visualhistory (visualhistory) wrote,
visualhistory
visualhistory

Categories:

Улицы мира 10 лет назад. Сравнительная историческая урбанистика

Очередная серия в нашем проекте Сравнительная историческая урбанистика.
Эта серия изначально не планировалась: 2006 год ведь не история, а просто вчерашний день! Но для современной урбанистики это всё же уже история. Посмотрим совсем недавнее прошлое и попробуем оценить, что за это время успело измениться.
Материал собран по разным углам Интернета, что-то и своих собственных снимков.

К 2006 году почти весь мир встал в пробку: и давно перенасыщенные автомобилями богатые страны Запада, и дорвавшиеся до дешёвых и доступных машин бывший соцлагерь (включая Китай), и магаполисы "Третьего мира".
В этом океане автотранспорта оставались лишь небольшие одинокие островки.

Одним из них была Куба, которая после прекращения помощи СССР оказалась в очень сложной экономической ситуации. Не хватало валюты на закупку бензина.
Фидель призвал свой народ садиться на велосипед и запрягать лошадей.
Эти экипажи в городе Санта-Клара 2006 года не аттракцион для туристов, а общественный городской транспорт, заменивший автобусы:


КРУПНО

В Париже такие ходили до 1913 года и назывались "омнибусами". А в Москве они назывались "линейками".

Помимо конных повозок для перевозки пассажиров в кубинской провинции были мобилизованы грузовики, которым приварили сзади специальные трапы:


Это общественный транспорт в кубинском городе Камагуэй:


Конечно, в столичной Гаване старались использовать транспорт поцивильней, но и там в дело шло всё, что ещё могло двигаться:


Если в провинциальных городах Кубы 2016 года были популярны велорикши, то в Гаване - местный вариант "Тук-тука", так называемое "Коко-такси":

КРУПНО

Легковой автопарк Кубы давно превратился в её особую достопримечательность мирового уровня. Кубинцы доказали, что при нормально уходе даже в самом гнилом климате автомобили (по крайней мере, американские) могут исправно служить 60 и более лет!
Это не выставка ретро-каров, а самая обычная парковка в центре Гаваны 2006 года:


И вся эта гаванская автостарина на полном ходу:


К тому времени на 1000 кубинцев приходилось 38 автомобилей (в США - почти 800).

Примерно такая же напряженка с транспортом в 2006 году наблюдалась в чучхейской Северной Корее, только в отличие от Кубы там не было личных автомобилей.

Вот типичный траффик в Пхеньяне:


Это ещё в кадр попало много машин. По утрам можно было наблюдать и такую картину:


В источнике есть немало других интересных снимков северокорейского транспорта 2006 г.

В то время как несчастный Сеул 2006-го буквально задыхался от пробок:


Надо сказать, что сегодня, спустя 10 лет, в Пхеньяне наблюдается уже довольно много машин, примерно как в Пекине конца 1990-х. Думаю, лет через пять-семь чучхейцы узнают, что такое пробки!


Третья из сохранившихся к 2006 году социалистических стран, Вьетнам, также имела свою яркую транспортную специфику. Это была единственная в мире страна, где траффик почти полностью состял из мопедов и скутеров (как теперь на английский манер называют мотороллеры). А какой-то момент правительство даже запретило иметь более двух мотосредств на одно лицо!

Вот так выглядела типичная картина уличного движения в столичном Ханое 2006 года:


Крупнее

Ещё в 1990-е гг. здесь все ездили на велосипедах, как в КНР. К 2006 г. велосипедистов уже почти не наблюдалось.

Попадались и велорикши:


Но в это, скорее, был уже аттракцион для туристов. Местные пользовались такси-мопедами.

Почти все легковушки в Ханое 2006 года - это новенькие белые иномарки такси:


Общественный транспорт Ханоя был представлен редкими, но красивыми автобусами:



В экономической столице Вьетнама г. Сайгоне (Хошимине) легковых машин в 2006-м было чуть-чуть больше, а вот мопедов, почему-то - гораздо меньше:


После мопедно-скутерных роев Ханоя центральные улицы Сайгона выглядели непривычно свободными:


Теперь там всё сильно изменилось, машин стало много и вовсю строят эстакады для борьбы с пробками.

Кому интересно, у меня был отдельный пост про особенности особенности национального траффика Вьетнама.

Почти весь остальной мир в 2006-м уже задыхался в пробках.
В 2005 году на планете насчитывалось 863 миллиона машин, в т.ч. 617 миллионов легковых.

Бразильский Сан-Пауло:


Пакистанский Карачи:


Бангкок:


Автомобили явно выдавливают из потока "Тук-туки" и двухколёсных, которые всегда были лицом тайского траффика.

Дубаи:


За пять лет американской оккупации число автомобилей в Кабуле увечилось на порядок:


Пекин:


У края проспекта Чанъаньцзе ещё можно заметить тоненькую струйку из велосипедистов, которые ещё за 15 лет до этого занимали половину полос магистрали.

Спустя 10 лет пекинский траффик вообще полная жесть, потому что страна производит 24 миллиона автомобилей в год. Пришли к успеху.

А это пришла к успеху албанская Тирана:


В этой стране частные автомобили были запрещены до 1990 года. Теперь наслаждаются по полной.

Ну и Россия конечно, где автопарк к 2006 году достиг 27 миллионов единиц.
В Москве 2006-го машин уже как в лучших городах "Третьего мира":


Уличное пространство заполнил визуальный мусор:


Это тверская 2006-го:


Старое доброе такси почти исчезло из города, его можно заметить лишь у вокзалов, где легальные таксисты отчаянно пытались конкурировать с бомбилами:

КРУПНО

Характерной приметой российского траффика в 2006-м были расплодившиеся частные маршрутки.
Вот они на Невском пр-те в Петербурге:


Теперь это уже уходящая натура. В Москве маршрутки административно запретили в 2014 г.

Какой же ответ давали городские власти на пробочный апокалипсис?

Было два пути. В наиболее цивилизованных городах автомобили административно выдавливали из центральных районах и заменяли их общественным транспортом и велосипедами.

В Лондоне просто ввели серьёзную плату за въезд в центр города, после чего на улицах стало дышаться свободнее. На поверхности с перевозкой людей вполне справляются двухэтажные красные автобусы и черные метрокэбы.

Весьма обычная для 2006 года картина, пробка из автобусов в Лондоне:


Странно, что на лондонских снимках, которые Фликр датирует 2006 годом, ещё встречаются легендарные автобусы Роутмастер (англ. Routemaster — Хозяин дорог), которые эксплуатировались в городе с 8 февраля 1956 года по 9 декабря 2005 года.
Например, на этом:


Или этом:


А в Нью-Йорке на Манхэттене сделали месячные парковочные билеты по 1000$ (без них найти парковочное место невозможно).
Теперь траффик там состоит преимущественно из такси и коммерческих фургонов.

Правильный нью-йоркский траффик 2006 года:


Кстати, весьма цивилизованный траффик наблюдается у центрального вокзала в индийском Бомбее 2006-го:

Хотя, возможно, это ещё последствия индийской специфики, при которой местный автопром оставался "замороженным" до начала 21 века, а импорт иномарок искусственно сдерживался. Через 10 лет улицы индийских городов будет не то чтобы не узнать, но количество автомобилей вырастет на порядок (как и их местное производство).

Велосипедный ренессанс в Амстердаме 2006-го:


Но был и другой ответ на пробки — больше дорог! Раз городские улицы уже не вмещают такое количество машин, то надо делать проезжую часть в два или три уровня, сооружать эстакады, туннели и многоуровневые развязки.

Первыми в создании многоуровневого траффика отметились американцы (ещё в 1960е), а потом японцы, которые зашли гораздо дальше на этом пути.

Японский город Кобе 2006 года:


Такое будущее ждёт все города, которые пытаются угодить автомобилитам.

Тель-Авив 2006-го:

КРУПНО

Увы, даже подражание калифорнийским хайвеям не спало Тель-Авив от пробок.

Поскольку общественный транспорт, особенно рельсовый, "мешает" автомобилям на улицах, его всё чаще отправляют на эстакады, как это делали в Нью-Йорке и Чикаго в дремучем 19 веке.

Манила 2006-го:


Многоуровневый рельсовый транспорт в Токио (2006):


Красиво, что ни говори!

Московский монорельс в 2006-м:


Увы, в Москве эксперимент себя не оправдал. А вот Бутовская линия лёгкого метро оказалась более успешной:



Пешеходов также загоняют под землю или на воздушные переходы.
Как в китайском Сиане 2006-го, например:


Из прогрессивных тенденций, наметившихся к 2006 году, следует отметить возрождение трамваев в Европе. Правда, нередко уже в новом обличье, в виде так называемого "метротрама". Это смесь трамвая и лёгкого метро.

Пример метротрама можно наблюдать в городе Порта на мосту Эйфеля, 2006 год:

КРУПНО

Первая линия была открыта там в 2002 году.

В 2006-м восстановили трамвай в Париже, закрытый ещё в 1937 году:


А вот в Тбилиси, наоборот, трамвай был ликвидирован в декабре 2006-го.
Тбилисский трамвай в 2006 году:


Кстати, в том же декабре 2006 года в Тбилиси ликвидировали и троллейбус. Фото на память:


В другом грузинском городе, Чиатуре, троллейбус ликвидируют в 2008 г., но в 2006-м он там ещё ползал:


Особенно отрадно видеть на снимках 2006 года бережное сохранение исторического транспорта, ставшего символом для своих городов.

Старый и новый трамвай Лиссабона, 2006:


Трамвайчик в Евпатории, незадолго до этого отметившей своё 2500-летие:


В Евпатории и брусчатку кое-где сохранили:


А вот с старых квартала Лиссабона 2006 года брусчатка была на каждом шагу:


В некоторых местах она состязалась с асфальтом:


Tags: urban evolution, Авто-мото, Автобусы и троллейбусы, Архитектура и градостроительство, Дороги, История транспорта, Трамваи
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 13 comments