visualhistory (visualhistory) wrote,
visualhistory
visualhistory

Category:

Мир дореволюционной рекламы: авто и другая техника

Хотел сделать небольшую подборку дореволюционной рекламы и обнаружил, что это огромный мир, настоящая "энциклопедия русской жизни". Красочные постеры начала 20 века очень сильно передают дух и мироощущение того далёкого времени, позволяют очень много узнать об образе жизни предреволюционной России, её потребительской культуре, экономическом развитии, социальных нравах, художественных стилях, информационной среде и т.д.
Поэтому я решил посвятить дореволюционной рекламе серию постов.
Этот пост посвящен рекламе автомобилей и другой сложной техники.
Как известно, промышленной развитие Российской империи было довольно неоднозначным. С одной стороны, это была 5-я индустриальная страна мира, строили сами и паровозы, и линкоры. С другой стороны, было заметное технологическое отставание от США, Германии, Англии, Франции. По уровню автомобилизации - одно из последних мест в Европе, собственное производство автомобилей находилось в зачаточном состоянии. Большинство автомобилей импортировали. Крейсер "Варяг" строили в Филадельфии. Современное промышленное оборудование также было в большинстве своём импортное. В детстве, во второй половине 80-х, я был на экскурсии на московском заводе "Серп и Молот". Самое сильное впечатление оставили работающие станки с клеймами "France, 1889"!
Эта неоднозначность прослеживается в рекламе.
Начнём с автомобилей. В основном реклама предлагает обслуживание и тюнинг импортных авто:




Шины сами делали:

Бензином и маслами обеспечивало русское товарищество Бр. Нобель:

В начале 20 века в России существовал уже и прокат автомобилей:


Всё же было и своё производство автомобилей и мотоциклов, например, фирмой "Дукс":

"ДУКС" - российское предприятие по производству автомобилей, велосипедов и другой техники. Фабрика "Дукс" (в переводе с латинского "вождь", "ведущий") была основана в 1893 г. в Москве предпринимателем Юлием Александровичом Меллером. Он был известным в Москве спортсменом, изобретателем. Первой продукции стали велосипеды.
В 1896 г. велосипеды "Дукс" представлялись на Всероссийской Художественно-промышленной выставке в Нижнем Новгороде. Это было несколько дорожных, легкодорожных и гоночных моделей, две трехколесных, два тандема и квадруплет. Московский велосипедный журнал "Циклист" в отчете о выставке писал: "Все велосипеды фабрики "Дукс" выглядели изящно, имели узкую каретку, раму модели 1896 года и легкий вес". За свои велосипеды Ю. А. Меллер получил Бронзовую медаль выставки.
Вскоре вместо паровых автомобилей началось производство бензиновых автомобилей по лицензии американской фирмы "Олдсмобиль". Это были сравнительно не дорогие машины по цене 1800 рублей.
Но "Дукс" продолжал расширять ассортимент своей продукции. В 1903 г. была выпущена партия электрических омнибусов. После русско-японской войны предприятие открывает новое направление - авиационное. 10 августа 1910 г. на аэродроме Московского Общества Воздухоплавания (Ходынское поле) пилот С. И. Уточкин продемонстрировал аэроплан N 1 типа "Фарман" фабрики "Дукс " Ю. А. Меллера". (Отсюда)

Да. аэропланы в России строили с 1910 г.:

Довольно значительное развитие получило производство сложной сельскохозяйственной техники.

Например, в калужском селе (!) Людино существовал завод по производству локомобилей, т.е. мобильных паросиловых установок:


Их также делал завод "Рандрупъ" в Омске:


Приводный ремни для локомобилей делала фабрика резиноизделий "Треугольник":


Фабрика турбин находилось в Вильно:


А вот газо-генераторные двигатели везли из Дрездена:


"Аппараты искусственных минеральных вод и газовых напитков":

Третий агрегат похож на самогонный аппрат :-)











Tags: Авто-мото, Дореволюционная Россия, История транспорта, Реклама и каталоги
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 103 comments