?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Очередная серия в нашем проекте urban evolution.

Сегодня посмотрим улицы мира в 1976 году.
Раз на раз не приходится, но всегда стараюсь, чтобы в подборке была представлена группа знаковых городов: Берлин, Москва, Нью-Йорк, Пекин, Шанхай.

Площадь Ленина в Восточном Берлине, 1976:


Весёленькая "социалистическая" архитектура, старенький "Варбург", красавец Икарус-55 образца 1953 года и велосипедист!
Очень атмосферный, приятный снимок.

Главная историческая улица Восточного Берлина с Дворцом Республике (ныне снесён) и Главной городской церковью, которую наконец-то начали восстанавливать спустя 30 лет после войны:

КРУПНО

На улице Унтер-ден-Линден встречаются Запад и Восток, 1976:


Церковь Св. Марии — чудом уцелевший реликт берлинского Старого города, территорию которого застроили такими красавцами-домами, 1976:


Александрплац — воплощение нового социалистического Берлина:


На самом деле в этой архитектуре нет абсолютно ничего "социалистического": именно так застраивали после войны Роттердам и новые районы западно-европейских столиц, именно в таком духе застраивают с 1995 года объединённый Берлин. Это просто "современная архитектура" как она есть.

У границы двух миров наблюдается пёстрая смесь национальных автопромов того времени:


По другую сторону Берлинской стены на Курфюрстендамм:


Один народ, один город, а колорит всё же уже какой-то другой.

Западный Берлин всё ещё оставался городом дабл-деккеров:


С Курфюрстендамм ещё не успели убрать трамвайные пути.

Немецкий Гамбург, как и Берлин, резко выделяется среди других городов Европы наличием эстакадного метро, созданного по образцу манхэттенской железной дороги 1868 года:
1976 Hamburg U-Bahn near the Vorsetzen.jpg
КРУПНО

Конечно, эстакадная система была весьма непрогрессивная по сравнению с подземкой, но зато какой в ней теперь исторический шарм! Всё оригинальное и необычное прекрасно само по себе.

На Манхэттене последние линии эстакадного метро исчезли, кажется, в 1973 году, но в Бруклине к 1976-му они продолжали действовать:
Boro Park Brooklyn 55th St Station Intersection:

КРУПНО

Это вид сразу навевает сцены из американских фильмов с погонями.


А это Мадрид, траффик у Puerta de Alcala в 1976-м:


Давайте сравним с современностью:


Крутой Бухарест 1976 года:


У престижного отеля скопление западных иномарок.

А где-то рядом старый Бухарест со своим колоритом:


Царство трамваев в Варшаве 76-го:


Прага 1976-го, трамвай на Вацлавской доживает последние годы, в 1980-м его оттуда уберут:


Венский трамвай в 76-м:


Кстати, на заднем плане в Вене маячит "социалистическая" архитектура:


Афины 1976-го:


Город, который вырос за 200 лет из деревни и всосал в себя половину населения страны, превратившись в бескрайние бетонные джунгли. "Первый" и "Третий" миры в одном флаконе.

Стокгольм 1976-го с такими автострадами в историческом центре – это тоже немножечко "Третий мир":


Главная улица столицы Шотландии в 1976-м:
1976 Edinburg.jpg

Шотландцы наконец узнали, что такое пробки))

А вот это настоящая, 100% Европа, исторический центр Лиссабона с не менее историческим трамваем:


Одно время старенький трамвайчик хотели полностью ликвидировать по примеру других городов Западной Европы, но вовремя сообразили, что без этого трамвайчика Лиссабон уже не будет настоящим Лиссабоном и признали частью национального культурного наследия - теперь в мире это явление называется "heritage tram". Давно устаревший транспорт, который сохраняется только как дань истории. И это есть высший показатель культурности, цивилизованности соответствующего города.

К великому сожалению лиссабонцы во время не поняли, что зелёные английские дабл-деккеры являются не менее важным символом их города, чем желтые трамвайчики. В 1976-м они встречались повсюду, потом полностью исчезли:


Да. в 1970-е дабл-деккеры встречались не только в англоязычных странах и Берлине, но и в некоторых городах Южной Европы.

Piazza San Giovanni во Флоренции, 1976:


Траффик Неаполя-76 - царство малолитражек:

КРУПНО

Для узких итальянских улочек и тесных двориков "горбатые" были самое то! Лучше "сейченто" был только мотороллер.

А в Нью-Йорке тем временем ездили на таких "крокодилах":


Типичный Нью-Йорк 76-го:


На улицах "крокодилам" тесновато:


Крутые улицы Сан-Франциско 76-го со старым трамваем:



Великолепный Алжир — город, построенный французами для французов, 1976 год:
1976 Algiers.jpg
КРУПНО

Тегеран-76:


Манилу 76-го мы сразу узнаем по такси-джипни:


Символ гонконгского траффика — двухэтажный трамвай, который как символ уже никогда не уйдёт с этих улиц и никогда не изменится внешне, ещё один "heritage tram":


Типичная гонконгская улица 1976-го:


Трафик в Тайбее 1976-го:


А это обычный траффик в Пекине того же года:


Шанхай в 76-м прекрасно обходился без машин:


Зато старейший в мире действующий троллейбус!

Машин практически нет, зато как много асфальта!:


От американских империалистов в том Шанхае остались первые в Азии небоскрёбы и этот ретро-кар:
1976 Shanghai8.jpg

Особый колорит старым китайским городам придавали такие красивые плакаты на улицах:


А ещё много синих муравьёв людей в синих блузах:


Наверное, слишком много Шанхая для одного поста, но эти снимки так атмосферны!

Пакистанский Равалпинди в 76-м:


Без Дакки 1976-го не могу обойтись - она задаёт шкалу сравнения:


На фоне Дакки социалистические и капиталистические города Европы кажутся совершенно одинаковыми. Всё-таки социально-политические различия ничтожны по сравнению с цивилизационными!

Чтобы не перегружать этот пост, улицы СССР 1976-го в виде исключения сделаю отдельным постом.

Comments

kneiphof
Dec. 22nd, 2016 10:50 am (UTC)
Тридцатых? Ничего себе обогнали свое время! В Брюсселе, например, многоуровневые пересечения (правда не совсем развязки, а скорее тоннели) стали делать только в пятидесятых, когда в рамках подготовки коммерческого всемирной выставке 58 года превратили Пятиугольник (историческая граница города, до начала 19 века - периметр городских стен) из "буржуазного бульвара" в "транспортное кольцо" (почти автостраду).
vsold_1986
Dec. 22nd, 2016 11:05 am (UTC)
Спасибо за интересный экскурс в историю транспортной урбанистики. В принципе, этот материал освещался в недавней книге Вукана Вучика "Транспорт в городах, удобных для жизни" (и соответствующем предисловии Михаила Блинкина), но эта "монография" носит уж чересчур популярный характер. Не посоветуете ли современные источники о тенденциях развития транспортных систем в урбвнистике?
kneiphof
Dec. 22nd, 2016 11:31 am (UTC)
Ой, вот о последних тенденциях так сразу не скажу... Но если интересно, могу порекомендовать литературу по истории транспортного планирования в 60х-70х годах.

Profile

visualhistory
visualhistory

Latest Month

October 2019
S M T W T F S
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031  

Tags

Page Summary

free counters



История и современность

Locations of visitors to this page

История и современность
Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner