?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

К середине 1970-х автомобилизация СССР значительно продвинулась благодаря производству лицензионных итальянских автомобилей ФИАТ.
Если в 1965 г. в СССР на 1000 жителей страны приходилось 4 личных легковых автомобиля, то в 1975 г. – уже 16 (сейчас в РФ – около 300).
Для сравнения,  в странах Западной Европы к середине 1970-х на 1000 жителей приходилось порядка 250 личных автомобилей, а в США – почти 500.

Советские ФИАТы (получившие местное название "Жигули") быстро стали самым распространённым автомобилем на главных улицах СССР.
В 1976-м в Москве уже можно было увидеть такую привычную нам теперь картину, как припаркованные вдоль тротуаров в ряд автомашины:
1976 Moscow5.jpg

Однако даже в Москве такие сцены были редкостью, а про другие советские города и говорить не приходиться. Проблемы с парковкой там появятся лишь в нашем, 21 веке.
Судя по представленным ниже фотографиям, в большинстве городов СССР 40 лет назад личного автотранспорта на улицах почти не было видно.
И ЭТО БЫЛО ПРЕКРАСНО!

Ещё одна парковка в Москве 76-го на снимке Жака Дюпакье:


КРУПНО

Опять советские ФИАТы и "Волги".

Но в целом московские улицы 76-го довольно пустынны:


Кажется, что на улице Горького примерно столько же транспорта было в 1936-м или 1946-м, а в 1966-м — даже побольше.

Уличная в Москве 76-го:

КРУПНО

Приметой советских улиц в крупных городах СССР становятся подземные переходы. В других странах мира они встречались реже, потому что строить было дорого, проще нарисовать "зебру". В Москве первый появился в 1959 году, в Киеве - в 1963-м. Потом начали строить в массовом масштабе.
Обратите внимание, что переход на снимке построен в самом сердце исторического центра Москвы и не под какой-то 8-полосной автострадой, а под относительно неширокой и спокойной улицей, где вполне можно было обойтись светофорами.
Если переходы под (над) автострадами — неизбежность, то в исторических центрах городов подземный переход — абсолютное зло, создающее огромные неудобства пешеходам и велосипедистам ради дополнительного комфорта автомобильного меньшинства.
Советский урбанизм имел две стороны: светлую и тёмную.

Ещё одно зло советского урбанизма — эстакады в исторических центрах городов. Для машин удобно, а для городской среды и исторического облика — смерть.
На этом снимке около 1976 года видно, как одна эстакада исключила из общегородского пространства Калининграда территорию целого острова, на котором когда-то размещался Старый город Кнайпхоф с 19 улицами:


Киевский Крещатик 76-го с невероятным количеством троллейбусов (чешские "Шкоды") и автобусов:


Оцените ширину тротуара, достойную главной улицы исторического центра!
В то время на тротуарах автолюбители не парковались.

Таллинский траффик 76-го также показывает господство общественного транспорта над личным:


В областных центрах СССР (не говоря о райцентрах) даже к 1976-му на улицах крайне мало автомобилей.

У Прижелезнодорожного почтамта в г. Иваново только трамвай и такси:


Почти пустая магистраль у Текстильного ин-та:


Не видать личных автомобилей в Калуге 76-го:


Симферополь 76-го почти без автомобилей:


Пустынный проспект Южный в Кривом Роге 76-го:
1976 Кривой Рог Проспект Южный.jpg

В центре Хабаровска из легковушек в кадр Дюпакье попали только "Волги":

КРУПНО

Обратите внимание, что советские города тогда ещё не были загажены россыпями дорожных знаков!

У ж.д. вокзала в Чите только троллейбус, "козлик" и одинокий "Запорожец":


У вокзала в Новосибирске только такси:


И ЛиАЗы:


У вокзала в Одессе - одни трамваи:


В Одессе 76-го осталось ещё много брусчатки:


Даже в 4-миллионом Ленинграде зимой автолюбители попрятались и на улицах остался один общественный и коммунальный транспорт:


Да и летом на Невском особо большого количества личного автотранспорта не наблюдается:


Советские люди не ездили в булочную на такси, а на работу — на личном автомобиле.
Частники берегли свои машины и использовали их тогда, когда это было действительно необходимо: например, для поездки на дачу.
Это было "не от хорошей жизни", но это был правильный, цивилизованный подход, которого теперь придерживаются гораздо более богатые обыватели в Нью-Йорке, Лондоне или Токио. Никому из них в наше время не придёт в голову безумная идея ломануться на своей тачке в центр. Для этого в современном цивилизованном обществе есть такси и другой общественный транспорт.


Comments

( 41 comments — Leave a comment )
kneiphof
Dec. 23rd, 2016 11:18 am (UTC)
"Приметой советских улиц в крупных городах СССР становятся подземные переходы."

И вот что интересно: хотя автомобильноориентироанное технократическое модернистское транспортное планирование было общемировым трендом в 50х-70х годах, такое массовое строительство подземных переходов наблюдалось только в СССР (вот не знаю насчет стран социалистического блока). Так что если городские эстакады - это вполне в рамках тогдашних общемировым трендов, то подземные переходы - это действительно характерный признак "социалистического урбанизима".

Думаю, что это связано прежде всего с догматическим следованием модернизму-корбюзьизму, одним из постулатов которого было тотальное разделение транспортных потоков. При этом если в "первом мире" от принципов ортодоксального модернистского градостроительства (массовое многоэтажное жилищное строительство, тотальное зонирование городов, тотальное разделение транспортных потоков, пренебрежительное отношение к исторической застройке за исключением отдельных выдающихся монументов вроде соборов и замков) отказались уже в семидесятых, то в России они остаются фактически "забетонированы" в бесчисленных СНиПах, изменить которые крайне сложно.

Павел Волков
Dec. 23rd, 2016 12:23 pm (UTC)
а зачем от них отказываться когда они крайне выгодны для начальства?
(no subject) - partisan_p - Dec. 23rd, 2016 12:47 pm (UTC) - Expand
(no subject) - kneiphof - Dec. 23rd, 2016 01:16 pm (UTC) - Expand
(no subject) - partisan_p - Dec. 23rd, 2016 01:29 pm (UTC) - Expand
(no subject) - macedonian_dog - Jan. 9th, 2017 12:46 am (UTC) - Expand
(no subject) - Michael Antonov - Dec. 28th, 2016 11:46 am (UTC) - Expand
(no subject) - Michael Antonov - Dec. 28th, 2016 11:44 am (UTC) - Expand
nickmix01
Dec. 23rd, 2016 11:56 am (UTC)
Красная 2402 шикарна. Как приятно видеть разнообразие цветов, а не белый-чёрный-серебристый, как сейчас.
potapov_tlt
Dec. 23rd, 2016 12:28 pm (UTC)
да, со знаками сейчас какой-то катастрофический перебор
unlimmobile
Dec. 23rd, 2016 12:33 pm (UTC)
очень интересный вопрос такой: как эти улицы соотносились с объёмами производства, выработки энергии и другими ключевыми параметрами типа уровня жизни?
Что-то подсказывает, что таковые были не ниже тех, при которых улицы заполнены тачками ))
partisan_p
Dec. 23rd, 2016 12:44 pm (UTC)
подземные переходы это здорово!
Очень хорошо что у нас их построили так много, по части безопасности ничего лучше не может быть по определению.
Лучший способ избежать наезда машины на пешехода - наглухо разделить транспортные потоки. В наш век массовых наездов бухих\обдолбанных водятлов на остановки и тротуары это крайне актуально и хочется чтобы их строили как можно больше!
visualhistory
Dec. 23rd, 2016 01:24 pm (UTC)
Гораздо дешевле успокоить траффик и дисциплинировать водителей. Только для этого надо иметь государственную волю и давать стритрейсерам не часы общественных работ, а долгие лета исправительных лагерей.
(no subject) - partisan_p - Dec. 23rd, 2016 01:36 pm (UTC) - Expand
(no subject) - Michael Antonov - Dec. 28th, 2016 11:49 am (UTC) - Expand
gordeich74
Dec. 23rd, 2016 12:58 pm (UTC)
ради дополнительного комфорта автомобильного меньшинства
Почему меньшинства? Все эти пешеходы, если не садятся на личный автомобиль - садятся на автобус, трамвай, троллейбус.
visualhistory
Dec. 23rd, 2016 01:26 pm (UTC)
Автобусы и троллейбусы не гоняют, они могут и у светофора постоять, пока пешеходы переходят улицу.
(no subject) - gordeich74 - Dec. 24th, 2016 06:03 am (UTC) - Expand
(no subject) - visualhistory - Dec. 25th, 2016 05:25 am (UTC) - Expand
(no subject) - gordeich74 - Dec. 25th, 2016 05:42 am (UTC) - Expand
(no subject) - Michael Antonov - Dec. 28th, 2016 11:54 am (UTC) - Expand
(no subject) - visualhistory - Dec. 29th, 2016 05:05 am (UTC) - Expand
(no subject) - Michael Antonov - Dec. 30th, 2016 09:21 pm (UTC) - Expand
bear_bull
Dec. 23rd, 2016 04:42 pm (UTC)
ОТкуда в совке авто, если к 89 году полстраны жили в будках без удобств???
дем22.jpg
marconi_due
Dec. 23rd, 2016 05:05 pm (UTC)
Паспортами обеспечили всех 31 декабря 1981 года. До той поры были крепостные.
(no subject) - wazawai_n2 - Dec. 24th, 2016 03:28 am (UTC) - Expand
(no subject) - marconi_due - Dec. 24th, 2016 04:07 pm (UTC) - Expand
(no subject) - bear_bull - Dec. 24th, 2016 05:05 pm (UTC) - Expand
(no subject) - wazawai_n2 - Dec. 24th, 2016 03:27 am (UTC) - Expand
(no subject) - bear_bull - Dec. 24th, 2016 05:04 pm (UTC) - Expand
(no subject) - fanfo - Jan. 2nd, 2017 01:18 pm (UTC) - Expand
(no subject) - bear_bull - Jan. 2nd, 2017 02:43 pm (UTC) - Expand
(no subject) - fanfo - Jan. 3rd, 2017 01:07 pm (UTC) - Expand
(no subject) - bear_bull - Jan. 3rd, 2017 01:11 pm (UTC) - Expand
(no subject) - fanfo - Jan. 4th, 2017 11:40 am (UTC) - Expand
(no subject) - bear_bull - Jan. 4th, 2017 04:39 pm (UTC) - Expand
marconi_due
Dec. 23rd, 2016 05:04 pm (UTC)
Что там автомобили)))) Ерунда!))) В 1962 году, холодильники были лишь у 5% советских граждан. А первая советская туалетная бумага, появилась в 1969 году. Пару-тройку лет, советский норот подтирался как прежде, листком из вездесущего "Блокнота агитатора". А потом распробовал и...туалетная бумага прочно вписалась в отчеты о дефиците. К слову, в США тех времен, холодильниками обладали практически 100% семей. Про туалетную бумагу не знаю. Скорей всего, "Блокнота агитатора" в США не завезли.
nkps
Dec. 24th, 2016 04:27 am (UTC)
Советский урбанизм имел две стороны: светлую и тёмную.

В этой части что-то про светлую сторону мало.
ser_stepanov
Dec. 24th, 2016 09:56 am (UTC)
Когда я фотографировал церкви Москвы, то старался, чтобы в кадр не попадали автомобили.
Но, сейчас, по прошествии многих лет, понял, что зря.
Автомобили - это символы эпохи. По улице, прохожим, автомобилям, витринам магазинов можно увидеть дух эпохи.
Вот мордочка "Рафика" случайно попала в кадр, но как она оживляет
снимок:

Церковь Никиты-мученика на Старой Басманной. 1973 год.
evguseek
Dec. 26th, 2016 02:24 pm (UTC)
> в исторических центрах городов подземный переход — абсолютное зло, создающее огромные неудобства пешеходам и велосипедистам ради дополнительного комфорта автомобильного меньшинства.

ну про пешеходов выше уже продискутировали, а велосипедистам то в чем дискомфорт? они и должны передвигаться по проезжей части при отсутствии велодорожек, а не мешая пешеходам (сам велосипедом пользуюсь в сезон частенько)
fanfo
Jan. 2nd, 2017 01:25 pm (UTC)
В общем-то рационально !
авто не в приоритете. Другой вопрос, что и общественный транспорт был недостаточно современным и продуманным. В итоге получили перманентный транспортный коллапс в большинстве крупных городов РФ. Сейчас народ пересадить обратно будет очень сложно. Удобный и комфортный транспорт я наблюдал только в Москве.
( 41 comments — Leave a comment )

Profile

visualhistory
visualhistory

Latest Month

December 2017
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      

Tags

free counters



История и современность

Locations of visitors to this page

История и современность
Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner