visualhistory (visualhistory) wrote,
visualhistory
visualhistory

Category:

70 лет прорыву блокады Ленинграда

В этот день 70 лет назад произошло одно из важнейших событий в истории Великой Отечественной войны и в истории Города на Неве – прорвана блокада Ленинграда.
Ещё 8 сентября 1941 г. немецкие войска вбили узкий клин между вторым по величине городом СССР и остальной частью страны. Упиравшийся в Ладожское озеро Шлиссельбургско-Синявинский выступ шириной всего 12-16 км. душил Ленинград более 16 месяцев, отняв более миллиона жизней одних только мирных жителей. В 1942 г. наши войска пытались дважды срезать этот злополучный клин с южных участков, но всякий раз безуспешно и с огромными потерями. Победа под Сталинградом зажгла новою искру надежды на прорыв блокады и 12 января 1943 г. советские армии устремились с Востока и Запада навстречу друг другу вдоль побережья Ладоги через ледяные валы, бесконечные ряды колючей проволоки и минные поля. 18 января  войска Ленинградского и Волховского фронтов наконец соединились!
Дальнейшие бои за расширение коридора не увенчались успехом и советские войска перешли вновь к обороне, чтобы удержать узкую полозку земли шириной всего 8 — 11 километров, связавшую город с "Большой землёй".
Началась история другого беспримерного подвига — строительство железнодорожной магистрали с мостами через Неву у Шлиссельбурга. Под непрерывными обстрелами и бомбёжками, адским круглосуточным трудом на ледяном ветру и в ледяной воде эта дорога была построена всего за 17 дней вместо назначенных 20. Уже 7 февраля на Финляндский вокзал в Ленинграде пришёл первый поезд с продовольствием.

Так выглядел высоководный мост через Неву у Шлиссельбурга в феврале-марте 1943 г.:

Но даже если бы блокада не была прорвана, в феврале 1943 г. поезда всё равно бы пошли в город, так как с ноября 1942 г. строилась свайная железная дорога прямо через Ладожское озеро (плюс налёдная узкоколейка).
Вот так это выглядело:




После прорыва блокады и установления сухопутной связи Ладожскую стройку остановили и все силы перебросили на строительство дороги через Шлиссельбург.

В трёхстах метрах от высоководного действовал второй, низководный мост через Неву:


До полного снятия блокады с города оставался ещё долгий год. За это время в осажденный Ленинград пришло около 6000 составов.
Немецкие бомбы и снаряды десятки раз разрушал железнодорожные переходы через Неву, но их немедленно восстанавливали.

Мост через Неву после бомбежки 25 марта 1943 г.:



Выпьем за тех, кто командовал ротами,
Кто умирал на снегу,
Кто в Ленинград пробивался болотами,
Горло ломая врагу.




Tags: Вторая Мировая, Железные дороги, Ленинград, Ленинград 1940-х
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 20 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →