?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Очередная серия в нашем проекте urban evolution.

Сегодня посмотрим улицы мира в 1976 году.
Раз на раз не приходится, но всегда стараюсь, чтобы в подборке была представлена группа знаковых городов: Берлин, Москва, Нью-Йорк, Пекин, Шанхай.

Площадь Ленина в Восточном Берлине, 1976:


Весёленькая "социалистическая" архитектура, старенький "Варбург", красавец Икарус-55 образца 1953 года и велосипедист!
Очень атмосферный, приятный снимок.

Главная историческая улица Восточного Берлина с Дворцом Республике (ныне снесён) и Главной городской церковью, которую наконец-то начали восстанавливать спустя 30 лет после войны:

КРУПНО

На улице Унтер-ден-Линден встречаются Запад и Восток, 1976:


Церковь Св. Марии — чудом уцелевший реликт берлинского Старого города, территорию которого застроили такими красавцами-домами, 1976:


Александрплац — воплощение нового социалистического Берлина:


На самом деле в этой архитектуре нет абсолютно ничего "социалистического": именно так застраивали после войны Роттердам и новые районы западно-европейских столиц, именно в таком духе застраивают с 1995 года объединённый Берлин. Это просто "современная архитектура" как она есть.

У границы двух миров наблюдается пёстрая смесь национальных автопромов того времени:


По другую сторону Берлинской стены на Курфюрстендамм:


Один народ, один город, а колорит всё же уже какой-то другой.

Западный Берлин всё ещё оставался городом дабл-деккеров:


С Курфюрстендамм ещё не успели убрать трамвайные пути.

Немецкий Гамбург, как и Берлин, резко выделяется среди других городов Европы наличием эстакадного метро, созданного по образцу манхэттенской железной дороги 1868 года:
1976 Hamburg U-Bahn near the Vorsetzen.jpg
КРУПНО

Конечно, эстакадная система была весьма непрогрессивная по сравнению с подземкой, но зато какой в ней теперь исторический шарм! Всё оригинальное и необычное прекрасно само по себе.

На Манхэттене последние линии эстакадного метро исчезли, кажется, в 1973 году, но в Бруклине к 1976-му они продолжали действовать:
Boro Park Brooklyn 55th St Station Intersection:

КРУПНО

Это вид сразу навевает сцены из американских фильмов с погонями.


А это Мадрид, траффик у Puerta de Alcala в 1976-м:


Давайте сравним с современностью:


Крутой Бухарест 1976 года:


У престижного отеля скопление западных иномарок.

А где-то рядом старый Бухарест со своим колоритом:


Царство трамваев в Варшаве 76-го:


Прага 1976-го, трамвай на Вацлавской доживает последние годы, в 1980-м его оттуда уберут:


Венский трамвай в 76-м:


Кстати, на заднем плане в Вене маячит "социалистическая" архитектура:


Афины 1976-го:


Город, который вырос за 200 лет из деревни и всосал в себя половину населения страны, превратившись в бескрайние бетонные джунгли. "Первый" и "Третий" миры в одном флаконе.

Стокгольм 1976-го с такими автострадами в историческом центре – это тоже немножечко "Третий мир":


Главная улица столицы Шотландии в 1976-м:
1976 Edinburg.jpg

Шотландцы наконец узнали, что такое пробки))

А вот это настоящая, 100% Европа, исторический центр Лиссабона с не менее историческим трамваем:


Одно время старенький трамвайчик хотели полностью ликвидировать по примеру других городов Западной Европы, но вовремя сообразили, что без этого трамвайчика Лиссабон уже не будет настоящим Лиссабоном и признали частью национального культурного наследия - теперь в мире это явление называется "heritage tram". Давно устаревший транспорт, который сохраняется только как дань истории. И это есть высший показатель культурности, цивилизованности соответствующего города.

К великому сожалению лиссабонцы во время не поняли, что зелёные английские дабл-деккеры являются не менее важным символом их города, чем желтые трамвайчики. В 1976-м они встречались повсюду, потом полностью исчезли:


Да. в 1970-е дабл-деккеры встречались не только в англоязычных странах и Берлине, но и в некоторых городах Южной Европы.

Piazza San Giovanni во Флоренции, 1976:


Траффик Неаполя-76 - царство малолитражек:

КРУПНО

Для узких итальянских улочек и тесных двориков "горбатые" были самое то! Лучше "сейченто" был только мотороллер.

А в Нью-Йорке тем временем ездили на таких "крокодилах":


Типичный Нью-Йорк 76-го:


На улицах "крокодилам" тесновато:


Крутые улицы Сан-Франциско 76-го со старым трамваем:



Великолепный Алжир — город, построенный французами для французов, 1976 год:
1976 Algiers.jpg
КРУПНО

Тегеран-76:


Манилу 76-го мы сразу узнаем по такси-джипни:


Символ гонконгского траффика — двухэтажный трамвай, который как символ уже никогда не уйдёт с этих улиц и никогда не изменится внешне, ещё один "heritage tram":


Типичная гонконгская улица 1976-го:


Трафик в Тайбее 1976-го:


А это обычный траффик в Пекине того же года:


Шанхай в 76-м прекрасно обходился без машин:


Зато старейший в мире действующий троллейбус!

Машин практически нет, зато как много асфальта!:


От американских империалистов в том Шанхае остались первые в Азии небоскрёбы и этот ретро-кар:
1976 Shanghai8.jpg

Особый колорит старым китайским городам придавали такие красивые плакаты на улицах:


А ещё много синих муравьёв людей в синих блузах:


Наверное, слишком много Шанхая для одного поста, но эти снимки так атмосферны!

Пакистанский Равалпинди в 76-м:


Без Дакки 1976-го не могу обойтись - она задаёт шкалу сравнения:


На фоне Дакки социалистические и капиталистические города Европы кажутся совершенно одинаковыми. Всё-таки социально-политические различия ничтожны по сравнению с цивилизационными!

Чтобы не перегружать этот пост, улицы СССР 1976-го в виде исключения сделаю отдельным постом.

Comments

( 22 comments — Leave a comment )
wazawai_n2
Dec. 21st, 2016 08:40 pm (UTC)
Бомбическая башня и автобус с прицепом впечатлили.

У нас такой фигни не было!
visualhistory
Dec. 22nd, 2016 04:44 am (UTC)
Автобусы с прицепами в СССР были, в Москве например. Только не часто.
wazawai_n2
Dec. 22nd, 2016 07:28 pm (UTC)
Пассажирские да, были, но грузовых-то не было!
wazawai_n2
Dec. 22nd, 2016 07:33 pm (UTC)
Вторую венскую фотографию имел в виду.
kneiphof
Dec. 21st, 2016 09:00 pm (UTC)
"Стокгольм 1976-го с такими автострадами в историческом центре – это тоже немножечко "Третий мир""

Ну в принципе, городские автострады - это вполне в тренде тогдашней транспортно-планировочной мысли первого мира. Если очень кратко и упрощенно (можно сказать - тезисно), то основные этапы (можно сказать - парадигмы) принципов транспортного планирования в "западном мире" (Западная Европа + США) будут следующими:

Американская школа (traffic engineering): 30е-50е годы. Автострады и прочая автомобильная инфраструктура, практически полное пренебрежение общественным транспортном (только автобусы как транспорт для бедных). Стопроцентно автомобилеориентированная политика. В Европе, в принципе, влияние этой школы было ограничено. В первые послевоенные годы стопроцентно автомобилеориентированная политика не могла проводиться по объективным причинам (низкий уровень автомобилизации и, конечно, общая послевоенная бедность), а потом выдвинулись европейские школы.

Немецкая школа (Verkehrsplannung или даже Verkehrswissenschaft): 40-начало 70х. Автострады (в том числе и городские) и автомобильная инфраструктура в сочетании с магистральным рельсовым ОТ. Метро, штадтбан (подземный трамвай) как перспективный ОТ, а наземный ОТ считался устаревшим. В то же время некоторое внимание уделялось и пешеходам. В центрах городов предусматривались небольшие пешеходные зоны. Правда их функция была практически исключительно коммерческой. Это скорее были "торгово-развлекательные центры под открытым небом", чем полноценные многофункциональные городские улицы. Ключевая фигура - Ганс Бернхард Райхов (Hans Bernhard Reichow), написавший книгу Die autogerechte Stadt (автомобильноориентированный город), своего рода "библию" этой школы. Другая важная фигура - Курт Лейббранд (Kurt Leibbrand). Особняком стоял Фридрих Ленер (Friedrich Lehner), который, в отличие от предыдущих двух, основное внимание уделял общественному транспорту.

Британская школа. В принципе, состояла из одного человка - Колина Букьянана (Colin Buchanan). В 1963 году он опубликовал эпохальную книгу Traffic in Towns. С одной стороны, в этой книге все еще во главу угла становился автомобиль, но зато в ней было выдвинуто два важнейших тезиса. Во-первых тезис о том, что удовлетворить потребности "полной автомобилизации" в условиях города в принципе невозможно (а следовательно ограничивающие автомобилепользование меры неизбежны и необходимы), а во-вторых тезис о том, что параметр транспортной доступности не должен быть единственным, принимающееся во внимание в процессе транспортного планирования. Не менее важный, параметр - удобство для жизни, liveability.
kneiphof
Dec. 21st, 2016 09:00 pm (UTC)

В принципе книга Букьянана стала настоящим шарниром в истории транспортного планирования. Где-то к началу 70-х его идеи были приняты большинством транспортных специалистов Европы (в том числе и в Германии, книга Букьянана была почти сразу переведена на немецкий, и вызвала в среде немецких транспортных специалистов эффект разорвавшейся бомбы). В те же годы началось и общественное движение за ограничение автомобитепользования (против строительства городских автобанов, за создание пешеходных зон и т.д.), то есть именно то, что не так давно с опозданием в сорок лет пришло в Россию в виде "хипстерского урбанизма". Только в Европе участниками этого движения были не только "хипстеры", но и вполне себе "широкие народные массы". Я изучал этот процесс на примере одного бельгийского города, но здесь подробности будут оффтопом. Стало меняться и отношение к общественному транспорту, от догмы "хороший общественный транспорт = подземный общественный транспорт" тоже отошли где-то к концу семидесятых. А в следующем десятилетии начался трамвайный и (что чаще забывают) велосипедный ренессанс. Еще весь этот процесс был тесно увязан с другими аспектами, например с изменяющимся отношением к охране исторического наследия (не только отдельных зданий, но и всей сложившейся городской среды; эпохальным в этом плане был 1975 год, когда проводился европейский год архитектурного наследия) и с изменяющимся общим подходом к градостроительству (фактический отказ от ортодоксального модернизма-корбюзьизма с его догмами вроде абсолютизации функционального зондирования).

Это, повторюсь, описание эволюции лишь в очень общих чертах. Ситуация отличалась не только от страны к стране, но и от города к городу.

P.S. Пользуясь случаем, передаю просьбы трудящихся. Нужно больше Бенилюкса!
visualhistory
Dec. 22nd, 2016 04:17 am (UTC)
Хорошо, постараюсь давать больше Бенилюкса!
Josef Kats
Dec. 22nd, 2016 09:03 am (UTC)
Третьим миром развязка над пл Слюссен точно не пахнет.
Это был сверхмодный проект для времени своего создания - середины тридцатых годов. Сейчас все это убирают под землю. Что тоже примета времени
kneiphof
Dec. 22nd, 2016 10:50 am (UTC)
Тридцатых? Ничего себе обогнали свое время! В Брюсселе, например, многоуровневые пересечения (правда не совсем развязки, а скорее тоннели) стали делать только в пятидесятых, когда в рамках подготовки коммерческого всемирной выставке 58 года превратили Пятиугольник (историческая граница города, до начала 19 века - периметр городских стен) из "буржуазного бульвара" в "транспортное кольцо" (почти автостраду).
vsold_1986
Dec. 22nd, 2016 11:05 am (UTC)
Спасибо за интересный экскурс в историю транспортной урбанистики. В принципе, этот материал освещался в недавней книге Вукана Вучика "Транспорт в городах, удобных для жизни" (и соответствующем предисловии Михаила Блинкина), но эта "монография" носит уж чересчур популярный характер. Не посоветуете ли современные источники о тенденциях развития транспортных систем в урбвнистике?
kneiphof
Dec. 22nd, 2016 11:31 am (UTC)
Ой, вот о последних тенденциях так сразу не скажу... Но если интересно, могу порекомендовать литературу по истории транспортного планирования в 60х-70х годах.
visualhistory
Dec. 22nd, 2016 04:14 am (UTC)
Спасибо Вам большое! Это чрезвычайно интересная информация.
Про "немножко Третий мир в Стокгольме" - это я с позиций современного дня, конечно.
strejndzher
Dec. 21st, 2016 11:27 pm (UTC)
>>Piazza San Giovanni во Флоренции, 1976:

Вот этот кадр живет вне времени. 40 лет прошло, а аптека справа от автобуса - находится ровно на том же месте, с точно такой же надписью, тем же самым шрифтом!
А Orologeria слева от автобуса - всё так же под пятым окном здания.
mgolovanov
Dec. 22nd, 2016 06:19 am (UTC)
вот интересно -
на первом снимке одни ряды лоджий застеклены, другие нет, причем в строгом порядке. Немецкий орднунг? у нас бы уже все как попало остеклилось либо обвалилось
mgolovanov
Dec. 22nd, 2016 06:25 am (UTC)
Алжир, наверное, все же построен алжирцами. У французов даже армия частью иностранная, не то что строители
viva_vova
Dec. 22nd, 2016 11:15 am (UTC)
а лучше сейченто может быть только чинквеченто!)
afroukrainec
Dec. 22nd, 2016 05:42 pm (UTC)
у меня есть версия что массовая автомобилизация азиатских латиноамериканских и африканских стран на улицах идет от сильного социального различия города и деревни. в то время как европейский скудный трафик наоборот показывает что основная масса автотранспорта находится в сельских районах...
visualhistory
Dec. 25th, 2016 05:36 am (UTC)
В Западной Европе в "сельских районах" живёт всего 10% населения.
afroukrainec
Dec. 25th, 2016 06:28 am (UTC)
я имею ввиду небольшие городки с маленькими домиками, не одними же Парижами Берлинами и Женевами Европа живет, да и в этих городах есть пригороды...
pavluhinoleg
Dec. 22nd, 2016 08:16 pm (UTC)
Серия ваших постов с видами городов очень нравится. Смотрю с большим интересом, спасибо вам!
tito0107
Dec. 25th, 2016 08:22 am (UTC)
"Всё-таки социально-политические различия ничтожны по сравнению с цивилизационными!"

Да. Если понимать цивилизационные различия не как различия между разными цивилизациями, а как различия между цивилизацией развитой и не очень.
Michael Antonov
Dec. 28th, 2016 11:38 am (UTC)
= Давно устаревший транспорт, который сохраняется только как дань истории. И это есть высший показатель культурности, цивилизованности соответствующего города. =

Вот такие бы слова да не про всем мешающий трамвай, а про никому не мешающий монорельс, судьба которого повисла на тоненьком рельсе!
( 22 comments — Leave a comment )

Profile

visualhistory
visualhistory

Latest Month

December 2017
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      

Tags

free counters



История и современность

Locations of visitors to this page

История и современность
Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner