visualhistory (visualhistory) wrote,
visualhistory
visualhistory

Category:

Улицы СССР 50 лет назад: сравнительная историческая урбанистика

Очередная серия в нашем проекте urban evolution.

Вплоть до конца 1960-х советский автопром был ориентирован на производство грузовиков и общественного транспорта.
В 1965-м  СССР выпустил 616 тыс. авто, в т.ч. 201 тыс. легковых, при этом  населению было продано (включая продажу б/у через комиссионные магазины) всего 64 тысячи легковых машин, зато  690 тыс. мотоциклов и мотороллеров.
К 1966 году в  СССР одна легковая машина приходилась на 238 жителей (т.е., примерно 4 на 1000 жителей), в то время как в США — на 2,7 человек.
Приоритетом был общественный транспорт, особенно элетрический. СССР с огромным отрывом лидировал в мире по числу и протяженности троллейбусных систем, постоянно вводя всё новые и новые. Так, в 1965-м троллейбус был пущен во Владивостоке, Кургане, Таллине, Каунасе, Черкассах, в 1966-м — в Саранске, Кременчуге, Тольятти.

Если попытаться обобщить картину советского урбанизма полвека назад, то я бы, пожалуй, выбрал этот снимок Ленинградского проспекта в Москве:


Здесь всё очень типично и представительно, разве что автобусы не попали в кадр (а их в Москве 1966 года было 4480 штук). А вот грузовики ГАЗ-51 в кадре очень закономерны: их было выпущено в СССР в 20 (двадцать!) раз больше, чем автомобилей "Победа", например.

Трамвайные пути оттуда уберут в 2004 г., в результате чего Ленинградский проспект станет самой широкой городской улицей в мире: 18 полос — по 9 в каждом направлении...

Спустя полвека на Ленинградке будет примерно так:


А в 1960-е широкие проспекты в Москве строили скорее на будущее и... для красоты!

На недавно проложенном пр-те Калинина (ныне Новый Арбат) Москве делают "вставную челюсть":


А вот по старому Арбату в 1966-м ещё бегали машины (фото Селимханова):


Пешеходным Арбат станет лишь в 1985-м и это будет даже не началом, а лишь первым предвестником будущей "пешеходной реконкисты" в Москвы. Хотя самой первой ласточкой было всё же закрытие Красной площади для автотранспорта в 1963 году.

В 1966 г. первую партию из пяти ещё предсерийных автобусов ЛиАЗ-677 передали для опытной эксплуатации в автокомбинаты Москвы:


В 1960-е годы в качестве маршрутных такси в городах СССР начали использоваться автобусы особо малого класса РАФ-977.
В 1966-м они не слишком часто встречались на московских улицах:


На всём протяжении советской истории маршрутки оставались вспомогательным транспортом. Но при новом общественном строе частные жёлтые "Газели" заполнят в начале 21 века улицы российских городов, иногда почти полностью вытеснив все другие виды общественного транспорта.

Если даже в 1976 году личные автомобили были редки на улицах советских городов, то в 1966-м — и подавно.

Типичный московский траффик 66-го, один частник детектед:


На этом снимке в самом центре Ленинграда 66-го видно много общественного транспорта, грузовики, такси и всего один личный (?) "Москвич":


Площадь Восстания и Лиговский проспект в Ленинграде, 1966:


Траффик у "Золотых ворот" во Владимире (Алексей Бушкин, РИА Новости), 1966 г.:


КРУПНО

В кадре ни одной легковушки, зато армейский ГАЗ-69. В период с 1953 по 1972 год этих машин было выпущено более 600 тыс. штук, т.е. почти столько же, сколько 21-х "Волг"! В СССР армейские внедорожники было принято использовать как служебный гражданский автомобиль универсального назначения: особенно незаменимым он был для районного начальства и председателей колхозов, учитывая состояние дорожной сети.

ГАЗ-69 на пр-те Кирова в Симферополе, 1969:


А вот ГАЗ-69 засветился на киевском Крещатике 1966 года (фото Бориса Кауфмана):


Едва ли в 1966-м на самом деле можно было вот так бродить по разделительной линии на Крещатике, но траффик не выглядит особенно напряженным.

Особенностью Киева и некоторых других городов Украинской ССР были чехословацкие троллейбусы. Кроме того, в столице Украинской ССР и г. Харькове ходили троллейбусы киевского производства.
На проспекте 40-летия Октября в Киеве 1966 года троллейбус "Киев-2" (КТБ-2), спереди похожий на довоенный ЯТБ:


Спокойный траффик Винницы 1966 года:


Ещё Вининца-66, ни одного "частника":


Донецк 1966 г. Восточная проходная завода Точмаш. Еще совсем недавно вместо троллейбуса ходил трамвай:


Троллейбус на площади Победы в Минске. А. Моклецов, 1966:


В Риге 1966-го видны одни "Волги", вряд ли частные:


Калинин (Тверь) в 66-м:


На улицах Харькова в 66-м правят бал трамваи:


Алма-Ата, трамвай на Коммунистическом пр-те в 1966 году:


В октябре 2015 года работа алма-атинского трамвая (пущен в 1937 году) была приостановлена на неопределённый срок.

Как я уже писал, СССР был не обычной страной, а конгломератом различных цивилизаций.  В нём можно было найти улицы едва ли не всех типов, включая настоящие реликты средневековой уличной культуры.

Например, в Старой Бухаре 1966 года:


Вообще, Старая Бухара, как и вся "коренная" Средняя Азия, жила в 1966 году в своём собственном временнОм измерении, в котором причудливо перемешались приметы различных эпох:


Одно важное событие в транспортной истории СССР 1966 года осталось незаметным для широкой публики. В московском аэропорту Шереметьево приземлился итальянский грузовой самолет, из которого выехали три FIAT-124.


Tags: 1960-е, 20 век в цвете, urban evolution, История транспорта, СССР в фото
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 37 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →