visualhistory (visualhistory) wrote,
visualhistory
visualhistory

Category:

Пекин в разгар "Культурной революции". 1966 г.

С 1964 Китай был охвачен почти десятилетней великой смутой, получившей название "Культурная революция". Понять до конца социальную сущность и логику этого безумия полностью вряд ли возможно, но основные проявления попробую описать в нескольких словах. Прежде всего, это спровоцированный сверху погром партийных кадров отрядами молодых штурмовиков (хунвэйбинов и цзаофаней). Проходило это в виде бесконечных митингов, налётов, физических расправ в ходе самосуда. В некоторых городах (например, в Шанхае) парткомы давали отпор и тогда начинались затяжные уличные бои. Армия большей частью сохраняла нейтралитет, но в какие-то моменты ей приходилось вмешиваться в события, иногда с применением танков и артиллерии. Председатель Мао формально оставался над "схваткой", наблюдая, как дерутся между собой различные группировки. Интересно, что ошельмованные и низвергнутые высшие партийные деятели не были расстреляны (как в СССР в 30-е), а отправлены в сельхозкоммуны заниматься тяжёлым физическим трудом. После смерти Мао они вернулись и вновь заняли высшие посты (например, Дэн Сяопин), что было абсолютно немыслимо в том же СССР.
Также поразительно, что среди всеобщего хаоса китайцы умудрились создать ядерное оружие (1964) и построить пекинское метро (!).
Одним из немногих западных корреспондентов, которым удалось запечатлеть события Культурной революции изнутри, была Solange Brand. Вот её репортаж о кипящем Пекине 1966 г.

Военные грузовики везут солдат на демонстрацию:




Участники демонстрации в Пекине:


Массовые праздничные демонстрации в центре Пекина:


Революционные песни и танцы 1 мая 1966:


Первомайское представление в Парке Трудящихся:


Северо-восточный Пекин:


Уличная сценка в северном Пекине:


Площадь Тяньаньмэнь накануне дня образования КНР 1 октября 1966:


Празднование 1 октября 1966:


В тот же день:


Это уже февраль 1967, осада французского посольства:


Больше всего в те дни досталось, наверное, посольству СССР.

Однако самые жуткие сцены Культурной революции удаоорсь запечатлеть на западным корреспондентам, а самим китайцам.
Вот что снял, например, Li Zhensheng.
На таких плакатах писали обычно нечто вроде "я ревизионист".
На плакате у этого человека написано: «Бандитский выродок Ван Ицан»:


Судьба людей, попавших в руки хунвэйбинов, зависила от их усмотрения:


Нередко для унижения "ревизионистов" использовались позорные колпаки, как в средневековой Испании:



Эта сцена была снята в августе 1966 в Харбине:







Tags: 1960-е, Китай, Пекин
Subscribe

  • Прорыв

    Когда за 20 лет пересмотрены мегатонны исторических фотографий, уже мало какие могут вызвать удивление. Но иногда всё же случается. Из фондов РГАКФД.…

  • Вызов к директору. 1955 г.

    Решил приурочить что-нибудь ко Дню знаний и нашлась одна атмосферная картина в духе позднего сталианса. Беркал Е.Л. Вызов к директору. 1955 год:…

  • Новый мундир, 1953 г.

    Эта картина в удивительно концентрированном виде передаёт дух последних лет сталинской эпохи. "Новый мундир". Художник Пономарёв Николай…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 19 comments

  • Прорыв

    Когда за 20 лет пересмотрены мегатонны исторических фотографий, уже мало какие могут вызвать удивление. Но иногда всё же случается. Из фондов РГАКФД.…

  • Вызов к директору. 1955 г.

    Решил приурочить что-нибудь ко Дню знаний и нашлась одна атмосферная картина в духе позднего сталианса. Беркал Е.Л. Вызов к директору. 1955 год:…

  • Новый мундир, 1953 г.

    Эта картина в удивительно концентрированном виде передаёт дух последних лет сталинской эпохи. "Новый мундир". Художник Пономарёв Николай…