?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Оригинал взят у oldcolor в С. М. Прокудин-Горский. Общий вид пристани Межевая Утка. 1912 год и 104 года спустя
Кажется, неутомимый уральский краевед Антон Азовцев (to4et) начинает новую серию фотосравнений с работами Прокудина-Горского, на сей раз по реке Чусовой.
Комментарий, как всегда, весьма обстоятелен и интересен.

С. М. Прокудин-Горский. Общий вид пристани Межевая Утка. 1912 год и 104 года спустя:



СТАТИЧЕСКОЕ СРАВНЕНИЕ И КОММЕНТАРИЙ:



Общий вид пристани Межевая Утка.

Высокое разрешение

Вариант:
Общий вид пристани Межевая Утка.

Высокое рарешение

Анимация:


КОММЕНТАРИЙ АВТОРА ФОТОСРАВНЕНИЯ:
На снимке мы видим не саму пристань, а деревню с таким названием, так же она называлась Усть-Уткинская пристань или Межевая Утка, сейчас это Усть-Утка, деревня на реке Чусовой выше устья реки Межевой Утки. Сама пристань находится на полкилометра ниже по течению, за левым краем снимка. Пристанью на Чусовой
называли не просто причал, а целый комплекс сооружений, позволяющий построить барку, загрузить её и  поднять уровень воды на столько, что-бы она смогла выйти в реку при любом уровне воды в ней.
В 1574 году на этом месте появилось первое русское поселение , то есть еще до похода дружины Ермака в Сибирь. Здесь была построена крепость для защиты строгановских земель от набегов башкир. Таким образом Усть-Утка стала первым русским населенным пунктом на территории нынешней Свердловской области. А река
Утка стала Межевой Уткой, так как по ней проходила граница между владениями Строгановых и Сибирским ханством.
В 1703 году с Уткинской, тогда ещё казённой пристани, отправился первый железный караван. В 1709 году, во время Алдаро-Косюмовского башкирского бунта,(башкир обложили непосильными налогами и заставляли сменить веру) Усть-Утка подверглась нападению башкир, селение было сожжено, хлебные запасы увезены, скот угнан. Строгановские крестьяне были разорены. В отместку за разграбление Межевой Утки,
слободы Сулём и других деревень крестьяне Чусовой слободы в числе 90 человек дали бой башкирскому отряду из 70 человек. Со стороны русских было убито двое и ранено восемь, а со стороны башкир убитыми было 20 человек, после чего мятежные башкиры бежали. В 1725 году деревня от Строгановых перешла во владение Акинфия Демидова. Таким образом, Усть-Утка была еще и пограничным поселением. Усть-Утка
принадлежала Демидовым, а деревня Баронская, расположенная на другом берегу Межевой Утки, принадлежала Строгановым. На современной карте "Google Планета Земля" названия этих деревень, почему то перепутаны местами.
В 1759 году Демидовы построили в Усть-Утке пристань. Усть-Уткинская пристань была самой крупной на реке Чусовой и самой технически оснащенной. Порождённая Нижнетагильским и Выйским заводами, в свою очередь она дала возможность появиться на свет Лайскому, Верхнесалдинскому, Нижнесалдинскому,
Николо-Павловскому, Черноисточинскому, Висимо-Уткинскому и Висимо-Шайтанскому заводам. Для тагильской «империи» Демидовых Усть-Утка стала «окном в Европу». Не случайно её называли главными воротами Нижнего Тагила.
В 1857 году на Усть-Уткинской пристани тагильским мастеровым Максимом Утемовым было начато строительство первого на Чусовой парохода «Опыт». Его строительство продолжалось три года. В 1860 году пароход был готов. Он был приспособлен для быстрого течения и малых глубин, плавал от Усть-Уткинской пристани до устья Чусовой и обратно, мог вести за собой несколько барж.
В 1860 году на Усть-Уткинской пристани было нагружено для сплава по Чусовой 90 судов общей грузоподъёмностью: железа – 545 тысяч пудов(8927 т.), меди – 9 тысяч пудов, рельсов – 165 тысяч пудов, монеты медной – 16956 пудов, артиллерийских снарядов – 29000 пудов, вещей чугунных – 21000 пудов.
В 1900 году Пророко-Ильинская часовня, приписанная к Висимо-Уткинской Иакинфиевской церкви была перестроена в церковь. В 1903 г. к ней пристроен алтарь, но своего священника в ней не было, поэтому Усть-Уткинская пристань считалась не селом, а деревней. Эту церковь мы и видим на старом фото. Сохранились ли кроме неё ещё какие нибудь дома сказать сложно, на склоне выросли новые дома и закрыли ту сторону улицы, что была видна раньше. Левее церкви, на самом краю снимка можно разглядеть небольшие деревья, это два тополя посаженные на месте захоронения священнослужителей, судя по размерам пней которые от них остались, тополя при жизни успели вымахать в громадных исполинов.
В 1918 году прошёл последний сплав железных караванов, потому что в 1878 году уже появилась железная дорога.
В 1936 году церковь была закрыта и переоборудована в сельский клуб с библиотекой.
С 1972 года церковь некоторое время использовалась как зернохранилище.
В середине 1970-х гг. здание церкви перестроено и передано под базу отдыха «Кедр» производственного объединения «Уралвагонзавод». Название базы отдыха возникло от старого кедра, который мы видим на Прокудинской фотографии. (по фото мне кажется, что это обычная, а не кедровая сосна, но тем кто её пилил должно быть виднее) Дерево спилили и изготовили из него фигуру медведя, который стоит у забора базы со стороны реки. Медведь вблизи -
https://fotki.yandex.ru/next/users/to4et/album/189040/view/1184814
В 2006 году, в рамках проекта «Демидовская пристань» возле выходного шлюза Демидовской пристани в Усть Утке открылся мемориальный комплекс,
символизирующий доблесть и мощь Урала-
https://fotki.yandex.ru/next/users/to4et/album/226639/view/1184788
Пока я ползал по зарослям в поисках следов Прокудина-Горского, на противоположном берегу, от деревни до этого памятника постоянно катались местные пацаны на мотоциклах, там самый скоростной участок на всю деревню, 300 метров идеального асфальта как на взлётной полосе, есть где проверить всю дурь движка. А меньше чем через час, после этого снимка, пока переправился да сдул лодку, один из них уже лежал под памятником, и о гранит в истерике головой билась его мать. Памятник в крови, колесо к движку, следов торможения не разглядел, фотографировать не стал. Инет -
http://www.v-tagile.ru/novosti-nizhnego-tagila/proishestviya/v-prigorode-nizhnego-tagila-v-dtp-pogib-16-letnij-podrostok
В 2010 году до Усть-Утки дотянули асфальт и сейчас прокатиться сюда из Тагила одно удовольствие!
Улица на которой стоит здание церкви, сейчас названа в честь писателя Д. Н. Мамина-Сибиряка, он учился в школе в Усть-Утке. (Здание школы ещё сохранилось.)
Отсюда с караваном он уплыл в Пермь, чтобы продолжить обучение в губернском городе. В очерке «Бойцы» Мамин-Сибиряк почему-то назвал Усть-Утку и реку Межевую Утку «Каменками».
Фото без зума -
https://fotki.yandex.ru/next/users/to4et/album/232899/view/1184813




Comments

( 3 comments — Leave a comment )
evno azef
Feb. 16th, 2017 04:26 pm (UTC)
Когда составляли в 1862 году десятивёрстную карту империи, вовсе и обозначать не хотели этот город. Но тут поползла муха и сделала точку. Стали эту точку измерять и, оказывается, прямехонько на наш город муха сделала: такая аккуратная была муха, все градусы соблюла, и широту и долготу. Ну, конечно, карту портить жалко, приписали тогда обозначение, — и стал город
https://ru.wikipedia.org/wiki/Мухосранск
Дмитрий Строков
Feb. 17th, 2017 06:47 am (UTC)
Еще несколько сравнений фото Прокудина-Горского
Еще несколько сравнений фото Прокудина-Горского с уральских рек:
Река Чусовая около Слободы (Слободской камень)
https://img-fotki.yandex.ru/get/27200/7304888.91/0_109155_f88c4a49_orig
Скала Каменные Ворота на реке Исеть около Мартюша
https://img-fotki.yandex.ru/get/46310/7304888.91/0_1070a3_2c8b9479_orig
Река Исеть около Мартюша. Справа скала Три Пещеры, слева - Камень Пельмень
https://img-fotki.yandex.ru/get/29984/7304888.91/0_1070a2_4dc2eade_orig
Река Исеть около Мартюша. Скала Три Пещеры
https://img-fotki.yandex.ru/get/117474/7304888.91/0_1070a4_f4f197d6_orig
visualhistory
Feb. 17th, 2017 04:29 pm (UTC)
Re: Еще несколько сравнений фото Прокудина-Горского
Спасибо!
( 3 comments — Leave a comment )

Profile

visualhistory
visualhistory

Latest Month

October 2018
S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   

Tags

free counters



История и современность

Locations of visitors to this page

История и современность
Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner