Барон Осман был префектом Парижа с 1853 по 1870 год, т.е., во время правления императора Наполеона III. С именем Османа связывают грандиозную реконструкцию фарнцузской столицы, в ходе которой методично и безжалостно был стёрт с лица земли практически весь средневековый Париж и на расчищенном месте построен новый помпезный город с широкими проспектами-бульварами, который все мы теперь знаем. Споры об этой реконструкции не утихнут никогда: новый город получился прекрасным, но ценой было уничтожение национального архитектурного наследия в масштабах американских ковровых бомбардировок.
В той или иной степени по пути "османизации" пошли многие, если большинство европейских столиц.
Давайте сделаем краткий обзор на эту тему. Поскольку я владею материей довольно поверхностно, то прошу знатоков-читателей делать дополнения.
БЕРЛИН
Ставший в 1871 году имперской столицей Берлин стал объектом бесконечных перестроек и монументального строительства. Самые грандиозные планы реконструкции вынашивал Гитлер под названием Столица мира Германия, однако военный разгром положил им конец на начальной стадии. Вся историческая часть Берлина досталась ГДР и подверглась послевоенной социалистической реконструкции, в ходе которой до основания были срыты руины Старого города и на его месте возвигнуты крупные модернистские формы. Очередная (текующая) реконструкция Берлина началась в 1991 году в связи с превращением его в столицу объединённой Германии. Новое строительство в историческом центре носит подчеркнуто ультра-модернистский характер, знаменую полный разрыв с какой-либо исторической традицией (например, ансамбль Потсдамской площади
БРЮССЕЛЬ
Тот разгром, которому подвергся старый Брюссель в 1950-70е гг., вошёл в историю градостроительства в виде специального термина Брюсселизация. «Реконструкция» Брюсселя отличалась от проведённых в XIX веке перестроек Вены и Парижа не масштабом, но отсутствием единого плана и каких-либо эстетических ограничений на новое строительство.
БУХАРЕСТ
Старый Бухарест был уничтожен большей частью ещё в конце 19 века в ходе строительства "Парижа Балкан". Однако где-то в начале 1980-х "гений Карпат" Чаушеску решил увековечить свою эру в камне.
Значительная часть исторического центра Бухареста была снесена, и на освободившейся территории возведен бульвар Победы Социализма — грандиозный проспект, который должен был затмить Елисейские поля. Над Бухарестом вознесся Дом народа — колоссальное сооружение с 6 тысячами комнат и 9 подземными этажами, которое оказалось вторым по величине в мире административным зданием после Пентагона.
Разгром исторического центра Бухареста при Чаушеску вошёл в историю под названием Чаушима (аналогия с Хиросимой).
ВЕНА
В ходе строительства имперской столицы в 19 веке средневековая Вена была уничтожена практически полностью, как и Париж. О былом Старом городе напоминает лишь собор Св. Штефана и планировка центральной части.
МАДРИД
Одновременно с Парижем в Мадриде начали свою "мини-османизацию", которая носила точечный характер. Например, была заново отстроена главная в то время городская площадь Puerta del Sol. В 1910 году через средневековй город начали прорубать "мадридский Бродвей" - проспект Gran Via, на котором к 1929 году появился первый испанский небоскрёб. Однако даже в своей совокупности все проекты перестройки старого Мадрида так и не достигли масштабов парижской "османизации".
МОСКВА
Хотя варварское уничтожение памятников средневековой Москвы шло на протяжении всего 19 века, настоящая масштабная реконструкция была предпринята при Сталине. Были уничтожены сотни храмов и построены новые архитектурные доминанты (семь высоток). На месте узкой Тверской улицы появилась парадная магистраль улицы Горького. Однако в итоге при Сталине была реализована лишь небольшая часть изначального грандиозного плана постойки новой социалистической столицы на месте старой Москвы. См. Сталинская реконструкция Москвы
ПАРИЖ
Про Османизацию Парижа мы уже писали в начале поста. Термин стал эталонным. При одном градоначальнике было перестроено 60% исторически сложившегося города.
РИМ
Риму очень повезло, поскольку его историческую ценность осознали ещё во времена Средневековья. Тем не менее, и его коснулись масштабные проекты реконструкции. Наиболее курпные относятся ко времени правления Мусолини. По его приказу прямо по развалинам Римского форума было проложена парадная магистраль Via Imperiali. Другую магисталь прорубили через средневековую застройку к собору Св. Петра (Via della Conciliazione).
Из крупных европейский столиц средневековый Старый город сохранился в Берне, Варшаве (воссоздан после войны), Вильнюсе, Лиссабоне, Праге, Риге, Стокгольме, Таллине.