго:


Архитектура ленточных окон везде одинакова, но вот машины по американским меркам уже староваты по дизайну.

Совсем скоро всё это гамбургское великолепие превратится в сплошные обугленные руины:


Рыночная площадь в Лейпциге 1941 г.:


Тут англо-американская авиация "не доработала", потому что в 1973-м это место будет выглядеть практически без изменений:


Ну и в наше время, до кучи:


Болгарская столица София в 1941-м:


Похоже, что в ту эпоху такой "лаконичной", но крупногабаритной архитектуре уже не было альтернативы...

Роскошный Бухарест, который называли "Парижем Балкан" в апреле 41-го выглядит оккупированным немцами:


Видно, что вся транспортная система держится на трамвае. И ещё долго будет держаться, благодаря победе социализма.

На другом снимке из 41-го на одной из главных магистралей Бухареста (Bulvar Bratianu) довольно оживлённый автотраффик:


Парижские улицы к тому времени могли позавидовать такому движению. Там настало время велосипедов, велорикш и газогенераторных автобусов.

Париже в 1941-м больше ходят пешком:


Милая парижанка на велосипеде, 1941:
1941 Paris1.jpg

Оккупированный немцами Осло в 1941 году:


Московский траффик 1941-го пока только в черно-белом виде:


Много асфальта и двухэтажный троллейбус (один из 8 имевшихся) на заднем плане:


Оба кадра сделаны в августе 1941-го известной американской фотожурналисткой, которая почему-то пожалела цветную плёнку для нашей страны.
А вот фашистские немецкие и финские оккупанты её не жалели.

Площадь Смирнова в оккупированном Смоленске, 1941:


Деревянные телеграфные столбы на улицах — примета старого времени.

Б. Советская улица в Смоленске, 1941:


Здесь можно посмотреть, как менялся вид этой улицы за 100 лет.

Панорама Петрозаводска в октябре 1941-го:


КРУПНО

Нормальный русский город на 90% был большим селом. Коттеджная застройка, говоря современным языком.

Оккупированный Петрозаводск 1941-го:


Раньше такие ворота были почти у каждого домовладения в русских городах, теперь их почти не осталось, разве что в небольших райцентрах.



Comments

( 22 comments — Leave a comment )
kirill_moiseev
Dec. 20th, 2016 07:22 pm (UTC)
Могу вам предложить цветное видео послевоенной Москвы 1940-х гг.

https://www.facebook.com/sovdepia.ru/videos/1232367806787318/
visualhistory
Dec. 20th, 2016 07:34 pm (UTC)
Спасибо, оно было у меня в блоге ещё 5 лет назад, в т.ч. в виде нарезки по кадрам.
shurikk77
Dec. 20th, 2016 07:33 pm (UTC)
Чикаго 41-го на Москву похож...
vikond65
Dec. 20th, 2016 07:46 pm (UTC)
Почти везде основной цвет домов - серый. Интересно, почему?
makeev_dv
Dec. 21st, 2016 03:33 am (UTC)
Думаю, многое можно списать на дефекты цветопередачи, ср. фотки Лейпцига.
zahmuh
Dec. 20th, 2016 07:48 pm (UTC)
"Много асфальта и двухэтажный трамвай", - не трамвай. Двухэтажный троллейбус.
visualhistory
Dec. 20th, 2016 07:59 pm (UTC)
Ой, конечно.
kneiphof
Dec. 20th, 2016 09:25 pm (UTC)
На фотографии Буэнос-Айреса - реклама немецкоязычной газеты. Очень круто. Всегда обращаю внимание на присутствие "нетитульных" языков, да и вообще "языковой дрейф" в общественном пространстве. Истрическая социолингвистика - один из моих интересов. Например в Бельгии лет сто назад даже во Фландрии почти все вывески были на французском. Если рассматривать фотографии Брюгге того времени, например, то можно принять его за часть "французского мира", только с небольшим налетом местного колорита. Ну, примерно как в Эльзасе-Лотарингии.

А вот про историю немецкой общины Аргентины я бы с удовольствием что-нибудь почитал. А то отрывочно что-то слышал, но цельной картинки нет.
anikonov
Dec. 20th, 2016 11:08 pm (UTC)
"В Бостоне 1941-го подозрительно мало машин:"
-- возможно сфотографировано в воскресный день/утро.
potapov_tlt
Dec. 21st, 2016 05:40 am (UTC)
да, Осло под немцем совсем не такой, как Смоленск или Киев

Edited at 2016-12-21 05:40 am (UTC)
Josef Kats
Dec. 21st, 2016 12:11 pm (UTC)
Так он и без немцев был не таким, как Смоленск или Киев.
potapov_tlt
Dec. 21st, 2016 01:03 pm (UTC)
да, в Советском Союзе у всех были мрачные лица, всегда
Josef Kats
Dec. 21st, 2016 01:04 pm (UTC)
Причем тут это вообще?!
potapov_tlt
Dec. 21st, 2016 01:10 pm (UTC)
когда я сказал, что Осло под немцем отличается от оккупированного Киева, то имел ввиду прежде всего людей.
Josef Kats
Dec. 21st, 2016 01:19 pm (UTC)
Так есть же ведь полно фотографий оккупированных городов СССР, где по людям и не скажешь, что власть - оккупационная, немецкая. Про оккупированную румынами Одессу уж молчу...
Josef Kats
Dec. 21st, 2016 12:35 pm (UTC)
В Лейпциге - все там в войну "доработали". От зданий - хорошо еще, если фасады остались, а все остальное - уже потом воссоздавали.
sacrumlief
Dec. 21st, 2016 02:05 pm (UTC)
Первое парижское фото датируется 1942 годом: плакат на фото приглашает посетить международную выставку "Европа против большевизма", проходившую в Париже весной означенного года.
visualhistory
Dec. 21st, 2016 03:56 pm (UTC)
Понятно, спасибо.
nkps
Dec. 21st, 2016 04:06 pm (UTC)
Нью-Йоркская брусчатка:

Вроде это не брусчатка, а клинкер.
khristi_yanika
Dec. 31st, 2016 12:06 am (UTC)

Типичный вид американской глубинки, Main Street в городке Каскад, штат Айдахо, 1941

И далее вывод, что российская глубинка будет такой только в начале 21 века!

Что видим на фото: 4 машины на улице с 4 лавками спиртных напитков. Ну, так популярные заведения, со всей округи съехались закупиться. Или хозяева лавок приехали на работу на своем транспорте. Короче, говно, а не доказательство.
И такое количество машин в каком-нибудь совхозе СССР можно было видеть в 70-е годы. При чем тут начало 21 века? Постите фото - хорошо, а выводы пустые, голые выводы.

Ну а если взять в учет, что территория СССР подверглась ужасам одной гражданской и двух мировых войн в то время, как на улицах сша спокойно существовали пивные и прочие драг-лавки, то к чему эти выводы ВООБЩЕ?

Edited at 2016-12-31 12:08 am (UTC)
alenagrishina
Nov. 1st, 2017 08:28 pm (UTC)
Да, все города по разному пережили оккупацию
e_zhong
Jul. 19th, 2018 04:44 pm (UTC)
Да, победа капитализма, навязавшая засилие машин и убившая весь общественный транспорт в США, потихоньку стала дотягиваться до Европы, где благодря наличию соцлагеря поблизости, общественный транспорт был великолепен до недавнего времени.
( 22 comments — Leave a comment )

Profile

visualhistory
visualhistory

Latest Month

October 2018
S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   

Tags

free counters



История и современность

Locations of visitors to this page

История и современность
Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner