?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Очередная серия в нашем проекте urban evolution.

Вплоть до конца 1960-х советский автопром был ориентирован на производство грузовиков и общественного транспорта.
В 1965-м  СССР выпустил 616 тыс. авто, в т.ч. 201 тыс. легковых, при этом  населению было продано (включая продажу б/у через комиссионные магазины) всего 64 тысячи легковых машин, зато  690 тыс. мотоциклов и мотороллеров.
К 1966 году в  СССР одна легковая машина приходилась на 238 жителей (т.е., примерно 4 на 1000 жителей), в то время как в США — на 2,7 человек.
Приоритетом был общественный транспорт, особенно элетрический. СССР с огромным отрывом лидировал в мире по числу и протяженности троллейбусных систем, постоянно вводя всё новые и новые. Так, в 1965-м троллейбус был пущен во Владивостоке, Кургане, Таллине, Каунасе, Черкассах, в 1966-м — в Саранске, Кременчуге, Тольятти.

Если попытаться обобщить картину советского урбанизма полвека назад, то я бы, пожалуй, выбрал этот снимок Ленинградского проспекта в Москве:


Здесь всё очень типично и представительно, разве что автобусы не попали в кадр (а их в Москве 1966 года было 4480 штук). А вот грузовики ГАЗ-51 в кадре очень закономерны: их было выпущено в СССР в 20 (двадцать!) раз больше, чем автомобилей "Победа", например.

Трамвайные пути оттуда уберут в 2004 г., в результате чего Ленинградский проспект станет самой широкой городской улицей в мире: 18 полос — по 9 в каждом направлении...

Спустя полвека на Ленинградке будет примерно так:


А в 1960-е широкие проспекты в Москве строили скорее на будущее и... для красоты!

На недавно проложенном пр-те Калинина (ныне Новый Арбат) Москве делают "вставную челюсть":


А вот по старому Арбату в 1966-м ещё бегали машины (фото Селимханова):


Пешеходным Арбат станет лишь в 1985-м и это будет даже не началом, а лишь первым предвестником будущей "пешеходной реконкисты" в Москвы. Хотя самой первой ласточкой было всё же закрытие Красной площади для автотранспорта в 1963 году.

В 1966 г. первую партию из пяти ещё предсерийных автобусов ЛиАЗ-677 передали для опытной эксплуатации в автокомбинаты Москвы:


В 1960-е годы в качестве маршрутных такси в городах СССР начали использоваться автобусы особо малого класса РАФ-977.
В 1966-м они не слишком часто встречались на московских улицах:


На всём протяжении советской истории маршрутки оставались вспомогательным транспортом. Но при новом общественном строе частные жёлтые "Газели" заполнят в начале 21 века улицы российских городов, иногда почти полностью вытеснив все другие виды общественного транспорта.

Если даже в 1976 году личные автомобили были редки на улицах советских городов, то в 1966-м — и подавно.

Типичный московский траффик 66-го, один частник детектед:


На этом снимке в самом центре Ленинграда 66-го видно много общественного транспорта, грузовики, такси и всего один личный (?) "Москвич":


Площадь Восстания и Лиговский проспект в Ленинграде, 1966:


Траффик у "Золотых ворот" во Владимире (Алексей Бушкин, РИА Новости), 1966 г.:


КРУПНО

В кадре ни одной легковушки, зато армейский ГАЗ-69. В период с 1953 по 1972 год этих машин было выпущено более 600 тыс. штук, т.е. почти столько же, сколько 21-х "Волг"! В СССР армейские внедорожники было принято использовать как служебный гражданский автомобиль универсального назначения: особенно незаменимым он был для районного начальства и председателей колхозов, учитывая состояние дорожной сети.

ГАЗ-69 на пр-те Кирова в Симферополе, 1969:


А вот ГАЗ-69 засветился на киевском Крещатике 1966 года (фото Бориса Кауфмана):


Едва ли в 1966-м на самом деле можно было вот так бродить по разделительной линии на Крещатике, но траффик не выглядит особенно напряженным.

Особенностью Киева и некоторых других городов Украинской ССР были чехословацкие троллейбусы. Кроме того, в столице Украинской ССР и г. Харькове ходили троллейбусы киевского производства.
На проспекте 40-летия Октября в Киеве 1966 года троллейбус "Киев-2" (КТБ-2), спереди похожий на довоенный ЯТБ:


Спокойный траффик Винницы 1966 года:


Ещё Вининца-66, ни одного "частника":


Донецк 1966 г. Восточная проходная завода Точмаш. Еще совсем недавно вместо троллейбуса ходил трамвай:


Троллейбус на площади Победы в Минске. А. Моклецов, 1966:


В Риге 1966-го видны одни "Волги", вряд ли частные:


Калинин (Тверь) в 66-м:


На улицах Харькова в 66-м правят бал трамваи:


Алма-Ата, трамвай на Коммунистическом пр-те в 1966 году:


В октябре 2015 года работа алма-атинского трамвая (пущен в 1937 году) была приостановлена на неопределённый срок.

Как я уже писал, СССР был не обычной страной, а конгломератом различных цивилизаций.  В нём можно было найти улицы едва ли не всех типов, включая настоящие реликты средневековой уличной культуры.

Например, в Старой Бухаре 1966 года:


Вообще, Старая Бухара, как и вся "коренная" Средняя Азия, жила в 1966 году в своём собственном временнОм измерении, в котором причудливо перемешались приметы различных эпох:


Одно важное событие в транспортной истории СССР 1966 года осталось незаметным для широкой публики. В московском аэропорту Шереметьево приземлился итальянский грузовой самолет, из которого выехали три FIAT-124.


Comments

( 36 comments — Leave a comment )
calendulae
Dec. 24th, 2016 10:42 am (UTC)
Троллейбус в Киеве больше похож на Шкода 8тр. У ЯТБ стекла плоские были.

Edited at 2016-12-24 10:43 am (UTC)
visualhistory
Dec. 25th, 2016 05:18 am (UTC)
Спасибо! Только тогда уже скорее 9тр, нет?
(no subject) - calendulae - Dec. 25th, 2016 07:07 am (UTC) - Expand
(no subject) - key_altos - Dec. 25th, 2016 10:18 pm (UTC) - Expand
(no subject) - visualhistory - Dec. 26th, 2016 04:24 am (UTC) - Expand
calendulae
Dec. 24th, 2016 10:57 am (UTC)
На рижском снимке дом справа - минобразования. Наверно "Волги" министерские. Не знаю, как в других республиках, но в Латвийской ССР правительственные "Волги" в основном были серо-бежевого цвета (в отличии от Москвы). "Чайки" с "Зилами" и военные (штаб округа) и, те черные, но парады принимали опять на серых кабриолетах.
Такая цветовая дифференциация цветов.
ddorset
Dec. 24th, 2016 02:37 pm (UTC)
В Прибалтику "цветные" и серые "Волги" Деточкин гонял - оттого всё так и сложилось :))
aadomingo
Dec. 24th, 2016 11:32 am (UTC)
Интересно, почему вы все 21-е автоматически исключаете из личной собственности :)
masha_shamraeva
Dec. 24th, 2016 11:57 am (UTC)
Спасибо за фотографии и комментарии!
Интересно, по Крещатику в 66 не Никита Сергеич Михалков шагает?
belyaefff
Dec. 24th, 2016 12:32 pm (UTC)
Он самый.
(no subject) - Michael Antonov - Dec. 28th, 2016 12:12 pm (UTC) - Expand
roosich
Dec. 24th, 2016 12:20 pm (UTC)
Ленинградский проспект станет самой широкой городско
На улице "9 июля" в Буэнос-Айресе тоже по 9 полос в каждую сторону (если считать с боковыми проездами).
mary_bred_show
Dec. 24th, 2016 12:40 pm (UTC)
Московские маршрутные такси жалко до соплей. Ликвидировали их как класс.
visualhistory
Dec. 25th, 2016 05:12 am (UTC)
Да, теперь все вопросы у нас решаются по-большевицки.
(no subject) - evguseek - Dec. 26th, 2016 02:03 pm (UTC) - Expand
kot_leopold_34
Dec. 24th, 2016 12:46 pm (UTC)
Мне только одно непонятно: как пешеходы в то время умудрялись попадать под машины?
kenkoman
Dec. 24th, 2016 01:23 pm (UTC)
например идти не глядя вообще
ну как, каждый день ходит так и ничего не случается...
(no subject) - zinaida111 - Dec. 24th, 2016 03:17 pm (UTC) - Expand
(no subject) - sershum - Dec. 26th, 2016 10:56 am (UTC) - Expand
(no subject) - evguseek - Dec. 26th, 2016 02:07 pm (UTC) - Expand
strangeleopard
Dec. 24th, 2016 01:30 pm (UTC)
Троллейбусу и трамваям во Владивостоке пипец.
ostapk
Dec. 24th, 2016 02:58 pm (UTC)

Города уже задыхаются в пробках. В конечном счете общество придет к тому, что личный транспорт будет оставаться на стоянке на окраине, а по городу-только общественный. Конечно, на более высоком технологическом уровне, но другого пути нет.

Michael Antonov
Dec. 28th, 2016 12:13 pm (UTC)
Есть еще вариант: полностью загнать их на эстакады.
swanleb
Dec. 24th, 2016 03:18 pm (UTC)
Це не ЯТБ ,це новый троллейбус!
visualhistory
Dec. 25th, 2016 05:14 am (UTC)
Спасибо, значит, я перепутал.
craftwr
Dec. 24th, 2016 03:53 pm (UTC)
Частный транспорт таки зло.
immaniac
Dec. 24th, 2016 06:37 pm (UTC)
просто ты нищеброд
(no subject) - craftwr - Dec. 24th, 2016 07:54 pm (UTC) - Expand
(no subject) - immaniac - Dec. 25th, 2016 12:32 pm (UTC) - Expand
(no subject) - craftwr - Dec. 25th, 2016 01:12 pm (UTC) - Expand
sovsemveteran
Dec. 24th, 2016 04:08 pm (UTC)
Троллейбус на площади Победы в Минске.
Восьмёрка! На Камвольный ходил.
djak_krjakutny
Dec. 24th, 2016 07:08 pm (UTC)
"Типичный московский траффик 66-го, один частник детектед:"

Этот "Москвич" тоже мог быть служебным. Для руководства мелких организаций.
У меня сосед на таком вот "Москвиче" возил заведующую торговой базой. А по списании - выкупил себе. Такое тогда практиковалось.
sergio_vorsin
Dec. 24th, 2016 07:48 pm (UTC)
Придурок в очках с открытым ртом, идущий по сплошной-походу Никита Михалков!
visualhistory
Dec. 25th, 2016 05:08 am (UTC)
Он самый.
Александр Плотников
Dec. 25th, 2016 02:01 am (UTC)
Идущий по Крещатику очень похож на Андрея Кончаловского.
visualhistory
Dec. 25th, 2016 05:07 am (UTC)
Естественно, он же его брат.
( 36 comments — Leave a comment )

Profile

visualhistory
visualhistory

Latest Month

December 2017
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      

Tags

free counters



История и современность

Locations of visitors to this page

История и современность
Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner